Продолжая поучения Свои, Господь сначала в
притчах, а
затем и ясно изображает кончину мира и Страшный Суд. В среду в доме
Симона
прокаженного женщина возливает миро на Его ноги, а Иуда обещает
архиереям
предать Учителя. В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и
литургия
того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с
благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а
причащающиеся
недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься,
искренно
каясь в грехах своих, и получить милость от Господа. За Тайною Вечерею
следует
Христова молитва в Гефсимании, Христа схватывают и отводят к
первосвященникам,
где ночью совершается над Ним суд, а утром отводят Его к Пилату. Вечером
в
Великий четверг читаются 12 Евангелий Страстей Христовых. Наступает
Великая
пятница. На часах также читаются Евангелия о суде Пилатовом, распятии и
крестной смерти Христовой. Христиане соблюдают в тот день строжайший
пост. Вечерня, совершаемая, если
возможно, в 3-м часу дня, содержит в
себе воспоминание о смерти Христовой и заканчивается выносом плащаницы,
изображающим снятие со Креста и погребение Тела Христова. Затем у
плащаницы
читается канон на «Плач Богородицы над гробом». Утреня Великой субботы
изображает пребывание Тела Христова в гробу и схождение Душею во ад.
Крестный
ход в конце ее таинственно изображает шествие Христово во ад (а не
погребение
Его, как принято говорить), который был разрушен Светом Христовым, и
освобожденные души праотцев радостно славили Христа. Освободив от ада
души
умерших, Душа Христова возвращается в Его Тело. Никто на земле не знает
еще о
том, что происходит в ином мире, воины стоят на страже у гроба, апостолы
скорбят, мироносицы готовы идти помазать Тело, но ангелы с пророками и
праведниками уже прославляют Победителя смерти. То изображается чтениями
и
пениями вечерни Великой субботы, соединяемой с литургией, на которой при
пении
«Воскресни Боже, суди земли...» черные облачения сменяются на светлые.
Наступает ожидание того светлого часа, когда все озарится Светом и
небеса с
землей наполнятся победными хвалами Воскресшего Христа. На Пасхальной
литургии мы приобщаемся Воскресшего Христа. Святитель
Иоанн (Максимович) |