Имя автора 40–66
гл. Книги Исайи, величайшего пророка-писателя, осталось для нас
неизвестным. В этом можно видеть еще одно указание на то, что
в самом последнем и глубоком значении слова автором пророчества
является Дух Божий. Во второй части Книги Исайи
не упоминаются события и люди VIII в. до Р. X. Израиль
в гл. 40–55 представлен уже пребывающим в Плену.
Иерусалим и города Иудеи разрушены и ждут своего восстановления.
Из царей там назван лишь Кир персидский (558–530), который
освободил в 538 г. евреев из Плена. Пророк призывает народ
к исходу из Вавилона через пустыню. Литературный и богословский
анализ книги еще в XVIII в. привел библеистов к выводу,
что гл. 40–55 написаны пророком из школы Исайи
в эпоху Плена (между 550 и 538 гг.). Этого пророка принято
называть Второисайей. По-видимому, он родился в изгнании
и принадлежал к образованным кругам общества. Он хорошо знает
Писание и часто ссылается на Священную историю. Язык Второисайи
во многом близок к языку Исайи Иерусалимского. Но ученик
обогащает стиль учителя, делая его еще более выразительным
и торжественным. Основную мысль богословия Второисайи можно кратко
сформулировать так: «Бог един и непостижим». Пророк
решительно отвергает все попытки поставить рядом с Богом какую-либо
иную извечную силу. В этом нередко усматривают полемику против персидского
(и вообще древневосточного) дуализма. Замыслы Божии не могут
быть поняты человеком, ему доступно лишь то, что Бог открывает людям
Сам. Бог не удален от мира, но действует в нём постоянно
силой Своего животворящего Слова. Ягве Словом создал мир и Словом же
пересоздаст его, когда наступит час Царства Божия. Бог сотворил
не только мир и человека, но и тот народ, который предназначен
служить ему. Однако в Свое Царство Он введет все племена земли,
которые будут призваны Израилем к почитанию Единого. Израиль
был наказан, потому что он, избранник, не исполнил возложенных
на него задач. Ныне же Господь возвращает ему Свою милость и вновь
призывает на служение. В знак этого Он устрояет новый Исход
из рабства в землю обетованную, где предначертано воссиять
Новому Иерусалиму, Граду Господню. Страждущий Служитель Господень (евр.
`ЭВЕД ЯГВ`Е) ? это сложный
и многогранный образ. В нём слиты черты избранного народа Божия,
и пророка ? посланника Господня, и Мессии ?
Пророка-Первосвященника, Который Своими страданиями искупит мир от власти
греха. Во II в. до Р. X. Книгу пророка Исайи
уже считали произведением одного автора, жившего в VIII в. (Сирах
48.27-28). Пророчества книги очень часто приводятся в Новом Завете,
поскольку их основная тема ? мессианская
и сотериологическая (т. е. относящаяся к спасению мира).
1. Утешение народу Божию (
Ис 40.1-11)
40 1 — Утешайте же,
утешайте Мой народ!
? велит
Бог ваш. ?
2 Ласково говорите с Иерусалимом,
возвестите ему, что отбыл он свою повинность,
что искуплена
его вина. Получил он от Г
ОСПОДА двойное воздаянье за все свои грехи.
3 Голос
взывает: ? Приготовьте в пустыне дорогу Г
ОСПОДУ,
путь прямой в степи
проложите для Бога нашего! 4 Пусть поднимутся
все впадины,
а высоты и горы опустятся, пусть неровная земля ровною
станет, холмы пусть
сделаются долинами. 5 И откроется слава Г
ОСПОДА, все люди
увидят ее! Вот что изрекли уста Г
ОСПОДА.
6 Голос говорит:
? Возвещай! Я спросил: ? Что
возвещать? ? Все люди ? лишь трава,
их краса ?
как цветок полевой. 7 Трава засыхает и вянет
цветок от дуновения Г
ОСПОДА. Поистине, люди ? трава.
