Каталог статей

Главная » Статьи » Православие

Христианство в XIX веке, Россия
  • Обстановка в стране способствовала духовному пробуждению. В обществе наблюдалось своеобразное богоискательство, но сентиментальное, чуждое церковности.
  •  Эпоха Александра I не внесла существенного вклада в богословии и религиозной философии. В 1817 г. власти объединили управление Церковью и образованием в едином Министерстве духовных дел и народного просвещения (которое также называли «Сугубым министерством». Его главой назначили обер-прокурора Голицына, говорившего о себе как об «универсальном» христианине, признающем только религию, которая опирается на духовный опыт сердца. Отсюда его интерес к течениям, делавшим упор на «втором рождении» и «духовном пробуждении». Создание «Сугубого министерства», стоявшего над Синодом, означало дальнейшее понижение авторитета и уменьшение полномочий архиереев. Чтобы избежать полного отождествления с масонством и розенкрейцерством, Голицын держал при себе в качестве духовника архимандрита-обскуранта Фотия. Результатом тесного сотрудничества Голицына и Фотия была строгая религиозно-нравственная цензура печати и образования. Инспектор университетов Магницкий пытался реформировать образование. Он успел полностью провести преобразования только в Казанском университете, превратив студенчество в полумонашеские общины. Для провинившихся студентов были созданы на каждом этаже тюремные помещения; наказанных держали на хлебе и воде. Было нелегко и профессорам: от них требовалось, чтобы они учили тому, что не противоречило Библии в понимании Голицына-Фотия-Магницкого; философия должна была опираться на Ветхий Завет, правоведение ? на «Русскую правду» и т.п.
  • Заслугой голицинского министерства был предпринятый под покровительством созданного Библейского общества, филиала Британского библейского общества, перевод Библии на русский язык. Председателем Общества был Голицын. Перевод делался профессорами и бакалаврами Петербургской академии, одним из главных энтузиастов и переводчиков был молодой Филарет (Дроздов), будущий митрополит Московский. (Филарет боролся также за переход семинарий и академий с латыни на русский язык, но это произошло только при Николае I.) В 20-е гг. было напечатано первое полное русское издание Нового Завета с Псалтирью и Пятикнижие.
  • Сотрудничество Фотия с Голицыным продолжались до 1824 г., когда Фотий понял, что масонско-пиетистские воззрения Голицына имеют мало общего с его, как он полагал, православным богословием. При очередной встрече с Голицыным он не только отказался дать ему благословение, но проклял его, предал анафеме. Фотий не понимал, что религиозные взгляды царя сродни голицинским, и пытался добиться от него закрытия Библейского общества и ликвидации Духовного министерства. Его поддержал митрополит Петербургский Серафим (Глаголевский). 15 мая 1824 г. Голицын был уволен, «Сугубое министерство» упразднено.
  • Новый министр народного просвещения престарелый адмирал Шишков, который продолжал командовать Синодом (незаконно), начал борьбу против русской Библии. Он утверждал, что нет отдельного русского языка, а есть лишь славянский в двух вариантах: возвышенный и вульгарный, а перевод Священного Писания на вульгарный диалект является едва ли не богохульством, а массовое издание такого перевода еще больше принижает Писание: листы священной книги станут использоваться в качестве оберточной бумаги; непочтение приведет к распространению вольнодумства, ересей, атеизма. Особенно Шишков и митр. Серафим выступали против перевода Пятикнижия с иврита; напечатанный тираж Пятикнижия был полностью сожжен. Они выступали и против филаретовского катехизиса, главным образом из-за перевода молитв на русский язык и из-за того, что язык катехизиса (предназначенного для начальных школ!) слишком близок к разговорному. Катехизис удалось спасти, но только ценой восстановления церковнославянского текста молитв и архаизации текста. Закрытия Библейского общества и прекращения перевода Библии удалось добиться при Николае I, который, однако, распорядился непроданные экземпляры не уничтожать, а распространять среди заключенных.
  • В 1928 г. министром просвещения стал князь К.А. Ливен, участник движения Моравский братьев. Он был инициатором создания "Евангельского библейского общества, деятельность которого распространялась лишь на протестантское население Российской империи.
  • Полный русский перевод Корана был опубликован значительно раньше перевода Библии. Раньше русского появились переводы Библии на мордовский, татарский и другие языки народов империи.
