> Чувство страха и чувство
священного – христианские ли это чувства? Никто рассудочно
не может в этом сомневаться. Мы с особой силой испытывали бы эти
чувства, если бы нам дано было видение Всемогущего Бога. Мы имели бы эти
чувства, если бы «осознавали» Его присутствие. И в меру
того, что мы веруем в Его присутствие, мы должны их иметь.
Не ощущать их – значит, не осознавать Его присутствие
и не верить в него86.
> Верный /*/ должен свидетельствовать
об имени Господа, бесстрашно исповедуя свою веру87.
Проповедь и катехизация должны быть проникнуты поклонением имени Господа
нашего Иисуса Христа и его почитанием. ><Третья>
Заповедь запрещает злоупотреблять именем Господа, то есть любое
непочтительное и неуместное использование имени Бога, Иисуса Христа,
Пресвятой Девы Марии и всех святых. > Обещания, данные
во имя Божие, становятся делом чести, верности, правдивости
и авторитета Бога. Справедливости ради они должны выполняться.
Не выполнять их означает злоупотребить именем Божиим
и в какой-то степени сделать из Бога лжеца88. > Богохульство прямо
противоречит <Третьей> Заповеди. Оно состоит
в произнесении – наедине с собою
или во всеуслышание – слов ненависти, упрека, вызова;
в злословии Бога; в недостатке почитания Его в словах
о Нём; в злоупотреблении Его именем. Св. апостол Иаков
осуждает тех, «кто бесславит доброе имя (Иисуса), которым
вы называетесь» (Иак 2,7). Запрещение богохульства распространяется
также на высказывания против Церкви Христовой, против святых
и святынь. Богохульство совершается также, когда Божие имя используют
для того, чтобы прикрывать преступные действия, держать
в рабстве <..>, подвергать пыткам или убивать людей.
Злоупотребление Божиим именем с целью совершить преступление ведет
к отвержению религии. > Богохульство противоречит
надлежащему почитанию Бога и Его святого имени. Оно само
по себе – тяжкий грех{}. > Проклятия, в которые вводится
имя Божие без намерения богохульства, являются неуважением
к Господу. Вторая Заповедь запрещает также употребление имени Божия
в контексте магии. > Величие имени Бога проявляется
тогда, когда его произносят с почтением, достойным
Его царственного величества. Имя Бога свято там, где
его произносят с благоговением и боязнью оскорбить Его90.
> II. Имя Божие, произнесенное
напрасно> Вторая Заповедь запрещает ложную
клятву. Поклясться или принести присягу – значит призвать
Бога в свидетели того, что утверждаешь, использовать Божию
правдивость как залог своей собственной правдивости. Клятва
заручается именем Господним. «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному
служи, и Его именем клянись» (Втор 6,13). > <...>
Как создатель и Господь, Бог есть мерило всякой правды. Слово
человека может быть в согласии или в противоречии с Богом,
который есть сама Истина. Если клятва правдива и законна,
она проливает свет на соотношение между человеческим словом
и Божией истиной. Клятва ложная призывает Бога в свидетели
лжи. > Тот, кто клятвенно дает обещание, которого
не намерен сдержать, или тот, кто дав такое обещание,
впоследствии его не исполняет, – клятвопреступник.
Клятвопреступление – тяжкое неуважение к Господу всякого
слова. Поклясться совершить злое дело – противно святости имени
Божьего. > Иисус представил Вторую Заповедь в Нагорной
проповеди: «Еще слышали вы, что сказано древним: „не приступай
клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”. А Я говорю вам:
не клянись вовсе (...). Да будет же слово ваше: „да, да”, „нет, нет”;
а что сверх этого, от лукавого» (Мф 5,33-34.37) /**/ 91.
Иисус учит, что всякая клятва касается Бога и что присутствие
Бога и Его истины надо почитать в каждом слове. Тактичность
в употреблении имени Божия в разговорном языке непосредственно
связана с почтительным вниманием к Его присутствию; каждое наше
утверждение свидетельствует о нём или, наоборот, является
его поруганием. > Вслед за св. Павлом92, Предание Церкви считает, что слово Иисуса
не воспрещает клятву, если она дается по важной
и справедливой причине (например, перед судом). «Клятва,
то есть произнесение имени Бога как свидетеля правды, может быть дана
только для того, чтобы свидетельствовать о правде, благоразумно
и по справедливости»{}. > Святость имени Божия требует, чтобы
не прибегали к нему попусту и не клялись при таких
обстоятельствах, когда это может быть истолковано как поддержка власть
имущим, несправедливо добивающимся своего. Когда клятвы требует незаконная
гражданская власть, можно отказаться ее давать. Надо отказаться давать
клятву в том случае, если ее требуют с целью, противоречащей
человеческому достоинству или церковной общине. |