8 Трава засыхает, вянет цветок, а слово нашего
Бога пребудет вовек!
40.2. Дни испытаний
кончились. Иерусалим вновь обрел благоволение в очах Божиих.
40.3-5.
Безводная пустыня отделяла Вавилон от Иудеи. Пророк предрекает,
что Господь, как во дни Моисея, вновь поведет Свой народ. Впереди
Него шествует глашатай, уготовляющий Ему путь. Это уже пророчество
о днях Нового Завета. Глашатай ? прообраз Крестителя, Предтечи
Мессии (Мк 1.1-3).
40.6-8. Пророк напоминает людям,
впавшим в уныние, что Божии обетования непреложны. Всё в мире
тленно, но Слово Господа непоколебимо (ср. Мф 5.18;
24.35). 2. Бог ? единый
Творец, Владыка и Спаситель (
Ис 40.12-31)
21 Неужели вы не знаете? Неужели
не слыхали? Разве не было вам поведано от начала?
Разве не понимаете вы, на чём земля зиждется?
22 Восседает Он над кругом земным, а жители
земли ? словно кузнечики! Он простер небеса,
как тонкую ткань,
натянул их, как шатер для жилья! 23 Владык
обращает Он в ничто,
правителей земли ?
в пустое место! 24 Едва лишь посажены, посеяны
они, едва лишь разрастется вглубь их корень, иссушает
Он их дуновеньем Своим, и буря уносит их прочь,
как солому. 40.12-14. Речь
против язычества. Пророк предваряет ее словами о неисповедимости путей
Божиих. Никакие человеческие домыслы и богословские теории не могут
претендовать на постижение тайн Божиих (ср. Книгу Иова).
40.15-18. Пророк отвергает все ограниченные
представления о Божестве. Ягве ? единственный, Кто обладает
подлинным бытием. В сравнении с Ним Вселенная
и человек ? ничто (мысль, позднее раскрытая в Книге
Варуха). 40.19-20. Окруженные символами
язычества в великом городе Вавилоне, иудеи могли поддаться влиянию
языческой религии. Второисайя, рассказывая о том, как делается кумир,
развенчивает идолопоклонство.
40.21. Второисайя хочет сказать,
что он не учит чему-то совершенно новому, он продолжатель
своих учителей, пророков прежних времен.
Четыре
гимна Второисайи возвещают о том, что спасение Божие осуществится
через Служителя Ягве.
42 1 Вот раб
Мой ? Я с ним,
это избранник Мой ? тот, кто угоден Мне! Я ниспослал
на него Мой дух, чтобы он явил народам правый суд.
2 Он не станет кричать, не говорит он громко,
его голоса на улицах
не услышишь. 3 Надломленную тростинку переламывать он
не будет, гаснущего
фитиля не затушит. Он явит поистине правый суд!
4 Не угаснет, не сломится он, правосудие
он утвердит на земле; ждут острова наставлений его.
5 Так говорит
Бог, ГОСПОДЬ, Тот,
кто сотворил и распростер небеса,
создал землю и все
порожденья ее, людям на земле дыхание дал ?
дал дыхание всем,
кто ходит по ней:
6 — Я, Г
ОСПОДЬ, призвал тебя, чтобы свершить избавление,
Я держу тебя за руку, Я тебя храню! Ты ?
Мой договор с народом и свет для всех племен;
7 пусть откроются глаза слепых и выйдут узники
из темницы, пусть
сидящие во мраке выйдут из своей тюрьмы!
8 Я ? Г
ОСПОДЬ, вот имя Мое! Никому не отдам Свою славу,
хвалу, что подобает
Мне, идолам не отдам! 9 Прежнее
уже свершилось, и Я возвещаю новое,
говорю вам о том,
что еще не произошло.
50.4 — Владыка Г
ОСПОДЬ язык умудренного
дал мне, и я умею уставших поддержать словом;
по утрам Он мой слух пробуждает, чтобы
я слушал ? так, как слушают умудренные.
