Самой
значительной из внепалестинских общин была колония иудеев Александрии.
В этом городе встретились культуры Востока и Запада,
и александрийские евреи, познакомившись с античной философией,
усвоили часть ее идей и использовали их в своем богословии.
Одним из блестящих творений иудеоалександрийской мысли явилась Книга
Премудрости, написанная в середине I в. до Р. Х. Автор ее
предпочел остаться неизвестным, скрывшись, как это часто было принято
у еврейских мудрецов, под именем Соломона. Блж. Иероним исключает
возможность того, что автором книги был Соломон. «Книги Премудрости
Соломоновой, ? пишет он, ? нет у евреев
<(в еврейской Библии)>, да и само ее изложение
свойственно греческому красноречию». Вера в воскресение мертвых,
усвоенная тогда большинством исповедников ветхозаветной религии, принимает
в Книге Премудрости форму учения о бессмертии души ? идеи,
принадлежащей египетской религии и греческой философии. Более того,
в Книге Премудрости тело рассматривается как тяжкое бремя
для бессмертной души. Это отголосок учений Платона и Пифагора.
И всё же основной дух книги ? чисто библейский,
и поэтому она была включена в Св. Писание (в число
неканонических книг). Подлинный язык Книги Премудрости ? греческий;
написана она стихами, на русский переведена прозой.
1. Истинная Премудрость, приводящая к Богу (
Прем
1) 2. Безумные речи
отвергающих бессмертие и воздаяние (
Прем 2.1-20)
1 Неправо умствующие
говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь,
и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы
кто освободил из ада. 2 Случайно
мы рождены, и после будем как небывшие: дыхание
в ноздрях наших ? дым, и слово ? искра
в движении нашего сердца. 3 Когда она угаснет,
тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух;
4 и имя наше забудется
со временем, и никто не вспомнит о делах наших;
и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как
туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его.
5 Ибо жизнь наша ? прохождение
тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать,
и никто не возвращается.
6 Будем же
наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как
юностью; 7 преисполнимся дорогим вином
и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет
жизни; 8 увенчаемся цветами роз
прежде, нежели они увяли; 9 никто
из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении;
везде оставим следы веселья, ибо эта наша доля и наш жребий.
10 Будем притеснять бедняка праведника,
не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин
старца. 11 Сила наша да будет законом
правды, ибо бессилие оказывается бесполезным.
12 Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость
нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против
закона и поносит нас за грехи нашего воспитания;
13 объявляет себя имеющим познание о Боге
и называет себя сыном Господа; 14 он пред
нами ? обличение помыслов наших.
15 Тяжело нам и смотреть на него, ибо
жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути
его; 16 он считает нас мерзостью
и удаляется от путей наших, как от нечистот; ублажает
кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога.
17 Увидим, истинны ли слова его,
и испытаем, какой будет исход его;
18 ибо, если этот
праведник есть сын Божий, то Бог защитит его
и избавит от руки врагов. 19 Испытаем его
оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его
и видеть незлобие его: 20 осудим его
на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нём попечение
будет». 3. Непреложность бессмертия
и воздаяния (
Прем
2.21 ? 5.24)
2.21
Так они умствовали и ошиблись, ибо злоба их ослепила их,
22 и они не познали тайн
Божиих, не ожидали воздаяния за святость
и не считали достойными награды душ непорочных.
23 Бог создал человека для нетления
и соделал его образом вечного бытия Своего;
24 но завистью диавола вошла
в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу
его.
3.1
А души праведных в руке Божией, и мучение
не коснется их. 2 В глазах
неразумных они казались умершими, и исход их считался
погибелью, 3 и отшествие
от нас ? уничтожением; но они пребывают
в мире. 4 Ибо, хотя они
в глазах людей и наказываются, но надежда их полна
бессмертия. 5 И немного
наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что
Бог испытал их и нашел их достойными Его.
6 Он испытал их как золото
в горниле и принял их как жертву всесовершенную.
7 Во время воздаяния им они
воссияют как искры, бегущие по стеблю.
8 Будут судить племена
и владычествовать над народами, а над ними будет
Господь царствовать вовеки. 9
Надеющиеся на Него познают истину, и верные
в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость
со святыми Его и промышление об избранных Его.
10 Нечестивые же, как умствовали,
так и понесут наказание за то, что презрели праведного
и отступили от Господа. 11
Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен,
и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их
непотребны. 12 Жены их несмысленны
и дети их злы, проклят род их.
