Проповедь универсализма, исходившая от школы Исайи,
не пробудила в иудеях миссионерского рвения. Община угасала
как национальное и религиозное целое. Тогда за спасение ее
взялись люди, жившие вне Палестины: царедворец персидского царя Неемия
и ученый книжник из Вавилона Ездра (евр. Э
ЗР`А). Их подлинные записи вошли в цикл книг
позднего библейского историка (III в. до Р. X. ), который написал
Паралипоменон, 1 Книгу Ездры и Книгу Неемии. В последних двух
книгах, по мнению экзегетов, несколько нарушен хронологический порядок
событий. Предлагаемая ниже последовательность чтения есть опыт
его реконструкции. I. ПРОРОК МАЛАХИЯ УВЕЩЕВАЕТ
НАРОД, УТРАТИВШИЙ ВЕРУИмя Малахия (евр. М
АЛЕАХ`И; память пророка Православная церковь
отмечает 3/16 января) означает «Мой вестник», или «Мой посланник».
Многие толкователи считают это имя псевдонимом пророка. О жизни
и личности автора Книги пророка Малахии ничего не известно.
Из содержания ее можно заключить, что пророк писал в период
между построением Второго Храма (515) и началом реформ Ездры и Неемии
(445). В этот период взрыв энтузиазма, порожденный пророками Аггеем
и Захарией, угас. Иудея обнищала до крайности. У нее
не осталось и тени самостоятельности. Книга Малахии имеет
своеобразную форму. Она состоит из ряда диалогов между пророком
и сомневающимися. Книга дополняет учение предшествующих пророков, которые
делали ударение на нравственной стороне служения Богу. Малахия,
не отрицая этого, показывает, что небрежность в соблюдении
«церковного устава» также недопустима. Обряд и жертва есть выражение
благочестия, и, если они совершаются без тщания, это является
оскорблением Бога (Иер 48.10). Малахия говорит о наступлении
Дня Господня, которое будет предварено явлением великого вестника (ангела)
Ягве. Этим вестником стал Предтеча Христов ? Иоанн
(Мк 1.1-2). 1. Обличение нерадивого
духовенства (
Мал
1 ? 2.16)
1.1 Пророческое слово Господа
к Израилю через Малахию.
2 Я возлюбил вас,
говорит Господь. А вы говорите: «в чём явил Ты любовь
к нам?» Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же
Я возлюбил Иакова, 3 а Исава возненавидел
и предал горы его опустошению и владения его шакалам пустыни.
4 Если Едом скажет: «мы разорены,
но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит:
они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью
нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда.
5 И увидят это глаза ваши, и вы скажете:
«возвеличился Господь над пределами Израиля!»
6 Сын чтит отца,
и раб ? господина своего: если Я отец, то где почтение
ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?
говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое.
Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»
7 Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб
и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» Тем, что говорите: «трапеза
Господня не стоит уважения». 8 И когда
приносите в жертву слепое, не худо ли это, или когда приносите
хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему
князю ? будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет
тебя? говорит Господь Саваоф. 9 Итак, молитесь Богу,
чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших,
то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф.
10 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы
напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения
к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших
неблагоугодно Мне. 11 Ибо от востока солнца
до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком
месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет
имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.
12 А вы хулите его тем, что говорите:
«трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее ?
пища ничтожная». 13 Притом говорите: «вот сколько
труда!» и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите
украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный
дар; могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит
Господь. 14 Проклят лживый, у которого в стаде
есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит
в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое
страшно у народов.
2.13 И вот еще что
вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа
с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более
на приношение и не принимает умилостивительной жертвы
из рук ваших. 14 Вы скажете: «за что?»
За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою
юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как
она подруга твоя и законная жена твоя. 15 Но
не сделал ли того же один, и в нём пребывал превосходный дух?