5 Владыка Г
ОСПОДЬ отверз мне слух,
и не воспротивился я, не отступил назад.
6 Подставил я спину бьющим,
позволил
мою бороду рвать, лица не прятал от оскорблений
и плевков. 7 Владыка Г
ОСПОДЬ помогает мне,
и поэтому не коснулось меня бесчестье. Лицо мое ? как
кремень: я знаю, что не изведаю позора.
8 Приближается Тот, кто меня оправдает! Кто
же против меня? Предстанем вместе на суд!
Кто хочет судиться
со мной? Пусть подойдет! 9 Владыка Г
ОСПОДЬ помогает
мне ? кто сможет в чём-то меня обвинить? Как одежда,
износятся все они, их съест моль. 10 Кто
из вас ГОСПОДА
боится и раба Его слушает? Пусть ходящие во тьме
и лишенные света надеются на имя Г
ОСПОДА,
на Бога своего
уповают!
52.13 — Раб Мой
преуспеет,
возвысится он, вознесется, взойдет высоко! 14 Многие
поражались, глядя на него: он был изуродован, на человека
не похож,
вида он был не людского.
15 Но вот, многие народы удивятся, глядя
на него, цари
перед ним умолкнут! Увидят они то, о чём никто не рассказывал
им, постигнут то,
о чём и не слыхали.
53 1 Кто поверил
вести, которую мы принесли? Кому явилась рука Г
ОСПОДНЯ?
2 ...Пред Г
ОСПОДОМ он поднялся,
как росток,
как корень из сухой земли. Вида лишен
и величья ? мы на него и не смотрели;
не было в его
облике такого,
что привлекло бы нас.
3 Он был презираем, отвергнут
всеми ? человек, познавший страданья, изведавший боль.
От такого отворачиваются люди ? его презирали.
Ни во что
не ставили мы его.
4 Но это нашу боль
на себя он принял,
на себя страданья
наши взял! Мы думали, на него обрушилась кара,
мученье, наказанье
от Бога,
5 а он был изранен за наши грехи,
терпел удары
за нашу вину. Муки его принесли нам благо,
его раны нас
исцелили. 6 Мы все
заблудились, как овцы,
разбрелись
кто куда, но за наши грехи Г
ОСПОДЬ покарал его.
7 Угнетаемый,
униженный, он оставался безмолвен. Как влекомый на убой
ягненок,
как овца, что безгласна, когда ее стригут, так
и он оставался безмолвен.
8 Был он схвачен, под суд отдан... Кто
о судьбе его размышляет? От земли живых он был отторгнут, пал
на него удар за грехи моего народа.
9 Со злодеями он похоронен
(рядом с богатым
могила его) ? хотя не совершал он преступлений
и в устах его
не было лжи.
10 Г
ОСПОДЬ пожелал послать ему страданья и обрек его
на муку.
Если Ты сделаешь его жертвой за грех,
узрит он потомство свое, будет жить долго и волю Г
ОСПОДА сумеет исполнить.
11 После бедствий он узрит свет, и порадуется
он.
? Он, праведник, раб Мой, своей мудростью
оправдает многих, на себя вину их примет.
12 Поэтому Я ему долю дам средь великих,
и вместе
с сильными будет он делить добычу. Ведь он на смерть себя отдал,
к преступникам был причислен ? он принял на себя
грехи многих людей, за преступников ходатайствовал
он.
42.1-4. Первый гимн Служителя
Господня. Слово «Служитель» (евр.
Э`ВЕД — слуга,
раб, работник) в синодальном переводе передано как Отрок.
Служитель ? это Мессия, Который будет совершать Свое дело
не земною силой, а духом кротости (ср. Мф 11.29).
Он утвердит Закон Божий не только для Израиля,
но и для всего мира (островами в ст. 4 именуется
Греческий архипелаг).
42.5. Второисайя изображает
спасение как новое творение. Поэтому он так часто возвращается к теме
творения (16 раз употребляется слово «создать»,
евр. БАРА`).