13 Блаженна неплодная
неосквернившаяся, которая не познала беззаконного ложа;
она получит плод при воздаянии святых душ.
14 Блажен и евнух, не сделавший
беззакония рукою и не помысливший лукавого против Господа;
ибо дается ему особенная благодать веры и приятнейший жребий
в храме Господнем. 15 Плод добрых
трудов славен, и корень мудрости неподвижен.
16 Дети прелюбодеев будут
несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет.
17 Если и будут они
долгожизненны, но будут почитаться за ничто,
и поздняя старость их будет без почета.
18 А если скоро умрут, не будут
иметь надежды и утешения в день суда;
19 ибо ужасен конец неправедного
рода.
4.1
Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней
бессмертна; она признается и у Бога и у людей.
2 Когда она присуща,
ей подражают, а когда отойдет, стремятся к ней; и в
вечности увенчанная она торжествует, как одержавшая победу
непорочными подвигами. 3
А плодородное множество нечестивых не принесет
пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней
в глубину и не достигнут незыблемого основания;
4 и хотя на время позеленеют
в ветвях, но, не имея твердости, поколеблются от ветра
и порывом ветров искоренятся; 5
некрепкие ветви переломятся, и плод их будет
бесполезен, незрел для пищи и ни к чему
не годен. 6 Ибо дети,
рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против
родителей при допросе их. 7
А праведник, если и рановременно умрет, будет
в покое. 8 Ибо
не в долговечности честная старость и не числом лет
измеряется: 9 мудрость есть седина
для людей, и беспорочная жизнь ? возраст
старости. 10
Как благоугодивший Богу, он возлюблен и,
как живший посреди грешников, преставлен,
11 восхищен, чтобы злоба не изменила
разума его, или коварство не прельстило души его.
12 Ибо упражнение в нечестии
помрачает доброе, и волнение похоти развращает
ум незлобивый. 13 Достигнув
совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета;
14 ибо душа его была угодна
Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди
видели это и не поняли, даже и не подумали
о том, 15 что благодать
и милость со святыми Его и промышление об избранных
Его. 16 Праведник, умирая, осудит
живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства
юность ? долголетнюю старость неправедного.
17 Ибо они увидят кончину мудрого
и не поймут, что Господь определил о нём
и для чего поставил его в безопасность.
18 Они увидят и уничижат
его, но Господь посмеется им; 19
и после сего будут они бесчестным трупом и позором
между умершими навек; ибо Он повергнет их ниц безгласными
и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют
и будут в скорби, и память их погибнет.
20 В сознании грехов своих
они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их
в лице их.
4.
Законы Премудрости выше земных законов и воли царей (
Прем
6)
5. Слово премудрого царя (
Прем
7 ? 9)
7.1
И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного
земнородного. 2 И я в утробе
матерней образовался в плоть в десятимесячное время,
сгустившись в крови от семени мужа и услаждения,
соединенного со сном; 3 и я,
родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же
землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми,
4 вскормлен в пеленах
и заботах. 5 Ибо ни один
царь не имел иного начала рождения. 6
Один для всех вход в жизнь и одинаковый исход.
7 Посему я молился, и дарован
мне разум; я взывал, и сошел на меня
дух премудрости. 8
Я предпочел ее скипетрам и престолам,
и богатство почитал за ничто в сравнении с нею;
9 драгоценного камня
я не сравнил с нею, потому что перед нею всё
золото ? ничтожный песок, а серебро ? грязь
в сравнении с нею. 10
Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал
ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим.
11 А вместе с нею пришли
ко мне все блага и несметное богатство через руки ее;
12 я радовался всему, потому
что премудрость руководствовала ими; но я не знал,
что она ? виновница их. 13
Без хитрости я научился и без зависти
преподаю, не скрываю богатства ее: 14
ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь
ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров
учения. 15 Только дал бы мне Бог
говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном;
ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель
мудрых. 16 Ибо в руке Его
и мы, и слова наши, и всякое разумение, и искусство
делания. 17 Сам Он даровал мне
неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира
и действие стихий, 18 начало,
конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен,
19 круги годов и положение звезд,
20 природу животных и свойства
зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений
и силы корней. 21 Познал
я всё, и сокровенное и явное; ибо научила меня
Премудрость, художница всего.
22
Она есть дух разумный, святой, единородный,
многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный,
невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый,
23 благодетельный, человеколюбивый,
твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий
и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.
