Или словаИисуса в Гефсимании, когда Он страдал и молился?
Можно ли лучше сказать о депрессии — угнетенном состоянии духа, при котором человек испытывает крайнее отчаяние? Во многих Псалмах описывается выражение лица впавшего в депрессию человека. И как точно описывается! Подавленный и угнетенный, он выглядит несчастным. Он озабочен, обеспокоен, грустен, как будто несет на своих плечах всю тяжесть мира.
«День и ночь слезы стали пищей моей» (Псалом 41:4).
Другой распространенный симптом депрессии — слёзы.
Удивительно точное психологическое описание! Зачастую депрессия сопровождается потерей аппетита. Вы просто не можете есть. Пища не проходит в горло, и вашей едой становятся слезы. Вы не можете остановить слезы, упиваетесь отчаянием, что усиливает депрессию.
В Писании больше доброты и реализма, чем в словах иных христиан. Оно ясно говорит: верующий вполне может испытывать депрессию. Жизнеописания праведников свидетельствуют о том же.
«Сэмуэль Бренгль. Портрет пророка» — это история великого праведника, члена Армии спасения. Классические работы Бренгля о святости были переведены на сотни языков и помогли миллионам верующих обрести себя во Христе.
Автор так писал о Бренгле: «Затем началась борьба с чувствами, процесс мышления затруднился, наступило состояние меланхолии». В своем письме Бренгль отмечал: «Мои нервы потрепаны, измотаны, истощены. И меня охватило такое уныние и такая депрессия, которых раньше у меня не было, хотя депрессия — моя хорошая знакомая». В более поздние годы Бренгль получил травму головы: на уличном митинге какой–то пьяный бросил в него кирпичом. Последствия травмы усилили депрессию, с которой он боролся на протяжении всей жизни. Но легко ли при этом найти другого такого праведника, как Сэмуэль Бренгль?
Прежде чем вступить в борьбу с депрессией, необходимо признать ее существование.
Отрицая факт депрессии, верующие лишь добавляют себе неприятностей. К депрессии присоединяется еще и чувство вины. Таким образом проблема удваивается. Можно сказать, что пребывать в глубокой депрессии — всё равно, что нести тяжелейший эмоциональный груз. Тащить на горбу 100 кг нелегко, однако сил хватит. Если же добавляется еще и чувство вины, потому что вы себе говорите: «Я грешен, ибо у меня депрессия», то вы удваиваете нагрузку, и такое уже никто не выдержит.
Депрессия — не всегда признак духовного бессилия. В Библии мы находимповестования о том, что некоторые герои испытывали тяжелейшие депрессии в моменты эмоциональной разрядки после величайших духовных взлетов. Именно так было в жизни Илии. Что случилось после величайшего в его жизни триумфа над пророками Ваала на горе Кармил? Мы видим его сидящим в одиночестве под ракитой, просящим Господазабрать его жизнь . То же произошло и с Авраамом (см. Бытие 15). То же происходит со многими из нас. Депрессия — некий эмоциональный ответный удар нашей природы. Как сильная отдача при выстреле из оружия большого калибра. Это реакция организма или скорее уравновешивающий механизм, действующий, по словам Клайва Льюиса, в соответствии с «законом перепадов» в человеческой личности.
К сожалению, в этот момент некоторые друзья–христиане становятся нам злейшими врагами, засыпая нас ошибочными и даже вредными советами. Есть христиане, которые плохо понимают, что такое депрессия: их организм ей не подвержен, они не способны понять тех, кто от нее страдает. Особенно тяжело, если два таких разных человека становятся мужем и женой. Если у мужа хорошее настроение, а у жены подавленное, то ему трудно до конца понять ее эмоции и настроение. И будет вдвойне жестоко, если муж взвалит душевный груз на жену, когда она пребывает в депресии. Или наоборот.
Неправда, что неподверженный депрессии человек — более духовен. Клайв Льюис однажды сказал: половина наших добродетелей — это всего лишь проявления естественных свойств нашего характера, а не признак духовности.
Депрессия и чувство вины
В депрессию может перерасти ощущение вины за совершенный грех: вы знаете, что ослушались Бога, провинились перед Ним. Однако я пишу не об этом. Вы спросите: «Как мне распознать депрессию, ставшую результатом греха?» Это хороший вопрос, особенно если вы перфекционист, человек болезненно совестливый, серьезно относящийся к своим обязанностям, постоянно испытываете беспокойство, неловкость за свои поступки и чувство вины.
Позвольте познакомить вас с общим принципом. Конкретное, определенное ощущение вины, явно привязанное к конкретному поступку или помыслу, — это и есть истинное и достоверное чувство вины. Оно вызывает определенные эмоции — чувство вины и депрессию, которые являются результатом реального проступка.
Но если вы в чём–то вините себя напрасно, испытываете безосновательную тревогу — это, вне всякого сомнения, признаки псевдовины или обычной депрессии эмоционального характера. Греховный поступокможет привести к депрессии, но не всякая депрессия — результат греховного поступка. Корни депрессии очень глубоки и запутанны: многие обиды и травмы детства люди приносят с собой во взрослую жизнь.
