Пророк Аггей (евр. Х
АГ`АЙ,
«праздник»; его память православная Церковь отмечает 16/29
декабря.) жил в эпоху мессианского движения, которое вспыхнуло среди
иудеев в конце VI в. до Р. X. Испытав первые невзгоды после
возвращения на землю отцов, евреи впали в маловерие и глубокое
уныние. Строительство Храма было прекращено, благочестие угасало. Тогда
Бог воздвиг двух пророков — Аггея и Захарию, которые вдохновили
народ, предрекая пришествие Мессии, и побудили его возобновить постройку
Храма. В то время палестинские иудеи подчинялись персидскому сатрапу
и владели лишь Иерусалимом с его окрестностями. Во главе Общины
стоял князь из дома Давидова Зоровавель, который привел переселенцев
из Вавилона в 538 г. до Р. X. Пророк Аггей обратился
к нему с требованием приступить к строительству Храма. Речи
пророка точно датированы с августа по декабрь 520 г. Вероятно,
вскоре после этого Аггей умер. По преданию (сохраненному
Псевдо-Епифанием), он дожил до освящения Второго Храма
(515). Основная мысль Книги пророка Аггея — необходимость
воздвигнуть Храм в преддверии мессианского Царства. Пророк напоминает
маловерным иудеям о том, что обетование о пришествии Мессии
непреложно. По-видимому, сам пророк полагал, что Завет Божий
исполнится в лице Зоровавеля, сына Давидова. Здесь мы имеем дело еще
с одним примером того, как сокращалась временная перспектива
в пророческом предвидении будущего. Поэтому уверенность Аггея в том,
что Зоровавель есть Помазанник, могла превратиться в ожидание
немедленного установления Царства Божия. Судьба Зоровавеля показала, однако,
что время Мессии еще не настало. После освящения Храма мы больше
ничего о Зоровавеле не слышим. По некоторым намекам можно
предположить, что он возглавил мессианское восстание в Иерусалиме,
которое было подавлено персами (1Езд 4.15). Согласно другому
предположению, Зоровавель был смещен с поста правителя
и возвращен в Вавилон. Книга пророка Аггея есть свидетельство веры
в пришествие Мессии, прозвучавшее на фоне общего упадка духа
и маловерия. 1. Четыре пророчества (
Аг 1—2)
1.1 Во второй год
царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне
через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи,
и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею:
2 так сказал Господь
Саваоф: народ сей говорит: ≪не пришло еще время, не время
строить дом Господень≫. 3 И было слово
Господне через Аггея пророка:
4 а вам самим время жить в домах
ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?
5 Посему
ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.
6 Вы сеете много, а собираете
мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь;
одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает
для дырявого кошелька.
7 Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце
ваше на пути ваши. 8 Взойдите
на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду
благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь.
9 Ожидаете многого, а выходит мало; и что
принесете домой, то Я развею, — за что? говорит Господь Саваоф:
за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите
каждый к своему дому. 10 Посему-то небо заключилось
и не дает вам росы, и земля не дает своих
произведений. 11 И Я призвал засуху
на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок,
на елей и на всё, что производит земля,
и на человека, и на скот, и на всякий ручной
труд.
2.1 В седьмой
месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея
пророка: 2 скажите теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву,
правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку
народа:
3 кто остался между вами, который видел
этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь?
Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?
4 Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит
Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь
народ земли, говорит Господь, и производите работы; ибо
Я с вами, говорит Господь Саваоф.
5 Завет Мой, который
Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух
Мой пребывает среди вас; не бойтесь!
6 Ибо так говорит Господь
Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю,
море и сушу; 7 и потрясу
все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню
дом сей славою, говорит Господь Саваоф.
8 Мое серебро и Мое золото, говорит
Господь Саваоф. 9 Слава сего последнего
храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф;
и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф.
1
.2. Пророк имеет в виду
людей, которые не желали строить Храм, полагая, что сначала нужно
позаботиться о хозяйственных нуждах города и области.