  • Важным событием александровской эпохи была реформа духовной школы (1808-1814). В  XVIII – начале XIX в. духовные школы были лучшими учебными заведениями России: они давали солидные знания в области классической культуры и естественных наук. Подавляющее большинство ведущих общестенных, государственных и научных деятелей были выпускниками духовных школ (например, М. Ломоносов). Из 66 профессоров Московского университета в начале века  22 были выпускниками семинарий, а 33 — иностранцами.
  • Пока семинарии выполняли общеобразовательные функции, правительство заставляло их делать упор на общее образование, а не на специфически богословские предметы. Когда же Александр I завершил начатое при его бабке создание общегосударственной системы трехступенчатой гражданской школы, настало время думать о придании духовной школе собственно богословского направления.
  • Была создана четырехступенчатая система: уездное духовное училище (грамотность, основы церковнославянского языка и богословия); епархиальное училище (неполное среднее образование с богословским уклоном); шестилетняя семинария (формально ? среднее богословское образование, но по уровню гуманитарных и богословских знаний ? скорее неполное высшее); духовная академия (их было всего четыре, здесь готовили будущих архиереев, профессоров, преподавателей семинарий и гимназических учителей Закона Божьего). Было начато углубленное изучение богословия и особенно восточных отцов Церкви.
  • Впервые было введено преподавание русского языка как отдельного предмета. Стало уделяться большее внимание церковнославянскому и греческому языкам за счет некоторого сокращения латыни, которая, впрочем, осталась языком, на котором велось преподавание (наряду с русским). Латынь как предмет преподавания отмирала постепенно. Этому способствовала переориентировка семинарий на предметы, нужные сельскому священнику, как-то основы земледелия и медицины. К 40-м годам богословская школа окончательно перешла на русский язык.
  • В 1820 г. последовало изгнание из России иезуитов и закрытие их богословской академии и духовного центра в Полоцке (открытых в 1811 г.). В то же время правительственная комиссия не удовлетворила просьбу митр. Филарета об издании богословских учебников на русском языке. Аргументом было то, что это сделает книги доступными простым людям, которых они могут «соблазнить в ереси».
  • Почти обязательным условием рукоположения стало наличие семинарского образования. Следствием этого стало исчезновение традиции избирать кандидатов в священники приходом, а в епископы ? епархиальным съездом. Уже при Петре главным требованием к будущему архиерею стала формальная образованность (и потому в начале XVIII века подавляющее большинство епископов были с Украины ? выпускники Киевской академии), тогда как раньше определяющими критериями были: личное благочестие, нравственные качества, а затем уже административные способности, ум и образование. Епископат, пришедший с Украины, принес с собой барско-деспотические привычки, заимствованные из Польши. Это стало причиной обострения трений между белым духовенством и епископатом, чему способствовал и новый институт «академического монашества», также пришедший с католического Запада: студенты принимали монашеский постриг не по призванию, а из карьерных соображений; большинство из них не вело иноческого образа жизни; они вызывали раздражение у былых священников, попавших в подчинение им только из-за того, что посчитали для себя неприемлемым принимать постриг ради карьеры. (В более либеральные времена Александра II эта внутренняя напряженность проявилась в сочинениях, обличавших лицемерие и аморальность многих архиереев.)
  • В то же время духовное образование становилось сословным. 1) Со времени Петра священники и церковнослужители должны были отправлять своих сыновей в семинарии, дабы избавить их от вхождения в сословия, облагаемые налогами и рекрутскими поборами. 2) После екатерининской секуляризации церковных земель Церковь была вынуждена ограничивать размер своей образовательной системы ? принимались только дети из духовного сословия. 3) Хотя духовные школы имели весьма скромное обеспечение, они обеспечивали своих воспитанников каким-то содержанием, кровом и питанием, а подавляющее большинство духовенства не могло позволить себе платное обучение своих детей. При этом к середине века светские учебные заведения по уровню образования стали превосходить духовную школу, страдающую от недостатка средств (зарплаты педагогов в семинариях и академиях тогда составляли 50-80% от соответствующих ставок в светских учебных заведениях).
Категория: Православие | Добавил: galinanavak (10.10.2009)
Просмотров: 513 | Теги: христианство | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [80]
Строительство [308]
Косметология [6]
Красота и здоровье [53]
Медицина [44]
Наши верные друзья [6]
Любимые домашние животные
Работа [56]
Интернет [97]
Другое [157]
Православие [265]
Практические советы [89]
Поиск