24 Ибо премудрость подвижнее всякого
движения, и по чистоте своей сквозь всё проходит
и проникает. 25 Она есть дыхание
силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто
оскверненное не войдет в нее. 26
Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало
действия Божия, и образ благости Его.
27 Она ? одна, но может
всё, и, пребывая в самой себе, всё обновляет, и, переходя
из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих
и пророков; 28 ибо Бог никого
не любит, кроме живущего с премудростью.
29 Она прекраснее солнца
и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом
она выше, 30 ибо свет
сменяется ночью, а премудрости не превозмогает
злоба.
9.1
Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим
2 и премудростию Твоею устроивший
человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою
тварями, 3 и управлял миром свято
и справедливо, и в правоте души производил суд!
4 Даруй мне приседящую престолу Твоему
премудрость и не отринь меня от отроков Твоих,
5 ибо я раб Твой и сын рабы
Твоей, человек немощный и кратковременный и слабый
в разумении суда и законов. 6
Да хотя бы кто и совершен был между сынами
человеческими, без Твоей премудрости он будет признан
за ничто. 7 Ты избрал меня
царем народа Твоего и судьею сынов Твоих и дщерей;
8 Ты сказал, чтобы я построил
храм на святой горе Твоей и алтарь в городе обитания
Твоего, по подобию святой скинии, которую Ты предуготовил
от начала.
9
С Тобою премудрость, которая знает дела Твои,
и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает,
что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям
Твоим. 10 Ниспошли ее от святых
небес и от престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы
она споспешествовала мне в трудах моих, и чтобы
я знал, что благоугодно пред Тобою. 11
Ибо она всё знает и разумеет, и мудро будет
руководить меня в делах моих, и сохранит меня в своей
славе; 12 и дела мои будут
благоприятны, и буду судить народ Твой справедливо,
и буду достойным престола отца моего.
13 Ибо
какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может
уразуметь, что угодно Господу? 14
Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны;
15 ибо тленное тело отягощает
душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум.
16 Мы едва можем постигать и то, что
на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что
на небесах ? кто исследовал?
17 Волю же Твою кто познал бы,
если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше
святого Твоего Духа? 18 И так
исправились пути живущих на земле, и люди научились тому,
что угодно Тебе, 19
и спаслись премудростью.
6. Премудрость ? Сила Божия, проявляющаяся
в истории спасения (
Прем
10 ? 19)
13.1
Подлинно суетны по природе все люди, у которых
не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств
не могли познать Сущего, и, взирая на дела, не познали
Виновника, 2 а почитали
за богов, правящих миром, или огонь, или ветер,
или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную
воду, или небесные светила. 3
Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов,
то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он,
Виновник красоты, создал их. 4
А если удивлялись силе и действию их, то должны
были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил
их; 5 ибо от величия красоты
созданий сравнительно познается Виновник бытия их.
6 Впрочем, они меньше заслуживают
порицания, ибо заблуждаются, может быть, ища Бога
и желая найти Его: 7 потому что,
обращаясь к делам Его, они исследывают и убеждаются
зрением, что всё видимое прекрасно. 8
Но и они неизвинительны: 9
если они столько могли разуметь, что в состоянии были
исследовать временный мир, то почему они тотчас не обрели
Господа его?
17 Молясь
же пред ним о своих стяжаниях, о браке и о детях, он не
стыдится говорить бездушному 18 и о
здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое,
о помощи умоляет совершенно неспособное,
о путешествии ? не могущее ступить,
19 о прибытке, о ремесле
и об успехе рук ? совсем не могущее делать
руками, о силе просит самое
бессильное.
14.12 Ибо вымысл
идолов ? начало блуда, и изобретение их ?
растление жизни. 13 Не было их вначале,
и не вовеки они будут.
14 Они вошли в мир по человеческому
тщеславию, и потому близкий сужден им конец.
15 Отец, терзающийся горькою скорбью о рано
умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека,
затем стал почитать его как бога и передал подвластным тайны
и жертвоприношения. 16 Потом утвердившийся
временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон,
и по повелениям властителей изваяние почитаемо было
как божество. 17 Кого в лицо люди
не могли почитать по отдаленности жительства, того
отдаленное лицо они изображали; делали видимый образ почитаемого
царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы
присутствующему. 18 К усилению же почитания
и от незнающих поощряло тщание художника.
19 Ибо он, желая, может быть, угодить
властителю, постарался искусством сделать подобие покрасивее;
20 А народ, увлеченный красотою отделки,
незадолго пред тем почитаемого как человека признал теперь
божеством. 21 И это было соблазном
для людей, потому что они, покоряясь или несчастью,
или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням
и деревам.