что же сделал этот один? он желал получить от Бога
потомство. Итак, берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно
против жены юности своей. 16 Если ты ненавидишь ее,
отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит
Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте
вероломно. 1.2-3. Некогда из двух сыновей
Исаака Господь избрал Иакова, ибо Исав (Едом) предпочел земное благо,
а Иаков уверовал в невидимое, в благословение Божие
(Быт 25.27-34). Уделом Иакова (Израиля) сделались Обетование, Завет
и Закон. Едом же стал обычным, похожим на прочие царством,
он причинял много обид братскому народу. Пророк напоминает
об избрании Иакова, чтобы укрепить веру тех, кто заколебался
и усомнился в духовном призвании Израиля. Возненавидел —
означает не ненависть в обычном смысле слова, а меньшее
предпочтение (ср. Лк 14.26). 2.14.
Речь идет о тех, кто оставлял своих жен, с которыми жил
в молодые годы.
2.17 Вы прогневляете
Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем,
что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа,
и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия?»
3.1 Вот, Я посылаю
Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет
в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого
вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто
устоит, когда Он явится? Ибо
Он ? как огонь расплавляющий и как щелок очищающий,
3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит
сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро,
чтобы приносили жертву Господу в правде.
4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды
и Иерусалима, как во дни древние и как в лета
прежние.
5 И приду
к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев
и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату
у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца,
и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.
6 Ибо Я ?
Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова,
не уничтожились. 7 Со дней отцов ваших
вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь
ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф.
Вы скажете: «как нам обратиться?» 8 Можно ли
человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете:
«чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.
9 Проклятием вы прокляты, потому что вы ?
весь народ ? обкрадываете Меня. 3.1-3.
В ответ тем, кто перестал надеяться на правосудие Божие
(2.17), пророк говорит о пришествии Ягве, которое предварит великий
вестник. 3.6. То, что Израиль не исчез
с лица земли подобно многим другим народам, не его заслуга,
а особое промыслительное деяние Бога-Спасителя.
3.8-9. Десятина — жертва на содержание Храма,
которая в те годы перестала приноситься народом, утратившим уважение
к Храму. 3. Ответ сомневающимся (
Мал
3.13 ? 4)
3.13 Дерзостны предо
Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против
Тебя?» 14 Вы говорите: «тщетно служение Богу,
и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили
в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа?
15 И ныне мы считаем надменных счастливыми:
лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога,
но остаются целы».
16 Но боящиеся Бога
говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его
пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф,
собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду
миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
18 И тогда снова увидите различие между праведником
и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
4 .1 Ибо вот,
придет день, пылающий как печь; тогда все надменные
и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий
день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них
ни корня, ни ветвей. 2 А для вас,
благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление
в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы
упитанные. 3 И будете попирать нечестивых, ибо они
будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который
Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
4 Помните закон Моисея,
раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля,
равно как и правила и уставы.
5 Вот, Я пошлю
к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого
и страшного. 6 И он обратит сердца отцов
к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя,
не поразил земли проклятием. 4.5-6. Путь Богу
подготовит Илья-пророк, который будет вновь послан на землю и явится
великим ангелом (посланником) Ягве. Смысл этого пророчества раскрыт
в словах Христовых об Иоанне Крестителе, который подготовил Иудею
к евангельской проповеди (Мф 11.14).
II. МИССИЯ НЕЕМИИ1. Неемия
назначается правителем Иерусалима (445 г.) (
Неем
1 ? 2.9) Неемия был царедворцем
Артаксеркса I. 2. Восстановление стен Иерусалимских
(
Неем
2.11 ? 3) 3. Реформа
Неемии и происки его врагов (
Неем
4.7-23)
III. МИССИЯ ЕЗДРЫ1. Ездра
получает религиозную власть над Иерусалимом (
1 Езд 7)Артаксеркс,
исповедовавший религию Агурамазды (верховного бога персов),
мог усматривать в иудейской религии веру, родственную
его собственной (В персидской религии была тенденция
к монотеизму, хотя враг Агурамазды считался также извечным. Уже после Р.