В истории действует тот же Бог, который созидает Вселенную.
42.6. Слово,
обращенное к Мессии. Он изображен не как Пастырь одного Израиля,
а как свет язычников (ср. Лк 2.29-32).
49.1-6. Второй гимн Служителя Господня,
Служитель ? это, с одной стороны, Остаток, т. е. истинно
верующие в Израиле (ст. 3), а с другой стороны,
это Личность, Которая возродит Израиль и распространит спасение
до концов земли (ст. 6). Иными словами, Мессия
увенчивает братство верных ветхозаветной Церкви, не отделяясь
от него, но в то же время и не отождествляясь
с ним. Это есть прообраз Церкви как Тела Христова
(ср. Ин 15.1; 1 Кор 12.27).
50.4-10. Этот
отрывок именуют Третьим гимном Служителя Господня. Вполне возможно, однако,
что здесь пророк говорит от своего лица. Язык мудрых —
буквально «язык учения» (евр.
ЛИМУДИМ). Это слово встречается лишь в Книге
Исайи. Оно означает, вероятно, что Второисайя осознавал себя
преемником и учеником древних пророков.
Ст. 6-7 могут служить указанием
на то, что проповедь пророка встречала сопротивление.
52.13–53.12.
Четвертый гимн Служителя Господня. Пророк говорит о явлении Мессии,
которое будет не таким, как его представляли многие в Израиле.
Он превознесен Богом, но лик Его обезображен более, чем
у кого-либо из людей (это высшая степень страдания). Многие
иудейские толкователи видели в образе страждущего Служителя только Остаток
Израилев. Но некоторые из них придавали
Ис 52.12–53.12 и мессианский смысл.
Пророчество о Мессии-Страдальце исполнилось в лице Иисуса Христа
(Флп 2.6-11). Блж. Иероним называет мессианские места Книги Исайи
«не столько пророчеством, сколько Евангелием».
52.15.
Явление Мессии будет всемирным. Когда народы познают Его, они
в изумлении будут размышлять о Его тайне. Подвиг Мессии-Мученика
не был предсказан никем до Второисайи (то, о чём никто
не рассказывал им).
53.2. Служитель изображен
в виде молодого весеннего ростка, что перекликается
с мессианскими образами Ис 11.1
и Зах 6.12. Это должно означать, что Он придет
после долгих дней бедствий и опустошения. Мессия у Второисайи лишен
черт земного величия, которое всегда привлекает людей.
53.3-4. Мессия
разделяет жребий посланников Божиих, постоянно встречавших непонимание,
ненависть и терпевших гонения (ср. Иер 25.4). Мессия
является Ходатаем за людей, как Авраам (Быт 18.23),
и очищает людей от грехов и болезней, как Первосвященник
(Лев 16; Мф 8.17). Между тем жестокие и ослепленные люди,
не постигшие Его истинного величия, считали, что Он был наказуем
Богом (ср. Мф 27.42-43).
53
.5. Мир, отпавший от Бога,
погрузился во тьму греха. В эту тьму и приходит уничиженный
Мессия, чтобы разделить с миром его страдания и исцелить его
(ср. Ин 3.16-17).
53
.6-7. Служитель Господень
изображен жертвенным агнцем, который символизировал установление Завета
с Богом. Жертвенная трапеза была знаком Богоприсутствия. Жертва Нового
Агнца означает новое и полное явление Бога в мир, полагающее начало
Новому Завету (Иер 31.31; Лк 22.20;
1 Кор 11.25; Еф 2.13). Добровольно —
слово это означает, что, кроме воли Божией, направленной ко спасению,
для совершения его нужно участие свободной человеческой воли Мессии,
Который всецело предаст Себя Отцу (Мф 26.39).
53.8. Стих,
трудный для толкования. По-видимому, он указывает
на безгрешность Мессии, таинственность Его происхождения
и смерть Его за грехи народа.
