> В прошлой беседе я говорил об апостоле Павле как апостоле свободы. Вера в Христа, к Которому он, некогда ревнитель религиозного закона, обратился в таинственный миг на пути в Дамаск, означала для него прежде всего освобождение от ига рабства, т.е. от законнического, рабского отношения к Богу. Не случайно христианская жизнь определяется им как стояние в свободе, которую даровал Христос (см. Гал. 5:1).
> Но свобода эта не равнозначна произволу, эгоизму, голому самоутверждению. «К свободе призваны вы, братия, — пишет апостол, — только бы свобода ваша не была угождением плоти» (ср. Гал.5:13). Содержание свободы, дарованной во Христе, — это любовь, а свобода — условие любви. Любовь освобождает от порабощения закону, свобода же исполняется в любви. Поэтому святой Павел, будучи апостолом свободы, есть одновременно и апостол любви. И об этой новой любви во Христе, любви, которую Христос излил в сердца наши (см. Рим. 5:5), нигде не сказано c большей силой и полнотой, чем в Послании апостола Павла к коринфянам, в знаменитом его гимне любви:
> Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится… Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви… (1Кор.13:1–10; 12–13; 14:1).
> Этот гимн любви выражает самую сердцевину, внутренний двигатель всей проповеди, всего учения апостола Павла. Заметим, что всё в этом прославлении любви сопряжено с той или иной стороной религии и религиозной жизни. И всё направлено на то, чтобы показать, как без любви всё в религии становится бессмысленным и пустым.
> Если я говорю языками человеческими и ангельскими… Начиная с Пятидесятницы, когда апостолы заговорили силою Духа на разных языках, христиане в этом даре видели одно из проявлений и доказательств своей веры. Но апостол Павел говорит: если этот дар без любви, то он ничто.
> Если я... знаю все тайны, и имею всякое познание и всякую веру, так что могу и горы переставлять…Иными словами, возможно и знание, возможна и вера без любви, но тогда и они ничто.
> Если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение… Да, возможна и высокая мораль, возможно и мученичество, возможны и поиски совершенства без любви, но тогда всё это мертво и нет в том никакой пользы. Всё, чем была религия до Христа и чем она так часто остается и по сей день — только знанием или философией, только моралью, только жертвой, только законом, — всё это отныне отнесено к любви, любовью измеряется, в любви обретает смысл и силу.
> И вот удивительные признаки любви, это удивительное проникновение в ее сущность — в то, как любовь любит. Любовь долготерпит, т.е., ни на что не взирая, продолжает быть доверием, ожиданием, надеждой.Любовь милосердствует, т.е. являет собой противоположность холодному, хотя бы и справедливому суду, во все суждения вносит ту милость сердца, без которой даже справедливость — мертвый закон. Любовь не завидует, т.е. освобождает отношения между людьми от отравляющего их яда, а значит, и от главных порождений зла — ненависти и разделения. Любовь не превозносится, не гордится, ибо она и только она есть победа над самоутверждением и гордыней, которые составляют главный двигатель нашей жизни.Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Достаточно отнести каждое из этих утверждений к себе, к собственной жизни, чтобы почувствовать, до какой степени каждое из них бьет прямо в цель, до чего вся жизнь наша определяется «исканием своего» и потому бесчинствует, потому раздражается, потому помышляет зло. В этом гимне любви вскрывается призрачность добра без любви, истины без любви — всего того, чем мы так легко и так часто оправдываем себя и свой эгоизм, лишь усиливая тьму и страх вокруг. Но над всем в этом падшем и злом мiре восходит солнце любви, и всё становится возможным, ибо любовь всё покрывает, всему верит, всё переносит и, главное, — никогда не перестает.
> Этим солнцем, этой силой любви озарено всё учение апостола Павла. Любовь и свобода — вот его завет на все времена, вот то, к чему он призывает меня, нас всех сегодня. Достигайте любви (1Кор.14:1), — говорит он, — и я покажу вам путь еще превосходнейший (1Кор.12:31).