Депрессия и личность
Депрессия связана с особенностями личности, конституцией человека, его характером, функционированием желез внутренней секреции, эмоциональным складом, с тем, как он привык проявлять свои чувства. Мыдолжны понять и принять всё это. Если каждый из нас будет руководствоваться здравым смыслом, как герои старого детского стишка, то нам станет только лучше.
Джек Спрэт ест только постную еду; его жена лишь жирную предпочитает. Живут они в согласье и в ладу, тарелки чистыми всё время оставляют.
Какой глубокий анализ структуры личности! По своему складу Джек Спрэт и миссис Спрэт абсолютно разные. Не пытайтесь принудить их есть одинаково или жить одинаково. Это будет насилием над ними. Они оба добропорядочные люди, и мы полагаем, сильно любят друг друга, хотя по природе своей они разные.Вот бы побольше проповедников, учителей и особенно родителей постигли благой здравый смысл этого детского стишка.
Некоторые христиане полагают, что, возрождаясь к новой жизни во Христе, мы становимся новыми людьми, всё старое умирает. Разве не должен измениться склад характера?
Нет! Не должен.
Вы стали христианином, но это не означает, что вы перестали быть самим собой. После своего обращения Павел так и остался Павлом. Петр остался Петром, а Иоанн — Иоанном. Ни один из них не стал кем–то другим.
Мы каждый по–своему видим и чувствуем, реагируем и интерпретируем увиденное.
«Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище»(2 Коринфянам 4:7)
Апостол Павел напоминает нам:
Есть люди нервного склада, по своей природе постоянно испытывающие состояние тревоги и страха. Они крайне впечатлительны, их легко задеть за живое, им свойственны частые смены настроений. Можно предположить, что Павел был одним из них. Будучи сильной личностью, Павел всё же пришел в Коринф «слабый, в страхе и трепете» (1 Коринфянам 2:3). Он был легковозбудимым молодым человеком: «Везде одни беды: вокруг ссоры, в душе страхи...» (2 Коринфянам 7:5).
То же можно сказать и о молодом предстоятеле церкви — Тимофее. Создается впечатление, что всё Второе Послание к Тимофею было написано Павлом, чтобы вывести Тимофея из состояния депрессии. Биограф Бренгля назвал его «меланхоликом от природы». Люди, склонные к самокопанию и крайне мнительные, чаще всего переживают самые тяжелые формы депрессии.
Неспособность реально признать собственную депрессию — главная причина большинства депрессий. Если мы считаем, что связи между естественным (нашим характером и складом личности) и сверхъестественным (нашей духовной жизнью) не существует, мы серьезно ошибаемся. Наши чувства, наша вера сосуществуют в рамках одной личности. Бог не подойдет к нам тайной тропкой, идущей в обход нашей личности, или напролом, или по запасной колее. Он не станет сверлить отверстие в вашем черепе, чтобы через него влить Свою благодать. Склад вашей личности, в которую входит вера, — это еще и вместилище ваших чувств.
Возможно, мы сможем понять это, если представим себе внушительного вида, крупный, дорогой видеоцентр, состоящий из телевизора, магнитофона и радио. Это красивый прибор. Но случись что–то неладное с транзисторами огромного агрегата — аудиосистема выйдет из строя. Почему? Каждый компонент — часть единого механизма. Если где–то происходит размыкание, портится конденсатор или транзистор, то это влияет на работу всех узлов. Почему? Они функционируют в одной системе.
Источники депрессий могут находиться за пределами чисто духовной сферы. Депрессия наступает потому, что вышло из строя какое–то «оборудование» — возможно, в узле физического самочувствия или в блоке балансировки эмоций и личности. Транзисторы испортились, связь нарушилась, и это отразилось на духовной жизни.
Вот что писал о себе Бренгль, этот великий верующий: «И меня охватило такое уныние и такая депрессия, которых раньше у меня не было… Казалось, что Бога не существует. Смерть казалась моей бесконечной целью. Жизнь потеряла свою славу, прелесть и смысл… Молитва не приносила облегчения; казалось, что я утерял дух и силу молитвы».
Используя предыдущий пример, можно сказать: с нашим передатчиком ничего не случилось; Божья любовь продолжала поступать. Радиостанция транслировала прекрасную музыку, телевизионный передатчик посылал точное изображение, но мы не слышали звука, и экран телевизора «рябил». Почему? Потому что произошли неполадки в принимающем блоке.
То же случилось с Бренглем. Он был очень мудрым человеком. Несмотря на бунт своих чувств, он осознавал, что Бог есть. В каждом предложении он использует слово «казалось». «Казалось, что Бога не существует… Смерть казалась моей целью». Это сам Бренгль выделил курсивом слово «казалось»!