53.9. В час Своего унижения
и страдания Мессия не понят и не признан, но
и в смерти Он остается велик. Пророчество, исполнившееся
буквально (см. Мф 27.57-61).
53.10-12. Эсхатологическая часть
пророчества. Подвиг Мессии станет жертвой, которая положит основание Новому
Завету. Обряд с употреблением крови (жертва) был в Ветхом Завете
символом закрепления Завета между Богом и человеком. Четвертый гимн
Служителя Господня читается на православном богослужении Великой
Пятницы.
4. Торжество правды Божией (
Ис 42.9-25;
51) 42.10-12.
Гимн Богу, который воспоют народы земли.
43.13-17. За грехи Израиля Господь долго
попускал его уничижение. Теперь Он вновь простирает ему спасающую
руку. С помощью метафор, заимствованных из военной области, пророк
говорит о начале новых деяний Божиих в истории.
42.1-24. Служитель Ягве ?
Израиль ? был глух и слеп. Он не понял,
что испытания и бедствия были попущены Самим Богом, Который
проводил Своих людей через очистительный огонь.
43.10 Вы ? свидетели
Мои,
?
говорит Г
ОСПОДЬ, ? и рабы Мои; Я избрал вас, чтобы
поняли вы,
и поверили Мне,
и уразумели,
что это ? Я! Нет бога, что появился бы до Меня
или после Меня
пребывал бы. 11 Это Я ? Я, Г
ОСПОДЬ! Нет избавителя,
кроме Меня.
16 Так говорит Г
ОСПОДЬ, проложивший
в море дорогу,
путь
в глубоких водах, 17 выведший колесницы
и коней,
полчище, воинов
сильных (все они полегли, не встали, угасли ? потухли,
как фитиль): 18 — Прежнее можете не
вспоминать,
можете не думать о прошлом,
19 ибо Я сделаю новое, сейчас
оно явится ? неужели вы не поймете? Проложу Я дорогу
в пустыне, пошлю в пустынную землю потоки!
20 Даже дикие твари Меня восславят,
шакалы
и страусы, когда пошлю Я воду в пустыню,
в пустынную
землю ? потоки, чтобы поить избранный Мой народ.
21 Этот народ Я сотворил для Себя, чтобы он
возносил Мне
хвалу. 43.2-3.
Новый Исход станет знаком неотменимости Завета. Он будет таким же
чудесным, как во дни Моисея, когда создавался народ Божий.
43.7-9. Пусть сам Израиль не верит
в чудо освобождения, Господь явит ему Свое милосердие и любовь.
43.10-11. Израиль призван быть
свидетелем в мире о едином Боге, Боге, кроме Которого нет иного.
Некоторые толкователи видят в этих стихах полемику против дуализма
восточных религий (особенно персидской), противопоставляющих две извечные
силы, созидательную и разрушительную (у персов ? Агурамазда
и Анграмайнью).
43.16-17. Эти стихи ? аллюзия
на исход евреев из Египта. Морские воды расступились, и евреи
перешли море посуху. Затем ГОСПОДЬ, "выведший"
египетское войско (т. е. побудивший фараона преследовать беглецов),
повелел водам сомкнуться и затопить гнавшихся за евреями египтян.
Исход из Египта сопоставляется с возвращением из вавилонского
плена.
43.19. Бог, Творец Вселенной,
имеет власть пересоздать мир, а также и Свой
народ.
49.7 Так говорит Г
ОСПОДЬ,
Искупитель Израиля,
Святой Бог его, тому, кто позором покрыт,
кто
в презрении у народов, рабу владык: ? Увидев
тебя, цари будут вставать,
владыки будут падать
ниц, ради ГОСПОДА
(верен Он!), ради
Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!).
8 Так
говорит ГОСПОДЬ:
? Я ответил тебе в пору Моего благоволенья,
в день спасенья
помог Я тебе. Я тебя храню, ты ? Мой договор
с народом: ты возродишь землю,
раздашь запустевшие
владенья, 9 скажешь узникам:
"Выходите!" ?