1.5-11. Пророк
указывает на засуху и голод как на признак гнева Божия. Святое
дело должно быть продолжено. Ревность о Храме следует поставить
на первое место, а всё прочее будет дано людям (ср.
Мф 6.33).
2.3-4. Речь идет о людях,
которые не могли примириться с мыслью о том,
что великолепный Соломонов Храм погиб. Господь обещает, что слава
нового Храма превзойдет славу старого. Это пророчество исполнилось, когда
во Втором Храме проповедовал Христос.
2.5. Основой надежды должна быть
твердая вера в Завет Божий, заключенный с праотцами народа. То,
что обещано Богом, свершится вопреки всем препятствиям.
2.6-7. Пророк
изображает явление Бога в мир в виде мировой катастрофы. Образы ее
должны показать величие Царства Ягве в сравнении со всеми мировыми
державами. 2.11-14. Неприкосновенность
посвященных Храму предметов была знаком благоговения. К нему-то
и призывает пророк охладевший к вере народ. Пророк
Захария (евр. ЗЕХАРЙ
`А, «тот, о ком помнит Ягве»;
его память православная Церковь отмечает 8/21 февраля)
был сподвижником пророка Аггея. В книге приведена
его родословная, из чего следует, что он принадлежал
к знатному роду. Согласно позднейшему преданию, Захария прибыл
в Иерусалим еще молодым и умер в глубокой старости, членом
великого Собора (коллегии законоучителей, толковавших Писание). Начало
проповеди Захарии приходится на октябрь — ноябрь 520 г.
до Р. X. Большинство современных библеистов относят 2-ю часть Книги
Захарии (гл. 9—14) к концу IV в., к эпохе Александра
Македонского. Богословие первой части Книги Захарии носит преимущественно
мессианский характер. Темы книги следующие: а) возрождение Храма
и Иерусалима; б) обращение народов и мессианское Царство,
которое покончит с мировым злом; в) добродетель как служение
Богу; г) двойственная природа мессианской власти (князь
и первосвященник). 2. Призыв к покаянию
(
Зах 1.1-6)
3.
Мир на земле. Иерусалим прощен (
Зах 1.7-17) Видения
Захарии близки по форме и по духу к видениям Иезекииля.
Они свидетельствуют о духовных силах, которые участвуют
в мировой истории. 1.11-12.
В Ахеменидской державе, покорившей почти весь Древний Восток
от Малой Азии до Индии, воцарился мир. Только Иерусалим страждет,
разоренный и обнищавший. 4. Грядущее
Богоявление в Сионе (
Зах 1.18
— 2) 5.
Первосвященник и Мессия (
Зах 3)
1 И показал он мне Иисуса, великого
иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую
руку его, чтобы противодействовать ему. 2 И сказал
Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе
Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?
3 Иисус же одет был в запятнанные одежды
и стоял перед Ангелом, 4 который
отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные
одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою
и облекаю тебя в одежды торжественные.
5 И сказал: возложите на голову его
чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его, и облекли
его в одежду; Ангел же Господень стоял.
6 И засвидетельствовал Ангел Господень
и сказал Иисусу: 7 так говорит
Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если
будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать
за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь.
8 Выслушай же, Иисус, иерей великий,
ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот,
Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ.
9 Ибо вот тот камень, который
Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей: вот,
Я вырежу на нём начертания его, говорит Господь Саваоф,
и изглажу грех земли сей в один день.
10 В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг
друга приглашать под виноград и под смоковницу.
3.1-5. Иисус,
сын Иоседеков, первосвященник времен Зоровавеля. Он как
«предстатель» несет на себе грех народов (запятнанные одежды).
Сатана (евр. САТ`АН, противник) здесь впервые
в Ветхом Завете назван прямо, но представление о нём
еще нечеткое. Его внушениями порожден грех Иерусалима, который теперь
смывает Господь (ср. Пс 50.4-14). Если прежде
у первосвященника были отняты его регалии (Иез 21.26),
то теперь они возвращаются ему.