15.1 Но Ты,
Бог наш, благ и истинен, долготерпелив и управляешь всем
милостиво. 2 Если мы и согрешаем,
мы ? Твои, признающие власть Твою; но мы не будем
грешить, зная, что мы признаны Твоими. 3 Знать
Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою ?
корень бессмертия. 4 Не обольщает
нас лукавое человеческое изобретение ни бесплодный труд
художников ? изображения, испещренные различными красками,
5 взгляд на которые возбуждает
в безумных похотение и вожделение к бездушному виду
мертвого образа. 6 И делающие,
и похотствующие, и чествующие суть любители зла, достойные
таких надежд.
II. НА РУБЕЖЕ ДВУХ ЗАВЕТОВКнига Премудрости
хронологически стоит в преддверии Нового Завета. Она, как Псалтирь,
подводит итог многовековой истории Откровения. В ней Премудрость есть уже
ипостась Божия, личностное начало, осуществляющее свои замыслы в мире.
Она открывает истину избранникам, которые проповедуют ее ветхозаветной
Церкви. В Книге Премудрости мы находим философско-богословское
истолкование мессианства. В Иудее накануне пришествия Христа
ожидание Мессии достигло необычайного напряжения. Евангелие говорит
о людях, которые постоянно пребывали у Храма, готовясь каждый день
встретить Грядущего (Лк 2.25,36-38). «Чающие
утешения Израилева» не были единицами. Об этом свидетельствуют Иосиф
Флавий и апокрифические писания. Ессеи из Кумранской общины собирали,
переписывали и толковали книги Ветхого Завета, ибо находили
в них указание на близость спасения. В «Завете
12 патриархов», вышедшем из кругов, близких к ессеям,
мы читаем: «И тогда воздвигнет Господь Священника нового, которому
все слова Господни будут открыты, и он совершит суд Истины
на земле во множестве дней. И взойдет звезда его на небе,
как заря, сияя светом знания, как при солнце день,
и он возвеличится во вселенной. Сей воссияет,
как солнце на земле, и удалит всякую тьму из поднебесной,
и будет мир во всей земле. Небеса возликуют во дни его,
и земля возрадуется, и облака возвеселятся, и познание Господа
разольется на земле, как вода морская, и ангелы Славы лица
Господня возвеселятся о нём. Небеса отверзнутся, и из храма
Славы придет на него освящение с отеческим гласом, как
от Авраама к Исааку. И Слава Всевышнего будет возглаголана
о нём, и дух разума и освящения почиет на нём водою. Ибо
он сам даст величие Господне сынам своим во истине до века...
И в священство его народы будут изобиловать знанием на земле
и просветятся через благодать Господню» (Левий,
18.1-9). Так в ожидании Избавителя созидались узы, связавшие
два Завета. Библия говорит о Мессии, и поэтому
она ? книга надежды. Среди всех испытаний не погасла вера
в Божие свершение. О нём говорило обетование Аврааму, о нём
возвещало пророчество Нафана; грядущее Богоявление окрыляло пророков.
Мессианизм, впервые ясно сформулированный Исайей, укреплял надежду
даже тогда, когда все внешние обстоятельства были против нее.
В искушениях изживались земные утопии, с каждым столетием возрастало
страстное ожидание. И наконец пришло «исполнение времен»:
от лица всех верных прозвучали слова, сказанные Пречистой Девой:
«Се раба Господня...» Для нее Благовещение было свершением древнего
обетования. Этим чувством проникнуто Ее ликующее
славословие:
Пришел на помощь Израилю,
служителю Своему,
вспомнив о милости,
обещанной нашим праотцам, Аврааму
и потомкам его навеки.
(Лк 1.54-55)
Исполнилось слово провидцев Ветхого Завета. Сущий явился
среди людей. Но пришел Он не среди молний, как на Синае,
не в огненном ковчеге, как в видении Иезекииля,
не в подавляющем человека блеске неприступной Славы. Он стал
Человеком; Он был, как каждый из нас, беспомощным Младенцем, Которого
принял на свои руки старец Симеон. И о Нём этот праведник Ветхого
Завета сказал пророческие слова
(Лк 2.29-32):
Теперь Ты отпускаешь
с миром слугу Своего, Владыка, ибо
Ты исполнил Свое слово:
глаза мои увидели Того,
кого Ты предназначил быть Спасителем
для всех народов, —
Он — Свет, который озарит язычников,
и Слава народа Твоего
Израиля. |