Не
подобные ли побуждения заставляют многих и ныне оставлять, если не дом
родителей земных, то дом Отца Небесного, то есть выходить из повиновения святой
Церкви? Иго Христово для незрелых умов кажется трудным, и заповеди Его
тяжкими. Они думают, что нет особенной нужды соблюдать то, что повелевает нам
Бог и Его святая Церковь. Можно служить, им кажется, Богу и не отказываться от
служения миру. «Мы, — говорят они, — уже довольно крепки для того, чтобы
противостать гибельным искушениям и соблазнам. Мы можем и сами твердо держаться
истины и здравого учения. Дайте нам усовершить свой разум многосторонними
сведениями! Предоставьте нам самим укрепить свою волю среди искушений и
соблазнов! И пусть чувство наше самым опытом убедится в гнусности порока!» —
Такие желания чем лучше той необдуманной просьбы, какую произнес юнейший сын
отцу: «отче! даждь ми достойную часть имения!»? И вот, легкомысленный
юноша перестает внимать заповедям и внушениям святой Церкви. Перестает
заниматься словом Божиим и учением святых отцев, а приклоняет слух свой к
мудрованиям лжеименных учителей и убивает в этих занятиях самые лучшие часы
своей жизни. Реже начинает посещать храмы Божии, или стоит в них невнимательно,
рассеянно. Не находит возможности прилежно заниматься благочестием и
упражняться в добродетели потому, что большая часть времени потребляется на
посещение зрелищ, общественных увеселений и т.п. Словом, с каждым днем все
более и более предается миру и, наконец, отходит «на страну далече». К чему же
приводит такое удаление от Святой Церкви? К тому же, к чему привело блудного
сына удаление из дома родительского. Легкомысленные юноши очень скоро
истрачивают прекрасные силы и способности души и тела и губят все, что было
сделано ими доброго для времени вечности. А между тем является «глад крепкий на
стране той»; является пустота и недовольство, — необходимые следствия шумных
удовольствий; является жажда наслаждений, которая еще более усиливается от
удовлетворения порочных страстей и, наконец, делается неутолимой. И как часто
бывает, что несчастный миролюбец, для удовлетворения своих страстей, прибегает
к занятиям низким и постыдным, которые не приводят его в себя, как блудного
сына, и не возвращают на путь спасения, а довершают его погибель, временную и
вечную! Шанхай 1946 г.
Святитель Иоанн (Максимович |