Вам случалось переживать момент полной перемены чувств? Вечером вы ложились спать, и всё было прекрасно. На следующее утро вы просыпались, и не было ничего прекрасного. Вы не можете понять, отчего это произошло. Вчера вы были счастливы. Но что–то случилось, и ваше отношение изменилось. Ваши чувства, действия и восприятие действительности сегодня совершенно иные. Дело в том, что вы никогда не бываете один. Бог рядом, но и Сатана не дремлет. Сатана сидит на краю вашей кровати и старается разглядеть щель, через которую можно проникнуть в вашу личность. Почему? Потому что Сатана — житель духовного мира, он знает то, что нам с вами еще предстоит узнать: то, что влияет на ваше физическое состояние, может повлиять и на духовное. Поэтому он старается превратить эмоциональную депрессию в депрессию духовную. Сатана всем своим естеством желает вашего духовного поражения. Он хочет, чтобы ваши вышедшие из строя эмоции вывели из строя веру. Он знает о ваших слабостях; он видит глубины вашего духа и старается пробраться в самый центр вашего естества.Он хочет, чтобы депрессия физиологическая вылилась в духовное поражение, сомнение, упадок духа.
Примитесвои индивидуальные особенности
Поймите и примите особенности своего темперамента. Внутренне приняв истину, вы больше не будете противиться самому себе. Вы перестанете считать особенности своего темперамента своим врагоми увидите, что они — Божий дар.
Доктор Дэвид Симандз:
Лично я провел много лет в борьбе с самим собой, пытаясь стать кем–то другим, сражаясь со своим нервным легковозбудимым складом характера, всегда немного злясь на себя и пытаясь измениться. Поворотный момент наступил, когда я смог принять себя таким, какой я есть. Однажды Господь сказал: «Это всё, что ты получил! У тебя не будет другой индивидуальности. Лучше успокойся, живи и учись обходиться тем, что имеешь. А кроме того, если ты отдашь в Мои руки свое истинное «я» — не «Сверх-Я», которым ты не являешься, — если ты отдашь его Мне, то мы с тобой замечательно поладим, и Я смогу использовать тебя такого, какой ты есть».
Первый шаг на пути выхода из депрессии — принять себя такого, какой ты есть. Это не значит, что вы должны идти на поводу у своего характера.
"После обращения вы оказываетесь под контролем Святого Духа" – уверенно пишет протестант Д. Симандз. Полагаю, будет трудно найти православного автора, который бы написал такую фразу.Однако обратите внимание, что сама эта мысль — вполне библейская: "Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (= "Кем движет Дух Бога, те сыны Бога"); "Так как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего" (Рим.8:14; Гал.4:6)*. Симандз продолжает свою мысль: "Но Святой Дух может наполнять и контролировать лишь то, что вы имеете и складываете к Его ногам. Вы не можете изменить свой характер, но вы можете позволить Святому Духу взять его под контроль".
Бренгль говорил: «Молитва не приносила облегчения. Казалось, что мною был утерян дух и сила молитвы. И тогда я решил возблагодарить и прославить Бога, хотя не ощущал желания славить и благодарить. Все чувства, кроме депрессии и уныния, покинули меня. Но когда я возблагодарил Бога за испытание, на меня снизошла такая благодать! Еле мерцавший свет становился всё ярче и ярче, и потом мгла растворилась. Депрессия отступила, жизнь снова стала прекрасной, и желанной, и полной благодати».
Вот в чём дело! Бренгль сказал: «Я решил». Павел писал Тимофею: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий» (= "поддерживай в себе живой огонь Божьего дара", 2Тим.1:6). Завтра утром вспомните, что Божья любовь основывается не на ваших чувствах, не на ваших делах и даже не на вашей любви к Нему. Его любовь основывается на Его верности.
Непоколебимая любовь Господа никогда не прекращается, Его милость никогда не кончается. Они обновляются каждое утро:
«Верность Твоя беспредельна. "Удел мой — Господь... посему на Него — уповаю»
(Плач 3:23–24, перевод И.М.Дьяконов, Л.Е.Коган).
* Вот пара примеров, когда православные авторы всё же говорят о "водительстве Духом": "На вершине духовной жизни христианин живет уже под непосредственным водительством Святого Духа, руководимый Его постоянными внушениями, ясно различая в сердце своем, чего хочет от него Бог. На менее высоких ступенях водительство Божие совершается менее ощутительно, но при духовном возрастании становится более различимым; например, внимая слову Божию, человек всё более и более различает, что в нём относится к обстоятельствам его жизни, а при встрече с людьми всё чаще извлекает из них указания на свою духовную пользу", — пишет епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский) в своем Катехизисе. "Благодатные старцы часто в жизненных ситуациях чутко прислушивались к человеку и старались услышать, увидеть и почувствовать, как Дух Божий ведет человека, по какому пути, в каком направлении" — иг. Евмений (Перистый). "Совесть, ум, воля молящегося могут сопротивляться благодати, могут неверно понимать ее действие, но лучше человеку следовать неверно понятому водительству Духа Святого, чем ожидать указаний церковных властей" — свящ. Яков Кротов в тексте о канонизации о. Александра Меня. Обычно же православные авторы говорят о том, что Св. Дух руководит Церковью через соборы и иерархов, которые "водимые Св. Духом". Смелее католические богословы: "<Христиане — участники Евхаристии> вместе свидетельствуют о святости Бога и о своей надежде на Спасение. Они поддерживают друг друга под водительством Святого Духа" (Катехизис Католической Церкви).