X. последователи этой религии пришли к единобожию.). Кроме того,
назначение Ездры имело политический смысл, так как ставило религиозные
дела в Иерусалиме под контроль и опеку царя. Ездра, человек
фанатический и упорный, замыслил воспользоваться правами, данными ему
Артаксерксом, для того чтобы навсегда поставить Общину иудеев в рамки
Закона. Ездра, вероятно, уже располагал полным Пятикнижием, которое
он намеревался сделать религиозным и гражданским кодексом
Общины. 2. Ездра прибывает в Иерусалим
(ок. 438 г.) (
1 Езд 8.15-36)
3. Публичное чтение Закона (
Неем
8) 5. Борьба Неемии
за соблюдение Закона (
Неем
5.14-19;
13.4-31) В 424 г.
Неемия уезжает к царю в Сузы и, вернувшись, убеждается в том,
что постановления Закона плохо соблюдаются. Он возобновляет борьбу
против нарушителей Закона. IV. ОППОЗИЦИЯ
ЗАКОННИЧЕСТВУПоследователи старых пророков справедливо усмотрели
в действиях Неемии и Ездры крайность, противоречащую религии Израиля.
Они распространили в народе книгу, в которой воскрешали древние
предания о моавитянке Руфи, праматери царя Давида. Этим
они стремились доказать, что человек любого племени может быть членом
иудейской Общины. Книга Руфь была, вероятно, написана около этого
времени. (О кн. Руфь см.
здесь.)
2. Проповедь всем народам ? долг Израиля (
Иона)Пророк
Иона (евр. Й`ОНА, что значит
«голубь»; его память Православная церковь отмечает 22 сентября /
5 октября), именем которого названа книга, есть, вероятно, одно лицо
с Ионой, сыном Амафииным из Гафхефера (в Галилее). Согласно
4 Цар 14.25, он предсказал победу царю Иеровоаму II
(786–746), когда тот выступил в поход в южные области. Таким
образом, Иона был современником Амоса и Осии, но в отличие
от них принадлежал к числу «царских пророков»
(ср. 3 Цар 22.6; Иер 28). Впрочем, существует
и другое мнение, согласно которому исторический Иона проповедовал
в Ассирии накануне ее падения (ок. 620–614). Книга Ионы
по своему жанру и стилю не принадлежит к пророческим
писаниям. Она является назидательным сказанием, сходным со сказаниями
об Илии и Елисее. Однако если последние записаны вскоре после времени
жизни пророков, то рассказ об Ионе носит явные черты позднего
происхождения. Язык его изобилует арамеизмами и выражениями, свойственными
послепленной эпохе. Книга, несомненно, написана спустя века после падения
Ниневии (612). Столица ассирийцев представлена там как город «на три
дня пути» (3.3), т. е. ок. 90 км в диаметре. Историческая
Ниневия была намного меньше (периметр ее стен составлял 12 км),
да и вообще древность не знала столь обширных городов. Никаких
признаков покаяния в VIII в. Ассирия не обнаруживает. VIII
и VII вв. были временем самых жестоких грабительских войн ассирийцев
(возможно, однако, что рассказ о покаянии ниневитян содержит
отголосок настроений в Ассирии накануне ее гибели
в 612 г.). Книга написана прозой. Псалом в гл. 2 был
вставлен позднее другим библейским автором (этот псалом положен в основу
6-го ирмоса канона утрени).
Современные толкователи видят в Книге Ионы мидраш, написанный вскоре после
Плена (ок. V в.). Он был направлен против узкого религиозного
национализма и призывал проповедовать имя Божие среди народов.
Иона, зная милосердие Господа, уверен в том, что язычники будут
помилованы, если покаются. Между тем сам он не желает им блага. Иона
пытается скрыться от лица Божия, но это ему не удается: Господь
заставляет его идти в Ниневию. Когда же ниневитяне покаялись, Ягве простил
их, и Иона был этим огорчен. Автор яркими штрихами рисует характер
пророка, порывистого, страстного и упорного. Урок, преподанный
ему Богом, содержится в заключительных словах книги: Господь любит
все народы и даже врагам Израиля, ниневитянам, желает спасения.
Эта великая проповедь универсализма и призыв к миссионерству
прозвучали в Израиле, когда евреи начали рассеиваться между
народами. Христос, обличая упорство фарисеев, говорил: «Ниневитяне
восстанут на суд с родом сим» (Мф 12.41), т. е. обращение
язычников постыдит упорствующих среди Израиля. Свое трехдневное пребывание
во гробе Христос символически называл «знамением Ионы-пророка»
(Лк 11.29-32). Спасение Ионы из чрева чудовища знаменует
власть Господа над жизнью и смертью. Не случайно первые
христиане часто изображали историю Ионы на стенах катакомб.
