13. Иеремия вновь в Иерусалиме. Он выступает против патриотов, надеющихся на Храм (ок. 608 г.) ( 4 Цар 23.31-37; Иер 7; 26.7-24)
Люди, неправильно понявшие учение Исайи о незыблемости Сиона, полагаются на Храм, но, поскольку они виноваты перед Господом, Храм не спасает их.
3 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля:
— Сделайте благими ваши пути и деяния, и тогда Я оставлю вас жить на этом месте. 4 Не доверяйте лживым словам: "Вот он, Храм ГОСПОДЕНЬ, Храм Г ОСПОДЕНЬ, Храм ГОСПОДЕНЬ!" 5 Если вы сделаете благими ваши пути и деяния, если будете вершить правый для каждого суд, 6 если чужеземца, сироту и вдову не будете притеснять и кровь невинную не будете проливать на месте этом, если не будете поклоняться богам иным во зло себе — 7 тогда Я оставлю вас жить на этом месте, на земле, которую Я дал вашим отцам на веки вечные. 8 Но полагаетесь вы на ложь, и не будет от этого пользы! 9 Крадете вы, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь ложно, воскуряете Ваалу, поклоняетесь богам иным, которых вы не знали, 10 а потом приходите, встаете предо Мной в этом Доме, над которым провозглашено Мое имя, и говорите: "Мы спасены!" — чтобы и дальше творить все эти мерзости. 11Дом, над которым провозглашено Мое имя, вы считаете, стал прибежищем разбойничьим?! Я всё это вижу! — говорит ГОСПОДЬ. — 12 Идите же в Силом, на то место, где Я сперва назначил пребывать Моему имени, и посмотрите, что Я сделал с Силомом из-за злодейства Израиля, народа Моего. 13 А теперь, за то, что вы творите всё это, — говорит ГОСПОДЬ, — хотя Я говорил вам, говорил вновь и вновь, но вы не слушали, звал вас, но вы не отвечали, — 14 за это с Домом, над которым провозглашено Мое имя, с Домом, на который вы уповаете, с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, Я сделаю то же, что и с Силомом! 15 Я отрину вас, как отринул ваших братьев, потомков Ефрема.
7.11. Обличение служителей Храма, повторенное Христом при вступлении Его в Иерусалим (Мф 21.13). Смысл этого текста таков: преступники (убийцы, воры, клятвопреступники, прелюбодеи и т. д.) надеются при помощи жертвоприношений и других культовых действий, совершаемых в Храме, спастись от возмездия, подобно тому как разбойники спасаются от возмездия в разбойничьем логове.
7.12. Силом — город в 14 км к северу от Бет-Эла. Важный религиозный и политический центр древнего Израиля. В Силоме Иисус Навин распределял по жребию земли Ханаана между племенами Израиля (Нав 18.10). Согласно Нав 18.1, здесь находился шатер Встречи. Согласно Суд 18.31, в Силоме находился Дом Божий. В 1Цар 1 говорится о храме ГОСПОДА в Силоме. Именно здесь служил Илий, и сюда был отведен матерью маленький Самуил (1Цар 1.24). Согласно 1Цар 4, в Силоме находился ковчег Договора. ... что Я сделал с Силомом... — Ср. Иер 26.9; Пс 77.59-60. Нет никаких более точных свидетельств относительно судьбы Силома. Возможно, он был захвачен филистимлянами (ср. 1 Цар 4). В Иер 41.5 говорится, что среди восьмидесяти человек, которые пришли в Мицпу, были и представители Силома.
21 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля:
— Приносите жертвы, всесожжения совершайте, ешьте жертвенное мясо! 22 Но когда Я вывел вас из Египта, не говорил Я вашим отцам об этом, не давал им заповедей о всесожжениях и других жертвах. 23 Лишь одно Я им заповедал: "Голосу Моему повинуйтесь, и буду Я вашим Богом, вы будете Моим народом. Во всём поступайте так, как Я повелю вам, и будете вы благополучны". 24 Но не слушали они, не внимали, поступали по своему разумению, по упрямству злых сердец своих — повернулись ко Мне не лицом, а спиною. 25 С того дня, когда вышли ваши отцы из Египта, и доныне Я посылал к вам рабов Моих, пророков, посылал вновь и вновь. 26 Но не слушали вы Меня, не внимали, сделались вы упрямы, стали еще хуже, чем ваши отцы.