скажешь сидящим
во мраке: "Покажитесь!"
22 Так говорит Владыка Г
ОСПОДЬ: ? Я рукою
подам народам знак,
подниму Свое знамя
для племен ? и они принесут твоих сыновей
на руках,
дочерей твоих на плечах принесут! 23 Цари обслуживать
будут твоих детей,
царские жёны станут кормилицами у тебя. Будут они простираться перед
тобой на земле,
у ног твоих пыль
лизать! И ты поймешь, что Я ? Г
ОСПОДЬ, что тем,
кто надеется на Меня, не придется
стыдиться.
55.6 Взывайте
к ГОСПОДУ, пока Он
рядом, зовите Его,
пока Он близко! 7 Пусть злодей откажется
от своего пути,
грешный
человек ? от мыслей своих, пусть вернутся к Г
ОСПОДУ ? и Он
помилует их,
к Богу нашему пусть вернутся ? многомилостив Он.
8 — Мысли ваши ? не Мои мысли,
Мои пути ? не ваши пути,
? говорит
ГОСПОДЬ. ?
9 Насколько небо выше земли,
настолько Мои пути
и мысли выше,
чем ваши пути и мысли. 10 Как дождь или снег,
с неба пав, не вернется туда, а будет поить землю,
чтобы та породила растенья
и дала зерно
для сева и в пищу, 11 так и слово,
что выйдет из уст Моих, неисполненным ко Мне
не вернется: оно выполнит волю Мою,
свершит всё то,
для чего оно послано Мной.
49.7-9. Мессианское
Царство ? Церковь Христова.
49.22-23. Пророчество
о вселенской силе «знамений» Креста, к которому соберутся
люди со всех концов земли. 7.
Кир Персидский ? помазанник Ягве (
Ис 41;
44.24-28;
45.1-13)В те годы
(середина VI в.) цивилизованный мир переживал переломный период своей
истории. На смену Египту и семитским державам Ассиро-Вавилонии
приходят мидо-персы, возглавляемые Киром. Одну за другой покоряет
он страны, угрожая Вавилону. Но в своих походах Кир проявляет
себя гуманным властителем: не разоряет городов, не угоняет пленных,
не посягает на святыни. Пророк называет его мужем правды
и объясняет, что победа Кира совершилась по воле Божией.
Если прежде язычники были «орудием Гнева», то теперь руками
Кира осуществится освобождение народа Божия.
41.8 — О Израиль,
раб Мой, Иаков,
избранник Мой, потомство
Авраама, друга Моего! 9 Я забрал тебя с концов
земли, призвал
из самых дальних стран, сказал тебе: "Ты раб Мой,
ты избранник Мой ?
тебя не отвергну!" 10 Не бойся, ибо Я с
тобою, не страшись, ибо
Я ? Бог твой. Я укреплю тебя, Я помогу,
рука Моя принесет тебе
избавленье. 11 Ждет бесчестие и позор всех,
кто ненавидит тебя;
твои враги обратятся в ничто, сгинут. 12 Ты будешь их
искать и не найдешь ? тех, что боролись
с тобою; те, что
с тобой воевали,
обратятся в ничто, их не станет. 13 Я, Г
ОСПОДЬ, Бог твой,
за руку тебя держу и говорю: Не бойся, Я помогу
тебе!
14 Не бойся, Иаков-червь,
народ Израиля,
Я помогу тебе!
? говорит Г
ОСПОДЬ,
Избавитель твой,
Святой
Бог Израиля. ? 15 Я сделаю тебя
молотилкой новой, зубчатой, и будешь ты молотить и дробить
горы, развеешь холмы,
как мякину! 16 Ты рассеешь их всех, подхватит их
ветер, буря прочь
унесет. Твоею радостью будет Г
ОСПОДЬ,
Святой Бог Израиля будет твоей славой.