1.1 Господь
сказал Йоне бен-Амиттаю: 2 "Иди в Ниневию, великий
город, и объяви им, что к небу вопиют их грехи".
3 А Йона решил бежать от Господа и скрыться
в Таршиш. Он добрался до Яффы, нашел корабль, идущий
в Таршиш, заплатил за проезд и сел на корабль, чтобы плыть
в Таршиш, подальше от Господа. 4 Но Господь
послал ураганный ветер на море, и поднялась на море великая
буря, и их корабль трещал под ударами волн.
5 Перепуганные моряки взывали к своим богам о помощи
и, чтобы избавиться от лишнего груза, бросали за борт всё,
что могли. А Йона спустился в трюм корабля, улегся там
и крепко заснул. 6 Капитан подошел к нему
и сказал: "Как, ты спишь? А ну, вставай и моли своего
бога! Может, он вспомнит нас и не даст нам погибнуть".
7 А моряки друг другу сказали: "Пойдем, бросим
жребий, чтобы узнать, из-за кого
мы попали в беду". Бросили жребий, и жребий указал
на Йону. 8 И сказали ему моряки:
"Рассказывай нам, из-за кого мы попали в беду? Какова
твоя цель, и откуда пришел ты? Из какой ты страны
и какого народа?" 9 Он сказал:
"Я – еврей, и почитаю Йахве, бога неба, сотворившего море
и сушу". 10 Это напугало моряков
еще больше. "Что ты наделал!", – сказали они, узнав,
что он спасается бегством от Господа.
11 И спросили: "Что мы должны сделать тебе,
чтобы успокоилось море? Ведь штормит всё сильнее".
12 Он сказал: "Возьмите меня и выбросьте
за борт. И тогда успокоится море. Ведь я знаю, что эта буря
из-за меня". 13 Они принялись изо всех сил
грести, чтобы добраться до берега, но ветер мешал им.
14 И взмолились они к Господу: "Сжалься,
Господи! Не губи нас из-за этого
человека, и не взыщи с нас за невинную кровь. Ты –
Господь, а значит на всё твоя воля".
15 Они взяли Йону и бросили в море, и сразу
же прекратилась буря. 16 И тогда они испугались
Господа еще больше, принесли ему жертвы и дали обеты.
2.1 А Господь
послал огромную рыбу, чтобы рыба эта проглотила Йону. И провел он
во чреве рыбы три дня и три ночи.
2 И из чрева рыбы взмолился Йона к Господу, Богу
своему, и сказал:
3 В беде звал я Господа,
и он мне ответил, Из могилы кричал, и ты услышал
меня. 4 Ты бросил меня в пучину морскую,
И воды твои поглотили меня, И волны твои надо мною бушуют.
5 И сказал я себе: Отвергнут тобой, Не увижу
я больше твой святой храм. 6 Уже подступает к горлу
вода, Сомкнулась бездна над моей головой, 7 И я
погрузился в недра земли, Откуда назад пути уже нет.
Но ты, Господь, Бог мой, воскрешаешь меня. 8 Когда я
в отчаянии, я вспоминаю о Господе, И достигает святого
храма молитва моя. 9 Те, кто поклоняется ложным богам,
На милость твою лишаются прав, 10 А я
с благодарностью принесу тебе жертвы, И исполню обет свой.
Спасение – от Господа.
11 И тогда Господь
приказал рыбе, чтобы та выплюнула Йону на сушу.
3.1 И снова
Господь обратился к Йоне: 2 "Иди в Ниневию,
великий город, и возвести им то, что я тебе поручил".
3 На этот раз Йона собрался и, повинуясь Господу, пошел
в Ниневию. А Ниневия была у Бога великим городом и, чтобы обойти
ее, требовалось не меньше трех дней. 4 Целый день
Йона ходил по городу, возвещая: "Через сорок дней Ниневия будет
разрушена!" 5 И поверили ниневийцы Богу, назначили
пост, и все, как один, облачились в рубище.
