Каталог статей

Главная » Статьи » Православие

Библия: Новый Завет

Греческий язык, на котором был написан Новый Завет, уже не был классическим древнегреческим языком и не являлся особым новозаветным языком. Это ? разговорный повседневный язык первого века по Р.Х., распространившийся в греко-римском мире и известный в науке под названием «κοινη» (койне), т.е. «обычное наречие»; однако, и стиль, и обороты речи, и образ мыслей священных писателей Нового Завета обнаруживают древнееврейское или арамейское влияние.

Подлинный текст Н.З. дошел до нас в большом количестве древних рукописей, более или менее полных, числом около 5000 (с  II по XVI век). До последних лет самые древние из них не восходили далее IV века. Но за последнее время было открыто много фрагментов древних рукописей Н.З. на папирусе ( III и даже II вв). Кроме греческих рукописей, важны древние переводы на латинский, сирийский, коптский и др. языки, из которых самые древние существовали уже со II века по Р.Х.

Наконец, сохранились многочисленные цитаты Отцов Церкви на греческом и других языках в таком количестве, что если бы текст Нового Завета был утрачен и все древние рукописи были уничтожены, то специалисты могли бы восстановить этот текст по цитатам из творений святых Отцов. Весь этот обильный материал дает возможность проверять и уточнять текст Н.З. и классифицировать его различные формы (т.н. текстуальная критика). По сравнению с любым древним автором (Гомером, Эврипидом, Эсхилом, Софоклом, Юлием Цезарем, Горацием, Вергилием и др.) наш современный ? печатный ? греческий текст Н.З. находится в исключительно благоприятном положении. И по количеству манускриптов, и по краткости времени, отделяющего древнейшие из них от оригинала, и по числу переводов, и по их древности, и по серьезности и объему проведенных над текстом критических работ он превосходит все остальные тексты. Текст Н.З. в целом зафиксирован совершенно неопровержимо.

Новый Завет состоит из 27 книг. Издателями они подразделены на 260 глав неравной длины. Это сделано для облечения ссылок и цитат. В подлинном тексте этого подразделения нет. Современное деление на главы в Новом Завете, как и во всей Библии, часто приписывалось доминиканцу кардиналу Гуго (1263 г.), который выработал его, составляя симфонию к латинской Вульгате, но теперь думают с большим основанием, что это подразделение восходит к архиепископу Кентерберийскому Стефану Лангтону, умершему в 1228 году. Что же касается подразделения на стихи, принятого теперь во всех изданиях Нового Завета, то оно восходит к издателю греческого новозаветного текста, Роберту Стефану, и было им введено в его издание в 1551 году.

Священные книги Нового Завета принято обычно разделять на законоположительные (Четвероевангелие), историческую (Деяния Апостолов), учительные (семь соборных посланий и четырнадцать посланий апостола Павла) и пророческую: Апокалипсис или Откровение св. Иоанна Богослова. Однако современные специалисты считают такое распределение устаревшим: на самом деле все книги Нового Завета ? и законоположительные, и исторические и учительные, а пророчество есть не только в Апокалипсисе.

Книги Нового Завета можно распределить следующим образом (в скобках приведем сокращенные обозначения книг):

 1) Три так называемых синоптических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и, отдельно, четвертое: Евангелие от Иоанна. Новозаветная наука уделяет много внимания изучению взаимоотношений трех первых Евангелий и их отношению к Евангелию от Иоанна (синоптическая проблема).

 2) Книга Деяний Апостолов и Послания (письма) апостола Павла («Corpus Paulinum»), которые обычно подразделяются на:

   а) Ранние Послания: 1-ое и 2-ое к Фессалоникийцам (1Фес, 2Фес).

   б) Большие Послания: к Галатам (Гал), 1-ое и 2-ое к Коринфянам (1Кор, 2Кор), к Римлянам (Рим).

   в) Послания из уз, т.е. написанные из Рима, где ап. Павел находился в заключении: к Филиппийцам (Флп), к Колоссянам (Кол), к Ефесянам (Еф), к Филимону (Флм).

   г) Пастырские Послания: 1-ое к Тимофею (1Тим), к Титу (Тит), 2-ое к Тимофею (2Тим).

   д) Послание к Евреям (Евр).

 3) Соборные Послания («Corpus Catholicum»).

 4) Откровение Иоанна Богослова. (Откр. Иногда в Н.З. выделяют «Corpus Joannicum», т.е. всё, что написал ап. Иоанн для сравнительного изучения его Евангелия в связи с его посланиями и кн. Откр.).

 

КАНО́Н Священного писания ? корпус книг, признанных Церковью   боговдохновенными, Словом Божьим.

Новозаветный Канон складывался постепенно. Его уточнение происходило в борьбе за евангельскую истину против гностицизма и др. лжеучений. О ранних сборниках Посланий ап. Павла свидетельствует уже 2 Петр 3:15—16. Хотя в древних рукописях порядок Посланий нередко разный, состав его постоянен.

Первый зафиксированный в истории канон Нового Завета принадлежал еретику Маркиону (ок. 140 г.), но современники воспринимали этот канон как урезанный, т.е. христианский мир знал большее число священных книг Н.З. (у Маркиона было только сокращенное Ев. от Луки и 10 Посланий ап. Павла). Вскоре окончательно закрепляется свод 4 Евангелий, о чём свидетельствуют Татиан, свт. Ириней Лионский, Климент Александрийский и др.

Из т. н. Мураториева канона (ок. 170 г.) явствует, что на исходе II в. новозаветный канон был уже в общих чертах завершен, хотя к нему еще относили несколько книг, позднее отвергнутых (Послания ап. Павла к лаодикийцам и александрийцам, Апокалипсис Петра, "Пастырь" Гермы), а помлпния Евреям (Евр), Иакова, 1–2 Петра, Иуды и книга Откровение (Откр) отсутствовали. Климент Александрийский не только признавал 1 Петр, Иуд и Откр, но и причислял к каноническим "Пастырь" Гермы, послание Варнавы, Проповедь Петра. Ориген принимал каноничность Евр, но считал его  атрибуцию спорной. Мы находим у него ссылки не только на канонические книги Н.З., но и на  Дидахе, "Пастыря" Гермы, Послание Варнавы, хотя трудно понять, рассматривал ли он их как часть новозаветного канона.

Важнейшую критическую работу по уточнению канона предпринял Евсевий Кесарийский. Он разделил книги, претендующие на включение в Н.З., на 3 категории: общепринятые, спорные и подложные.

У свт. Афанасия Великого мы впервые находим новозаветный канон в том виде, как он принят сегодня (39-е Послание). Но и после него некоторые колебания относительно канона Н.З. оставались. Акты Лаодикийского собора, а также свт. Кирилл Иерусалимский и свт. Григорий Назианзин не упоминают в своем перечне Откр; св. Филастр (ок. 387 г.) не включил Евр, а прп. Ефрем Сирин еще считал каноническим 3-е Послание ап. Павла к Коринфянам. На Западе африканские соборы IV в. и блж. Августин дают полный список канонических книг Н.З., который соответствует нынешнему.

Категория: Православие | Добавил: galinanavak (25.02.2010)
Просмотров: 569 | Теги: Новый завет, библия | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [80]
Строительство [308]
Косметология [6]
Красота и здоровье [53]
Медицина [44]
Наши верные друзья [6]
Любимые домашние животные
Работа [56]
Интернет [97]
Другое [157]
Православие [265]
Практические советы [89]
Поиск