27 Ты скажешь им всё это, но они тебя не послушают, будешь звать их, но они тебе не ответят. 28 Тогда скажи им:
— Вот народ, что не повинуется голосу ГОСПОДА, Бога Своего, не принимает наставления! Погибла правда, их уста отвергли ее!
29 Косы свои отрежь и выбрось, огласи холмы похоронным плачем, ибо отверг Г ОСПОДЬ и покинул поколение это, на которое Он разгневан.
30 — Сыны Иуды творят зло предо Мною, — говорит ГОСПОДЬ. — Они поставили мерзости свои в Доме, над которым провозглашено Мое имя, и он теперь осквернен. 31 Построили они капища в Т`офете, что в долине Бен-Хинном, чтобы сжигать в огне своих сыновей и дочерей. Я этого не заповедовал, сердцу Моему это не угодно.
32 Потому настанут дни, — говорит ГОСПОДЬ, — когда это место будет называться не Тофет и не долина Бен-Хинном, а долина Резни, и для могил в Тофете уже не хватит места. 33 И трупы людей из этого народа станут пищей для птиц небесных и зверей земных, и некому будет отогнать птиц и зверей.
34 Я заставлю умолкнуть в городах Иудеи, на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ибо эта земля обратится в пустыню.
7.23. Краткая формула, выражающая сущность Синайского Завета. 7.23-34. Поскольку народ не исполнил условий Завета, он не может ожидать помощи от Ягве. Здесь пророк утверждает условный характер Завета в противовес взгляду, согласно которому Ягве в любом случае будет защищать Иерусалим и Храм. 7.30. ... мерзости свои... — Подразумеваются изображения языческих богов, находившиеся в Храме (ср. 4Цар 21.1-7). 7.31. Долина Бен-Хинном (другое название Ге-Хинн`ом) расположена к югу и юго-западу от Иерусалима. Во времена Иудейского царства здесь приносили в жертву детей (ср. 2Пар 28.3; 33.6). От названия Ге-Хинном происходит греческое слово "геенна", которое в Новом Завете употребляется в значении "преисподняя", но не в качестве географического названия.
14. Проповедь в долине Генном ( Иер 19 – 20)
Долина Генном (Геенна), или Тофет, у стен Иерусалима была связана с позорными для Иудеи воспоминаниями. Здесь при Манассии и других нечестивых царях совершался изуверский культ Молоха (принесение человеческих жертв).
19.l Так говорит ГОСПОДЬ:
— Иди, купи у гончара глиняный кувшин. Возьми с собою нескольких старейшин этого народа и нескольких старших священников, 2 выйди к долине Бен-Хинном, за Горшечные ворота, и провозгласи там слова, которые Я скажу тебе. 3 Скажи: Слушайте слово ГОСПОДНЕ, цари Иудеи, жители Иерусалима!
19.1. Иеремия прибегает к символическому действию, принятому у пророков. Он созывает старейшин в долину Генном и, разбив сосуд, объявляет, что так поступят и с Иерусалимом.
7 Обманул Ты меня, ГОСПОДЬ, и я обманут. Одолел Ты меня — ведь Ты сильнее. День-деньской надо мною смеются, все надо мной глумятся. 8 Что ни слово мое — то стоны, я кричу: "Насилье, грабеж!" Слово ГОСПОДНЕ мне приносит униженье, насмешки с утра до ночи. 9 И сказал я: "Напоминать о Нём не буду, говорить во имя Его — не стану!" Но вот, в моем сердце будто огонь пылает, в костях моих струится! Удержать его я тщился, но был не в силах. 10 Слышу я в толпе пересуды, кругом — ужас! "Донесите! Давайте о нём объявим!" Те, с кем жил я в мире, ждут моего паденья: "Может, он впросак попадет, и тогда мы его одолеем, за всё отплатим!" 11 Но со мной Г ОСПОДЬ, словно воин могучий! Потому гонители дрогнут, бессильны будут, позором себя покроют, цели своей не достигнут. Позор их вовеки не забудется! 12 ГОСПОДЬ Воинств испытует справедливо, сердце Он видит и душу. Пусть увижу я, как Ты отомстишь им, ведь Тебе я тяжбу свою доверил!
13 Пойте ГОСПОДУ, ГОСПОДА славьте! Ибо Он бедняка спасает от руки злодеев.