3.8-10. Отрасль
(евр. Ц
`ЕМАХ) означает Мессию, который вырастает подобно
молодому побегу из корня срубленного дерева (ср.
Ис 11.1). 6. Два помазанника (
Зах 4)
1 И возвратился
тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня,
как пробуждают человека от сна его.
2 И сказал он мне: что ты видишь?
И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка
для елея наверху его, и семь лампад на нём, и по семи
трубочек у лампад, которые наверху его;
3 и две маслины на нём, одна
с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее.
4 И отвечал я и сказал Ангелу,
говорившему со мною: что это, господин мой?
5 И Ангел, говоривший со мною, отвечал
и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я:
не знаю, господин мой.
6 Тогда отвечал он и сказал мне так:
это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством
и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.
7 Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты
— равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных
восклицаниях: ≪благодать, благодать на нём!≫
8 И было ко мне слово Господне:
9 руки Зоровавеля положили основание дому
сему, его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф
послал Меня к вам. 10 Ибо кто может считать день
сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес
в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые
объемлют взором всю землю? 11 Тогда отвечал я
и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны
светильника и с левой стороны его? 12 Вторично
стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви,
которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?
13 И сказал он мне: ты не знаешь,
что это? Я отвечал: не знаю, господин мой.
14 И сказал он: это два помазанные елеем,
предстоящие Господу всей земли.
4.3. Две маслины —
аллегория двуединства мессианской власти, Сына Давидова и первосвященника.
Оба они прообразуют Христа-Царя и Первосвященника
(Евр 4.14).
4.6-7. Зоровавель представлен
как помазанник, который действует не земной силой, но силой Духа
Божия.
4.9. Указание на роль
Зоровавеля в построении Храма. 7. Мир
на земле предваряет пришествие Мессии (
Зах 5
— 6)В речах Захарии образ исторического Зоровавеля
сливается с образом Мессии. В духовном смысле это пророчество
означает, что обетование, данное роду Давидову,
не отменено. 8.
Восстановление Храма (516 г. ) (
1Езд
5.2 — 6) 9.
Истинное служение Богу. Обращение народов (
Зах 7.1-10;
8.18-23)
7.1 В четвертый год царя
Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого
месяца, Хаслева, 2 когда Вефиль послал Сарецера
и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицом Господа
3 и спросить у священников, которые
в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: плакать ли мне
в пятый месяц и поститься, как я делаю это уже много
лет?
4 И было ко мне
слово Господа Саваофа: 5 скажи всему народу
земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали
в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет,
для Меня ли вы постились? для Меня ли?
6 И когда вы едите и когда пьете,
не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?
7 Не те же ли слова провозглашал
Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен
и покоен и города вокруг него, южная страна и низменность,
были населены?
8 И было слово Господне к Захарии:
9 так говорил тогда Господь Саваоф:
производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание
каждый к брату своему; 10 вдовы и сироты,
пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга
не мыслите в сердце вашем.
8 .18 И было
ко мне слово Господа Саваофа: 19 так говорит
Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост
седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью
и веселым торжеством; только любите истину и мир.
20 Так говорит
Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;
21 и пойдут жители одного города к жителям
другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа
Саваофа; и каждый скажет: пойду и я.
22 И будут приходить многие племена и сильные
народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу
Господа. 23 Так говорит Господь Саваоф: будет
в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов,
возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем
с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.
7.1-3. Более
правильным признается такой перевод: «Послал Вефиль-Сарецер Регем-Мелеха
и спутников его…» Осенью 518 г. знатные вавилонские
иудеи, прослышав об успешных работах по воссозданию Храма, посылают
в Иерусалим спросить: соблюдать ли пост в день разрушения Храма?
7.4-10.
Ответ пророка заключается в том, что истинный пост, угодный Богу,
— это справедливость и милосердие
(ср. Ис 58.3-7). |