> Богословие пророка Исайи может быть охарактеризовано следующими чертами: а) Бог «свят», т. е. несоизмерим ни с какой тварью. Он требует и от людей святости, но в отношении к ним она есть посвящение себя Богу и всецелая преданность Ему; б) Бог ? Владыка истории. Он направляет все мировые события так, чтобы они служили Его замыслам. Он единственный истинный Царь Израиля; в) вера делает человека соучастником замыслов Божиих; г) в то же время вера должна проявляться в нравственной жизни человека как служение добру.
> Без этого внешняя набожность бессмысленна и оскорбляет Бога; д) Исайя ? один из первых среди пророков, кто ясно говорит о Мессии как о Личности. Он предрекает упадок дома Давидова, из которого тем не менее впоследствии произойдет Помазанник Ягве. Царство Мессии ? это возвращение Едема; е) из грешного народа Ягве выделяет для Себя Остаток (евр. ШЕ ` АР). «Остаток» ? это те, кто останется верным Богу. Они образуют ядро народа Божия. В Новом Завете к «Остатку» будет принадлежать тот Израиль, который примет Господа (см . Рим 11 . 1-5 ); ж) залогом сохранения «Остатка» Исайя считал неприкосновенность Иерусалима. Сколь бы ни были велики грехи народа, Бог не изменит Своему слову и через покаяние приведет избранных к Себе ( ср. Рим 11 . 25-27 ).
> Таким образом, одной из центральных тем Книги Исайи являются спасение и пути, которыми оно совершается.
Призвание Исайи
> 6 . 1. 742 г. до Р. Х. ? год смерти Озии. Из текста явствует, что Исайя имел видение в Храме и оно подвигло его на пророческое служение. Трон Божий означает, что один Ягве есть истинный Царь Израиля и мира ( ср. Откр 4 . 3-11 ). 6 . 2. Серафим — мн. ч. от евр. САР ` АФ, что значит «жгучий, пламенный». Это слово только еще один раз встречается в Ветхом Завете, когда говорится о жалящих змеях (евр. ХАНАХАШ ` ИМ ХАСЕРАФ ` ИМ), которые напали на Израиль в пустыне ( Числ 21 . 6). Несомненно, что «серафимы» Исайи ? это олицетворение Небесных сил, предстоящих престолу Божию, подобно херувимам у Иезекииля ( гл. 1 ). Что касается крыльев серафимов, то блж. Иероним видит здесь метафорическое выражение, означающее молниеносную быстроту движения*. 6 . 3. Свят означает, что Бог бесконечно совершенен и по существу Своему стоит превыше всякой твари. Слава (евр. КАВ ` ОД ) ? это сила Господня, действующая во Вселенной, образ Богоявления ( ср. Исх 24 . 17; Пс 18 . 2). Во время видения Исайя слышал и видел духовным взором и духовным слухом. «Слышит Исайя глас Господа, хотя ничто не ударяло в телесный слух... ибо в уме тех, у кого он не развлечен и чист, какою-то неизреченною силою составляются образы, как будто они слышат в себе изглашаемое слово Божие, хотя ни воздух не передает, ни слух не принимает сих образов» **. 6 . 5-7. Очистительное действие серафима показывает, что грешный человек действительно не способен созерцать Бога (эта глава Исайи положена А. С. Пушкиным в основу стихотворения «Пророк». 6 . 8. Готовность пророка к служению. Здесь можно видеть характерную черту библейского Откровения. Мистик, созерцая видение, не растворяется в экстазе, его самосознание остается ясным. 6 . 13. Залог надежды изображен аллегорически. Как срубленное дерево может не погибнуть, но сохранить в корнях силу жизни для новых побегов, так и Израиль не будет истреблен окончательно и возродится.
|