Послание Иеремии входит
в число
неканонических книг.
По общему мнению представителей библейской науки, оно не принадлежит
пророку Иеремии и написано в ту эпоху (III—I вв.
до Р. X.), когда стало обычным явлением приписывать великим мужам
древности новые книги. По своему содержанию послание направлено против
идолопоклонства. Обычно его относят к началу II в.
до Р. X., когда эллинистические культы стали распространяться
по всему Востоку. Автор стремился противопоставить этому новому
наступлению язычества слово, проникнутое духом древних пророков, борцов против
идолов. Он красочно изображает процесс изготовления кумиров
и их мишурное великолепие. Он показывает, что идолы,
которых почитают неприкосновенными и наделяют волшебными свойствами,
бессильны. Вероятно, писатель жил в Вавилоне и мог наблюдать там
языческие празднества, восстановленные Александром Македонским.
Книга дошла до нас на греческом языке, но экзегеты
полагают, что оригинал ее был написан на еврейском
или арамейском. Книга, носящая имя Варуха, неканоническая.
Она сохранилась только на греческом языке, хотя оригинальный
язык ее был, вероятно, еврейский или арамейский. В Вульгате книга
составляет одно целое с Посланием Иеремии. Некоторые экзегеты
приписывают Вар 1.15–3.8 историческому Варуху,
ученику Иеремии. В целом же книгу относят к более позднему времени
(III—II вв. до Р. X.). Книга Варуха повествует об иудеях
изгнания. Богословие Книги Варуха близко к богословию Исайи
и Иеремии. Автор именует Бога «Вечным». Такого слова (в роли
существительного) еврейский язык не знает. Экзегеты полагают,
что слово Вечный употреблено автором или переводчиком книги
как эквивалент имени Ягве (Сущий). Автор книги подчеркивает,
что вечное и подлинное бытие принадлежит только Богу. Весь же мир
преходящ и тленен. Только силою Вечного мир и история обретают жизнь
и движение. Завет, помощь и благо, исходящие от Бога, вечны, ибо
Он Сам вечен. От Господа бытие, от Него же и спасение
(ср. Ис 40.6-8). Закон Божий есть явление среди
людей Самого Бога (Вар 3.38). Отцы Церкви высоко ставили
вероучительное значение Книги Варуха. Под именем Варуха известно также
апокрифическое произведение более позднего времени (Апокалипсис Варуха, конец
I в. по Р. Х.). 2. Гонения
на иудейскую религию (170—168 гг.) (
1 Макк
1.20-64;
Пс 73)
ПСАЛОМ 73
1 Для чего Боже,
отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал
издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион,
на которой Ты вселился. 3 Подвигни стопы
Твои к вековым развалинам: всё разрушил враг
во святилище.
4 Рыкают враги Твои
среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших.
5 Показывали себя
подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева.
6 И ныне все резьбы в нём в один
раз разрушили секирами и бердышами. 7
Предали огню святилище Твое; совсем осквернили
жилище имени Твоего. 8 Сказали в сердце своем:
«разорим их совсем» — и сожгли все места собраний Божиих
на земле.
9 Знамений наших мы не
видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал
бы, доколе это будет. 10 Доколе, Боже, будет
поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу
Твою? Из среды недра Твоего порази их.
12 Боже, Царь мой
от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море,
Ты сокрушил головы змиев в воде.
14 Ты сокрушил
голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, Ефиопским.
15 Ты иссек источник и поток,
Ты иссушил сильные реки. 16 Твой день
и Твоя ночь; Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли,
лето и зиму Ты учредил.
18 Вспомни же: враг
поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое.
19 Не предай зверям душу горлицы Твоей;
собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20
Призри на завет Твой; ибо наполнились
все мрачные места земли жилищами насилия.
21 Да не возвратится угнетенный посрамленным;
нищий и убогий да восхвалят имя Твое.
22 Восстань, Боже,
защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного;
23 не забудь крика врагов Твоих;
шум восстающих против Тебя непрестанно
поднимается. 3. Выступление
священника Маттафии (167 г.) (
1 Макк
2;
Пс 43)
4. Ветхозаветные мученики (
2 Макк
6–7)
7.1 Случилось
также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы
царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами.
2 Один из них, приняв на себя ответ, сказал:
о чём ты хочешь спрашивать или что узнать от нас? Мы готовы
лучше умереть, нежели преступить отеческие законы.
3 Тогда царь,
озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы.
4 Когда они были разожжены, тотчас приказал
принявшему на себя ответ отрезать язык и, содрав кожу с него, отсечь
члены тела, в виду прочих братьев и матери.
5 Лишенного всех членов, но еще дышащего, велел
отнести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды
распространилось сильное испарение, они вместе с матерью увещевали
друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря: 6
Господь Бог видит и по истине умилосердится над нами,
как Моисей возвестил в своей песни пред лицом народа:
«... и над рабами Своими умилосердится».
7 Когда умер первый,
вывели на поругание второго, и, содрав с головы кожу с волосами,
спрашивали, будет ли он есть, прежде нежели будут мучить по частям
его тело? 8 Он же, отвечая
на отечественном языке, сказал: нет. Поэтому и он принял мучение
таким же образом, как первый.
9 Быв же при последнем издыхании, сказал:
ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас,
умерших за Его законы, для жизни
вечной. В ст. 7.9
мы видим одно из первых в Ветхом Завете исповеданий веры
в воскресение мертвых. |