14 Проклят день, в который я родился! День, когда мать меня родила, — да не будет он благословен! 15 Проклят тот, кто отцу принес известье: "Сын у тебя родился!" — и тем отца осчастливил. 16 Человек тот пусть будет подобен городам, что ГОСПОДЬ разрушил, не зная жалости. Пусть он стоны услышит утром, боевые кличи — в полдень! 17 Ибо он не убил меня в утробе, чтобы стала мне мать могилой, а утроба ее — беременной вечно. 18 Для чего из утробы я вышел — чтобы тяготы видеть и горе и дни окончить в позоре?
20.7. и далее. Псалом, выражающий всю глубину отчаяния Иеремии, который не хочет, но должен выступать против своего народа. Между его человеческими чувствами и призванием возникает трагическое противоречие. Некоторые выражения этого псалма перекликаются с Книгой Иова (3.3 и далее).
15. Слово о Навуходоносоре (605—604 гг.) ( Иер 25.1-17)
В мае 605 г. халдейский князь Навуходоносор разбил египтян при Кархемише и в 604 г. был коронован царем Вавилона. Иеремия объявил Навуходоносора «рабом» Божиим. После этой проповеди пророк был арестован.
16. Варух читает пророчество Иеремии (604 г.) ( Иер 36)
Царь Иоаким, несмотря на поражение фараона, продолжал держать его сторону. Иеремия призывает Иоакима признать власть вавилонского царя Навуходоносора.
36.1 В четвертый год правления царя Иудеи Иоакима, сына Иосии, было Иеремии такое слово от ГОСПОДА:
2 — Возьми свиток и запиши в него все слова об Израиле, Иудее и всех народах — всё, что Я говорил тебе с того дня, когда Я заговорил с тобою впервые, в правление Иосии, и доныне. 3 Быть может, поймут потомки Иуды, какую беду Я задумал послать им, и каждый из них оставит злой путь свой. Тогда Я прощу им преступления их и грехи.
4 Иеремия призвал Баруха, сына Нерии, и Барух, из уст Иеремии, записал в свиток все слова ГОСПОДА, которые Г ОСПОДЬ говорил Иеремии.
В этот свиток вошло большинство ранних проповедей Иеремии (гл. 1 – 25.14).
17. Первое выселение иудеев в Вавилон (597 г. ) ( 4 Цар 23.36-37; 24.1-17)
Иоаким признал власть Вавилона, но вскоре поддался уговорам фараона и восстал. Он умер, вероятно, в тот момент, когда халдейские войска были уже у стен города.
18. Надежды Иеремии на лучших людей в изгнании ( Иер 24; 29)
Притча о смоквах имеет в виду две части народа. Зрелые плоды означают тех, кто был переселен в Халдею в 597 г. (среди них образованные классы: книжники, левиты, священники и, в частности, пророк Иезекииль). Пройдя через горнило испытаний, они образуют основу будущего Израиля. Оставшиеся же окажутся в Плену позднее (587–582), а некоторые из них укроются в Египте. Они, согласно Иеремии, представляют собой худшую часть народа.
В начале царствования Седекии военная партия вновь окрепла и при поддержке иноземных послов стала убеждать царя порвать с Вавилоном. Подробности событий тех лет стали известны из переписки иудейских начальников, найденной в 30-х гг. XX в. при раскопках Лахиса. В ней упомянут некий пророк (вероятно, Иеремия).
Гл. 27. Это пророчество Иеремия произнес ок. 592 г., когда Седекия был вынужден заключить союз с соседними народами против Навуходоносора. Инициатором союза был фараон, который хотел ослабить Вавилон, втянув в борьбу с ним еще малые царства, Сирию и Палестину.
28.1 В четвертый год правления Седекии, царя Иудеи, в пятом месяце, Хапания, сын Аззура, пророк из Гаваона, сказал мне в Доме Г ОСПОДНЕМ на глазах у священников и всего народа:
2 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля:
— Я разобью ярмо царя вавилонского! 3 Через два года Я возвращу на это место всю утварь Дома ГОСПОДНЕГО, которую Навуходоносор, царь Вавилона, забрал отсюда и увез в Вавилон. 4 Царя Иудеи Иехонию, сына Иоакима, и всех, кто был угнан из Иудеи в Вавилон, Я возвращу на это место, — говорит ГОСПОДЬ, — ибо Я разобью ярмо царя вавилонского.
