Молитва — это свободный
акт человеческого духа, реализация той любви, которая некогда соединяла
человека с Богом. Золотая цепь этой любви была разорвана, нарушена человеческим
грехопадением. Молитва есть восстановление прежней связи человеческого духа с
Божественным Абсолютным Духом — связи, которая существовала у первозданных
людей.
Молитву, как кажется, можно представить и
описать только через определенные аллегории и образы. Логически её разобрать
невозможно, так как сама молитва намного глубже, чем аналитическое, рассудочное
мышление. Следовательно, если мы даем какую-нибудь логическую, философскую
интерпретацию молитвы, то, в лучшем случае, можем указать лишь на некоторые
внешние ее проявления. А глубинная сущность молитвы всегда будет ускользать от
поверхностного, рассудочного мышления.
Наша жизнь — странствование по огромной
пустыне: для истинного христианина весь этот мир кажется пустыней. Здесь он
внутренне одинок, его не понимают, его слова не встречают отклика в душах
других людей. Непонятый, утомленный и часто отвергнутый миром, христианин может
излить душу в молитве к Богу. Молитва дает ему истинное свидетельство, истинное
удостоверение в том, что он в этой огромной пустыне не одинок, что с ним Бог. В
молитве человек укрепляет свои силы. Вне молитвы человеческая душа ослабевает и
духовно гибнет. Поэтому молитву можно сравнить с источником родниковой, чистой,
живой воды. И уставший в мирском странствовании путник утоляет этой живоносной
водой свою духовную жажду. Но это не просто источник, из которого пьет он сам.
Если в сердце человека водворится непрестанная молитва, случается великое чудо:
он сам становится источником живой воды для других.
Люди, ищущие Бога, невольно тянутся к
тому, в чьем сердце течет молитва. Пусть христианин скрывает свое духовное
делание и вообще не говорит ни о чем духовном, но если в сердце его идет
истинная, покаянная молитва, от него исходит некий духовный свет. Этот дивный
свет невидим глазами, но его может почувствовать каждый, кто ищет Бога. И
поэтому многие простые монахи и даже миряне, внешне не отличающиеся ни
образованностью, ни красноречием, ни какими-нибудь обширными познаниями, в то
же время, как магнит металл, притягивают к себе души людей. Народ окружает этих
молитвенников, тянется к ним, как бы желая около них утолить жажду своей души,
жажду, которую не могут утолить ни плотская мудрость, ни земные знания, ни
суетные наслаждения, ни мимолетные радости. Тот, кто имеет в своем сердце
глубокую и непрестанную молитву, становится духовным источником, около которого
люди, изнемогающие от тягот, противоречий, скорбей этой жизни, получают
духовное утешение и укрепляют свои силы. Поэтому каждый священник прежде всего
должен заботиться о том, чтобы в сердце его была молитва, заботиться больше,
чем о приобретении внешних богословских познаний. Без внутренней молитвы
философские и богословские познания пастыря мертвы, и сердце человека не
откроется для него. Пастырские наставления будут восприниматься лишь внешне,
холодным умом. От холода исходит холод; холод нашего сердца не может зажечь
огонь в сердцах других. Поэтому, как кажется, самый главный долг священника —
это молиться за свою паству и за весь мир, непрестанно повторяя в своем сердце
Иисусову молитву или же те молитвы, которые внутренне близки его
душе.
Иисусова молитва самая высокая и
всеобъемлющая, но человек при желании может выбрать и другую краткую молитву,
например какие-нибудь стихи из псалма; некоторые постоянно читают «Отче наш».
Есть такие люди, которые произносят только два слова: «Господи, помилуй!», но
при этом их сердца всегда обращены к Богу. Словом, здесь не существует твердого
и неизменного правила: как хочет твоя д
То, что мы чувствуем чаще всего,— это не
дух, а душа; то, что мы переживаем чаще всего,— это наши душевные переживания.
Иногда мы стоим в храме, молимся, испытываем радость. Но вот мы вышли из
церкви, дошли до остановки автобуса, и радость наша уже пропала, как будто ее и
не было. Что это значит? Дело в том, что мы испытывали не духовную радость, а
душевную. Настоящая духовная радость совершенно отлична ото всего иного. Она
как бы прозрачна, световидна и воспринимается совсем по-другому: как новая
жизнь, как если бы что-то новое, незнакомое и в то же время очень знакомое,
словно давно потерянное, вдруг обрелось и ожило в нашем сердце. Духовная
молитва описаний почти не имеет. Можно только сказать, что она воспринимается
как воскресение души прежде воскресения тела. Духовная молитва и есть истинное
поклонение человека Богу. Но такая молитва дается лишь через долголетние,
напряженные труды, и не только, я бы сказал, через одни молитвенные труды, но и
через всю жизнь человека, которая должна соответствовать молитве. Здесь
происходит обоюдный процесс: молитва помогает исполнению Господних заповедей,
исполнение заповедей — пробуждению духовной молитвы. Духовная молитва
становится беспрерывным поклонением Богу в духе и истине, а человек — истинным
поклонником Небесного Отца, одним из тех поклонников, которых ищет
Бог. |