17 Бедняки, обездоленные воду найти
не могут, пересохли у них языки от жажды. Я, Г
ОСПОДЬ, отзовусь,
Я, Бог Израиля, их не
оставлю! 18 Я сделаю так, что потоки
с голых холмов побегут
и в долинах ручьи
пробьются; в озеро Я превращу пустыню,
покроется источниками сухая
земля. 19 По воле Моей в пустыне вырастут кедры,
акации, мирт и оливы,
в степи кипарисы будут
расти, и платаны, и сосны. 20 Увидят все
и поймут, заметят
и уразумеют, что это сделала рука Г
ОСПОДА,
что это сотворено Святым Богом
Израиля.
45.7 Я создаю свет и творю
тьму, посылаю благоденствие и творю беду. Всё это делаю
Я, Г
ОСПОДЬ!
9 Горе тому, кто, черепок из черепков,
глина, Создателя своего упрекает! Разве скажет глиняный сосуд
гончару: "Что ты делаешь!"?
Или работа
твоя ? о тебе:
"Вот безрукий!"? 10 Горе тому,
кто говорит отцу: "Кого ты на свет производишь?"
Или ? женщине
говорит:
"Кого ты рожаешь?"
11 Так говорит
ГОСПОДЬ,
Святой Бог Израиля,
Создатель его: ? Неужели вы будете Мне задавать вопросы
о детях Моих,
давать Мне указанья о творении Моих рук?
12 Я создал землю, на земле сотворил людей!
Это Мои руки распростерли небо, и воинству небесному Я отдаю
приказы.
41
.8-13. Бог будет хранить Израиль
среди всех мировых переворотов, ибо избрал его Своим Служителем.
41.14.
Господь напоминает Израилю, что в глазах мира он мал
и ничтожен, но его служение велико в очах Ягве, Который искупил
и освятил его (т. е. приобрел для Себя, сделал Своим уделом).
41.17-20. Вода, текущая
в пустыне, ? излюбленный образ пророка. Он говорит
о бедных и нищих (т. е. о праведниках Израиля), жаждущих
живой воды ? Слова Божия (ср. Ин 4.10).
По мановению Господа зазеленеет бесплодная пустыня (символ благодатных
даров Духа). 41.21-23. Многие сомневающиеся
возражают пророку. Они уже больше не верят ни в обетования
Божии, ни в освобождение. 41.25.
Второисайя отвечает колеблющимся, что Кир станет для Израиля
благим орудием Промысла.
45.7. В персидской религии
Заратустры (зародившейся ок. VII—VI вв. до Р. X.)
существовало учение о том, что свет и добро исходят от бога
Агурамазды, а тьма и зло ? от Анграмайнью. Пророк
отвергает такой дуализм. Жизнь с Богом есть мир (евр.
ШАЛ`ОМ —
благоденствие), а удаление от Него есть зло (евр.
РА). Следовательно, и добро, и зло связаны
с Богом, и нет никакой извечной темной силы.
45.9-12. Ответ
сомневающимся в могуществе Господа.
8.
Обращение народов (
Ис
45.14-25)
14.12 Вот и пал ты
с небес, ты, звезда рассветная, сын зари!
Разбился ты о землю,
победитель народов!
13 Ты думал:
"Взойду на небо, превыше звезд
Божьих поставлю свой престол. Воссяду на Горе Собранья,
там, на горе Цаф`он.
14 На облака взойду я,
Всевышнему уподоблюсь!"
15 Но ты низвергнут в Шеол,
туда, в могильную яму!
16 Всякий, кто тебя увидит, внимательно посмотрит
и скажет: "Неужели вот этот сотрясал землю и царства
рушил? 17 Это он обратил целый мир в пустыню,
все города ? в руины, пленников не
отпускал?" 13.19
сл. Это грозный гимн о падении Вавилона, города,
который воплощает в себе великие царства мира сего, построенные
на лжи, крови и насилии. Падение Вавилона изображено
в апокалиптических чертах, как Судный день (ср. Откр
14.8; 16.19; 17.5).
14.3-23 |