5 Пророк Иеремия ответил пророку Ханании на глазах у священников и всего народа, стоящего в Доме ГОСПОДНЕМ, — 6 сказал пророк Иеремия:
— Пусть ГОСПОДЬ сделает именно так, пусть Он исполнит твое пророчество, вернет сюда из Вавилона утварь Дома ГОСПОДНЕГО и всех изгнанников! 7 Но послушай, что я скажу тебе и всему народу во всеуслышание. 8 Пророки, что были в древности, прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим странам, великим царствам войны, беды и мор. 9 Если же пророк предсказывает мир, то лишь тогда узнают, что он действительно пророк, посланный Г ОСПОДОМ, когда сбудутся слова этого пророка.
28.1-9. Борьба против Иеремии придворных пророков, одобрявших войну с Вавилоном. 28.7-10. Иеремия изобличает угодливость как признак ложного пророчества. Вина народа велика; тот, кто предсказывает ему благоденствие и победы, не может быть вдохновлен Духом Божиим. 28.9. Та же мысль высказана во Втор 18.22.
Гл. 21. Царь Седекия, человек слабый и робкий, не желал войны, но действовал под давлением военной партии. Когда в 588 г. его принудили порвать с Навуходоносором и халдейские войска вступили в Палестину, Седекия, страшась будущего, вопросил Иеремию, который объявил, что сопротивление бессмысленно.
32.6-15. Иеремии предлагают купить часть земли в Анафофе, приобрести которую он имел право как ближайший родственник владельца. Пророк заключает купчую, несмотря на то, что враг у ворот и земля разорена. Это символический акт, знаменующий веру в грядущее обновление Израиля. 32.17-44. Молитва Иеремии раскрывает смысл бедственной судьбы народа Божия и завершается пророчеством о прощении Божием.
33.14 Настанут дни, — говорит ГОСПОДЬ, — когда Я совершу то благо, которое Я предрек дому Израиля и дому Иуды. 15 В те дни, в то время по воле Моей произрастет праведная Ветвь, потомок Давида, и будет он вершить на земле суд и справедливость.
16 В те дни Иудея спасется, Иерусалим будет жить безмятежно. И зваться он будет так: "ГОСПОДЬ — оправдание наше".
17 Ибо так говорит ГОСПОДЬ:
— Род Давида не пресечется на престоле Израиля. 18 И всегда будут священники-левиты совершать предо Мной всесожжения, сжигать хлебные приношения и совершать ежедневные жертвы.
Отверженный всеми, перед лицом гибели Иерусалима, пророк благовествует Царство Божие.
39.14. Иеремия был освобожден из-под стражи как человек, осуждавший восстание против Навуходоносора. Годолия, сын Ахикама, друга Иеремии, был назначен наместником Иудеи, и ему поручили позаботиться о пророке. Но, как следует из 40.1, Иеремию, вероятно, по ошибке, отправили вместе со знатными горожанами в лагерь для переселенцев в Раме.
В евр. Библии Книга Плач не включена в состав пророческих писаний. В названии имя автора не стоит (в евр. Библии она названа по первому слову ЭЙХ`А — как, а в раввинской традиции — КИН`ОТ мн. ч. от КИН`А — плач, откуда греческое и русское название). Книга отнесена к разделу Писаний (КЕТУВИМ). В Септуагинте, вероятно, в связи с 2Пар 35.28 книга названа «Плачем Иеремии» и помещена после Книги пророка Иеремии. Однако ряд признаков указывает на то, что Иеремия не мог быть автором книги. Составитель ее явно принадлежал к другим, далеким от пророка кругам. В ней выражается сожаление о том, что евреи не получили помощи от Египта (4.19). Между тем Иеремия был решительным противником расчетов на такую помощь (35.5-10). Автор Книги Плач с большим уважением говорит о Седекии и вспоминает о надеждах, которые возлагались на его правление (4.20). Это никак не могло исходить из уст Иеремии, обличавшего царя и предсказывавшего ему гибель. И, наконец, изысканный стиль поэмы, написанной в виде акростиха (алфавитного), говорит об авторе, писавшем в спокойной обстановке, что совершенно не соответствует последним годам жизни Иеремии. Библеисты полагают, что книга была написана в Иудее между 587 и 582 г. Возможно, что писавший ее был одним из сподвижников Годолии (Иер 40.6-12). Книга Плач тесно связана с траурным богослужением, совершавшимся в дни воспоминания о гибели Иерусалима. Ее главная тема — грех как причина общенародного бедствия. Автор оценивает исторические события с богословской точки зрения, выраженной в Книгах Судей и Царств. В Книге Плач еще не ставится вопрос о страдании невинного (Иов) и об искупительной силе страдания праведника (Ис 52-53). Цель Книги Плач — пробудить в людях сознание греховности, с тем чтобы покаянное чувство возродило их к новой жизни, преодолев озлобленность и отчаяние.
