Тихо, безшумно сошел на землю и воплотился Сын
Божий. Как капля росы падает на землю, так Сила Вышнего осенила Пречистую
Деву, и родился от Нее Спаситель мира. Но мир не заметил великого дела,
совершенного Богом. Люди были заняты каждый своими заботами, внимание их было
направлено на дела житейские и на громкие мирские
события. |
Рим укреплял свою власть над народами и свою
государственную мощь. Греция развивала искусства и предавалась утончённому
служению плоти. Восточные народы пытались в явлениях природы найти ответы на
все запросы духа. Иудеи горячо жаждали освобождения от чужеземной власти
и ждали избавителя в лице Мессии — земного царя. Однако, житейские дела
не давали удовлетворения людям, даже когда они были успешны. Все сильнее
чувствовалось «томление духа» по правде и ощущалось, что мир, погрязая в суете
и пороках, грядет к гибели. Не только иудеи ждали избавителя; но лучшие
из язычников заходились в ожидании Некоего, Который спасет человечество от
гибели. Но каждый по своему представлял себе Его пришествие, и, бучи сам
плотским, не мог помыслить о духовном. «Иудеи знамения просят, и Еллины
премудрости ищут» (I Кор. 1, 22). И никто не ждал Спасителя кроткого и
смиренного сердцем, облеченного не земной, а небесной славой. А таким
именно был «хотяй всем спастися и в разум истины приити». Не внешней
силой или кичливой мудростью пришел Он воцариться над народами, не «привидение
устрашая» (молитва водосвятия), а в зраке раба пришел Спаситель поднять на Себя
грех Адамов, понести на Себе тяжесть человеческую, быв доступен
каждому. «Сын человечь не прииде, да послужат Ему, но да послужит и даст
душу Свою избавление за многих» (Марк. 10, 45; Мф. 20,
28). Соответственно сему рождается Он в вертепе, в малом граде куда на
время переписи прибыло богатое лишь добродетелями семейство бедного плотника
праведного Иосифа. Никто из живущих на земле не представлял себе, что в
таком убожестве появится Избавитель и придет к людям Царствующий над всеми
тварями. И даже сам князь тогдашнего мира сего, гордый противник Божий —
дьявол, оказался обманутым и не узнал в Родившемся Того, Кому позавидовал,
когда еще был ангелом. Сокровенная от его власти предвечная тайна о спасении
рода человеческого могла познаться лишь теми, кто внимают голосу с неба и туда
устремляют свои взоры. Услышали пастыри ангелов, поющих плотское Христово
пришествие, те бедные Вифлеемские пастухи, единственным источником мудрости
коих была открытая книга премудрости Божией, явленной в красоте Его творений,
не тронутых грешной рукой человеческой. А не услышавшему ангельского
пения всему остальному человечеству небо ярким светом воссиявшей на нем звезды
словно устами возвестило, что «во своя прииде Свет истинный, просвещающий
всякаго человека, грядущаго в мир» (Иоан. 1, 9, 11). Ко всем обращалось
небо, поведающее славу Божию. Но лишь цари-волхвы, искавшие в нем откровения
судеб Божиих и готовые всюду пойти, чтоб найти истину, уразумели голос неба.
Собравши свои сокровища, чтобы принести в дар новорожденному Царю, они оставили
свои престолы, покинули родную землю и пошли, сами не зная куда, следуя лишь
течению звезды, возвещавшей им путь к Царству вечному. Тяжел был путь, но
свет звезды Вифлеемской освещал его. И мудрецы-волхвы, преодолевая все
препятствия, шли по стезям, указываемым небом, отрешившись от своей воли.
Звезда привела их в Иерусалим, где они услышали писанное слово Божие, а затем в
Вифлеем, где они узрели воплощенное Слово, Бога во плоти, и поклонились Солнцу
Правды. Мир продолжал бушевать своими страстями. Ирод, узнав о
рождении вечного Царя, искал убить Его; не нашедши Его, он умертвил множество
младенцев, но так и не смог убить тайно Рожденного в вертепе. Тайна сия
для живущих по стихиям мира сего оставалась тайной. Он стоял посреди людей, а
они Его не знали (Иоан. 1, 31). Лишь постепенно открывался Он чистым
сердцем, искавшим правды, готовым стоять за истину, открываясь и тем, кто желал
очищения сердца, кто готов был свою волю покорить воле Небесной. И
настало время — свет Вифлеемский озарил все концы вселенной. Ныне опять
бушует мир! Одни готовы были бы убить Младенца и стараются стереть Его Имя.
другие словно Его не замечают. Но посреди нас стоит Он, открываясь тем, кто
«испытует свидения Его и всем сердцем взыщет Его». «Всуе шатаются языцы и людие
поучаются тщетным! Жезлом железным, яко сосуды скудельничи, сокрушит Он
прогневающих Его». А звезда Вифлеемская вновь незримо сияет над миром,
призывая все народы и каждого человека устремить свой взор к небу, горе иметь
сердце, припасть к Новорожденному и возрадоваться радостью велией, ибо с нами
Бог! «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами
Бог!». Христос родися! Святитель Иоанн
(Максимович) |