Гроб и
ад суть последствия греха. Грех произвел
смерть, разделяющую душу от тела. Умирая, человек, до пришествия
Христова,
телом сходил в гроб, а душой в ад. «Сниду к сыну моему, сетуя во ад»
(Быт. 17,
35), говорил даже праведный Иаков, услыхав весть о смерти сына своего
Иосифа. |
Но вот приходит Сама Жизнь —
Христос безгрешный
и восприемлет на Себя последствия греха — смерть. «О чудесе! Како
смерти
вкуси всех Жизнь!». Соединиться несоединимое не может. Как не могут
вместе
пребывать свет и тьма, так не могут быть вместе смерть и жизнь. Кто
же
победит? По видимости — побеждает смерть, ибо умирает на Кресте
Жизнодавец. В
действительности же временная победа смерти приносит ей самой вечную
гибель. «Днесь ад стеня вопиет, глаголя: уне (лучше) аще бых от
Марии
рождшагося не приял!: державу мою разруши, врата медная сокруши, души,
яже
прежде содержах, воскреси!». Бледнеет смерть, пораженная сиянием
Жизни,
чувствует, что наступает ей конец — ее жало, умерщвлявшее всех,
вонзившись в
безгрешного Спасителя мира, отрывается он нее, причиняя смерть самой
смерти. Своей смертью Христос открывает вечную жизнь. Умирающие о
Христе
уже не «сходят с печалью во ад», но возносятся в небесное царство, чтобы
вечно
жить со Христом. Гроб Христов становится источником жизни, к
которому
стекаются со всех концов мира, чтобы у Него найти исцеления и крепость
духа. Гробы тех, души которых со Христом царствуют на небе, также
становятся источниками врачеваний, от которых изливаются милости
Божии. Гроб, в древности бывший олицетворением ада, ныне говорит
нам о
вечной жизни. Умертвим же мы все в себе наши грехи и похоти, дабы
жить
вечно со Христом и, не боясь смерти, устами и сердцем ныне взывать:
«Смерти
празднуем умерщвление, адово разрушение, иного живота вечнаго
начало». Христос Воскресе! С Божиим благословением. Пасха 1937 г. Шанхай. Святитель Иоанн (Максимович) |