1.1 Ах, осталась пустынной / столица, полная людом, Стала, словно вдова, / госпожа народов, Правительница областей / отдана в работу!
2 Безутешно плачет в ночи, / на щеках ее слезы, Нет утешителя ей / среди всех ее любивших, Предали друзья ее, / стали врагами.
3 В изгнанье ушла Иудея от позора, / от тяжкой работы, Посреди народов / не найти ей приюта, Настигли ее гонители / среди несчастий.
4 Горе путям, к Сиону ведущим, / паломников на них не стало, Пусты врата столицы, / священники ее стонут, Посрамлены ее девы, / и самой ей горько.
5 Душители ее торжествуют, / враги ее процветают Господь страдать ее заставил / за множество прегрешений, Пред врагом ее младенцы / идут среди пленных.
6 Есть ли теперь воспоминанье / о славе дочери Сиона? Князья ее, словно олени, / не нашедшие пастбищ, Бредут они бессильно / перед тем, кто их гонит.
7 Жизнь ее — нищета и скитанья! / Вспоминает столица Всё самое дорогое, / что издревле с ней было, Когда в руках врага народ оказался, / и некому помочь ей. Смотрели враги, смеялись / над ее бессильем.
8 За грех, коим согрешила, / стала она бесприютной, Те, кто раньше почитал, презирают, / ибо срам ее увидали, В голос она стонет, / лицо свое пряча.
1.1. Иерусалим изображен в виде скорбящей женщины. Это связано с символикой брачного союза как Завета между Богом и народом (см. Ос 1–3).
1.8. От лица народа библейский поэт признает справедливость возмездия.
3.1 А я — муж, видевший униженье / от жезла Его гнева, 2 Вел Он меня и привел / во мрак, не ко свету, 3 Вот, на меня ежечасно / простирает Он свою руку.
3.1. Страждущий человек, от имени которого говорит автор, есть Остаток Израилев. Его молитвы состоят из сетований (1-20) и размышлений о милосердии Божием (21-66).
4.1 Ах, потемнело злато, / червонное потеряло цвет свой! Драгоценные камни рассыпаны / на всех перекрестках.
2 Блестящие сыны Сиона, / что на вес золота были Ах, ценятся что глиняный горшок, гончара изделье!
3 Вот и щенкам шакала / мать дает сосцы, чтоб питались: Дочь народа моего жестока, / как страусы в пустыне.
4 Гортань и язык младенца / слиплись от жажды, Выпрашивают дети хлеба — / никто им не отломит.
5 Даже пировавшие в роскоши / на улицах гибнут, Взращенные на пурпуре / радуются отбросам.
6 Еще, больше грех моего народа, / чем грех Содома, Что был низвергнут мгновенно, / и рука человека не вмешалась.
7 Жемчужно-белы ее вельможи, / молока светлее были, Телом краснее кораллов, / как сапфир их вены.
8 Золы серей стал их облик, / на улицах не узнать их, Обтягивает кожа их кости, / сухая, как кора поленьев.
9 Истребленные мечом счастливей / голодом истребленных, Что растаяли, сраженные / скудостью урожая.
10 Кроткие женщины сами / чад своих варили В пищу себе, когда гибла / дочь моего народа.
4.1-10. Описание осажденного Иерусалима.
Оказавшись в земле язычников, иудеи вернулись к суевериям, которые искоренял царь Иосия.
22. Книга Утешения. Пророчество о Новом Завете ( Иер 30 — 31)
30.1 Вот слово, которое было Иеремии от ГОСПОДА.