6 Когда весть об этом дошла до царя Ниневии,
он вскочил с престола, снял царское платье и, надев на себя
рубище, сел на помойку. 7 И велел он объявить
по всей Ниневии указ царя и его приближенных, гласивший:
"Пусть ни люди, ни скот, ни крупный, ни мелкий,
не едят, не пасутся и даже воду не пьют.
8 Пусть и люди, и скот оденутся в рубище,
и пусть усердно молятся Богу. Пусть каждый изменит свое поведение
и больше не смеет творить насилий. 9 Кто знает,
может, смягчится Бог, сменит гнев на милость, и мы тогда
не погибнем". 10 И увидел Бог, что они
и впрямь изменили прежнее свое поведение. И сжалился Бог,
и решил не губить их.
4.1 А Йона
был страшно раздосадован и разгневан. 2 И взмолился
он к Господу: "Ну вот, Господи, именно этого я и боялся,
когда еще был у себя в стране. Потому и хотел я бежать
в Таршиш. Ведь я знал, что ты – Бог снисходительный,
кроткий, терпеливый, великодушный, отходчивый. 3 Так вот,
Господи, забери мою жизнь, ибо лучше мне умереть,
чем жить". 4 А Господь спросил: "Ты
так сильно разгневан?" 5 И вышел Йона
из города, уселся напротив, устроил себе навес и уселся под ним,
выжидая, случится ли что-нибудь с городом.
6 А Господь Бог приказал винограду вырасти прямо
над головою Йоны, чтобы укрыть его от палящего солнца. И Йона
обрадовался виноградной лозе. 7 Но на другой день,
рано утром, Бог сделал так, что червь подточил лозу,
и она засохла. 8 А когда взошло солнце,
Бог послал с востока раскаленный, иссушающий ветер. И солнце
так напекло Йоне голову, что он, измученный, взмолился о смерти,
сказав: "Лучше мне умереть, чем жить!"
9 Бог спросил Йону: "Тебе жаль виноградной
лозы?" И тот ответил: "До смерти жаль".
10 И сказал Господь: "Тебе жалко лозы,
над которой ты не трудился и которую не растил, которая
за ночь выросла и за ночь погибла. 11 Так мне ли
не пожалеть великого города Ниневии, где только младенцев,
неспособных отличить правой руки от левой, больше ста двадцати тысяч,
да еще много скота?" 1.5. Иона
не принимает участия в молитвах, так как знает, что бегство
его от Господа греховно. 1.13-14. Автор
изображает корабельщиков-язычников в привлекательном свете.
Это созвучно с общим смыслом книги. 2.1.
Рассказ носит характер притчи, что само по себе снимает вопрос
о реальности такого чуда, хотя для христианского сознания оно вполне
возможно. Творец, создавший морское чудовище, мог сделать и так,
что человек, проглоченный им, остался жив. 2.4-8.
Псалмопевец пребывает не «во чреве рыбы», а во чреве
«бездны», которая, по представлениям древних, находилась
под поверхностью земли. В данном случае бездна символизирует
преисподнюю, или ад, т. е. глубину отчаяния и гибели.
Как полагают экзегеты, в этом стихе содержится намек
на Вавилонский плен, который в псалмах связан с темой
богооставленности (ср. Пс 129.1) 4.6.
винограду – перевод условный. В масоретском тексте:
"кикайон”, неизвестное растение, нигде более в еврейской Библии
не упоминаемое. Комментаторы чаще всего отождествляют его
с "тыквой гигантской” (Cucurbita maxima), или с "клещевиной
обыкновенной” (Ricinus communis). Септуагинта следует традиционному толкованию:
"тыква” (colocynthe). В Вульгате вольный перевод: "плющ” (hedera).
Растение, которое вырастает за одну ночь до размеров дерева, также
есть элемент притчи, придающий ей б`ольшую выразительность
(ср. 4.10). 4.11. В этой фразе
сосредоточена центральная идея книги. Животные упомянуты здесь с целью
показать, что милосердие Божие распространяется на всю
тварь. |