2 Так говорит Г ОСПОДЬ, Бог Израиля:
— Всё, что Я говорил тебе, запиши в свиток. 3 Ибо настанут дни, — говорит ГОСПОДЬ, — когда Я верну из плена народ Мой, Израиль и Иуду, — говорит Г ОСПОДЬ, — верну их на землю, которую Я дал их отцам, чтобы они владели ею.
4 Вот слова, которые сказал ГОСПОДЬ об Израиле и об Иуде.
5 Так говорит Г ОСПОДЬ:
— Крики ужаса мы слышим, страх и смятенье повсюду!
6 Расспросите, смотрите! Разве может родить мужчина? Почему же Я вижу: мужчины обхватили руками бедра, словно роженицы? Исказились их лица смертельной бледностью. 7 Горе! Ибо день тот велик, не было ему подобного. Это время беды для Иакова, но он спасется! 8 В тот день, — говорит ГОСПОДЬ Воинств, — Я разобью ярмо, что у тебя на шее, разорву оковы! Тогда не будут больше служить чужеземцам, 9 служить будут ГОСПОДУ, своему Богу, и царю своему — Давиду, которого Я поставлю над ними.
30.1. Начало сборника пророчеств, в которых Иеремия говорит о возвращении из Плена и о возрождении народа Божия (так называемая «Книга Утешения», гл. 30–33). Гл. 30, как полагают некоторые исследователи Библии, относится к раннему периоду служения Иеремии (эпоха реформы Иосии). 30.1-8. Пророчество о Мессианском Царстве. Если текст относится к 626–609 гг., то под возвращающимися пленниками следует разуметь жителей Самарии, переселенных в ассирийские земли в 722 г.
31.2 Так говорит ГОСПОДЬ: — В пустыне нашел прощенье народ, от меча уцелевший. Израиль получит отдых!
31. Эта глава написана, вероятно, в последние годы жизни Иеремии (либо в Массифе, либо в Египте). 31.2. Те, кто грешил и страдал на родине, в пустыне (в изгнании) обретут спасение и милость Божию.
27 — Настанут дни, — говорит ГОСПОДЬ, — когда Я наполню Израиль и Иудею людьми и скотом. 28 Раньше Я не спускал с них глаз, чтобы искоренять и разрушать, сокрушать и губить, творить им зло. Так и теперь Я не спущу с них глаз, чтобы строить и насаждать, — говорит ГОСПОДЬ. 29 В те дни уже не будут говорить: "Отцы виноград незрелый ели, а у детей испортились зубы". 30 Ибо человека будут карать смертью только за его преступления: кто съест виноград незрелый — у того и испортятся зубы.
31 Настанут дни, — говорит ГОСПОДЬ, — когда Я заключу с потомками Израиля и с потомками Иуды Договор новый — 32 не такой договор, какой Я заключил с их отцами, когда взял их за руку и вывел их из Египта. Тот договор они нарушили, хотя Я был их Владыкой, — говорит Г ОСПОДЬ. — 33 Иной договор Я заключу тогда с потомками Израиля, — говорит Г ОСПОДЬ.
Я вложу Закон Мой им в сердце, в их сердцах его начертаю. Я буду их Богом, они будут Моим народом!
34 И никто больше не будет наставлять ближнего своего, брата своего, говоря: "Познайте ГОСПОДА!" — ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, — говорит Г ОСПОДЬ. — Я прощу им преступление их, о грехе их больше не вспомню.
35 Так говорит Г ОСПОДЬ, который даровал солнце, чтобы днем оно сияло, законы даровал луне и звездам, чтобы ночью они светили, который волнует море, и волны морские рокочут, Тот, чье имя — ГОСПОДЬ Воинств: 36 — Как законы эти предо Мной незыблемы, — говорит ГОСПОДЬ, — так потомки Израиля предо Мной останутся народом вечным.
37 Так говорит ГОСПОДЬ: — Как высокое небо не измерить, не отыскать оснований земли глубоких, так и Я не отвергну потомков Израиля за их поступки! — говорит Г ОСПОДЬ.
31.27-34. Грех отцов не будет вменен потомкам. Синайский Завет сменится Новым Заветом, который будет начертан в сердцах людей. Это пророчество осуществилось с пришествием Христа Спасителя. 31.35-37. Подобно тому, как непреложны законы мироздания, установленные Творцом, непреложен и Завет Его с народом, предназначенным возвещать Имя Господа в мире. |