> Римляне,
а за ними современные романские языки вселенную называют
"универсум" ? от холодного арифметического
"унум" ? "один". А русское слово
"вселенная" абсолютно равноценно греческому
"экумена" ? ведь и у греков название вселенной
происходит от слова "селиться". "Экумена" ?
это не просто мир, но мир, в котором обитает человек. Если бы
в космос не были вселены люди, он не был бы вселенной.
Вселенная ? большое село. Поселения, конечно, бывают разные,
но одно их объединяет: человек селится там, где мир.
Где война ? там кончается вселенная и начинается линия
фронта, там вместо поселков, сел, селений существуют блиндажи, фортеции,
крепости. Поэтому уже в древности "вселенной" называли
Средиземноморье, точнее ? Римскую империю. Внутри ее границ
был мир, была вселенная ? на границе была непрестанная
война с варварами, а следовательно, вселенная кончалась. >
"Экуменической", "вселенской" называли в первые века
после Рождества Христова и Церковь, границы которой почти совпадали
с границами Империи. А затем произошло неизбежное: Церковь
перешагнула фронты, добралась до Индии, Китая, Японии, и весь мир
стал ее вселенной ? а вот Империя разрушилась,
раскромсанная тысячей границ. Но, умирая, старая политическая вселенная
попыталась свести в могилу и единую вселенскую Церковь. Разделились
царства, разделились и церкви ? на западную
и восточную в XI веке, затем в XVI западная ?
на католическую и протестантскую, и так далее, и тому
подобное. Казалось, только в воображении христиан осталось слово
"вселенская" как неотъемлемое свойство Церкви. >
Конечно, всегда оставались христиане, которые понимали, что
их междоусобицы противоречат вселенскости ? всеохватности
и мирности ? Церкви. Слабым утешением была вера в то,
что вселенскость Церкви сохраняется, несмотря на все внутрицерковные
склоки ? благодаря Христу, Главе Церкви и ее Телу, Которое наши
распри ранят, заставляют кровоточить, но не могут убить
или разделить. Но лишь XX век ? век двух мировых
войн ? увидел, как христиане не только тоскуют
о единстве, но пытаются явить его миру. > Произошло это
не случайно. Именно в нашем веке религия стала прежде всего частным
делом личности, ответственностью не организации, а лица. Церковные
администрации с момента раскола церквей тысячу лет назад
не переставали искать единства: созывали соборы, устраивали богословские
прения ? всё бесполезно. Иерархии искали единства ?
холодного арифметического единства. Христиане ищут вселенскости ?
теплого, обжитого дома. Неудивительно, что первый экуменический призыв
раздался в 1910 г. именно на миссионерской конференции
в Эдинбурге. Звать людей к единству очень трудно ? они-то
хотят найти жизнь, поселиться рядом с Христом. Более всего
им мешает в этом зрелище воюющих между собой христиан ?
ибо где война, напомню, там нет вселенной,
там фронт. > Первый призыв к объединению исходил
от протестантов ? это неудивительно, ибо протестантизм
более расколот на сотни направлений. Но второй призыв
к "сближению и взаимному сотрудничеству" раздался
в 1920 г. в Окружном послании православного Вселенского Патриарха
Константинополя. И это понятно: расколотость протестантизма на сотни
частей менее болезненна для Вселенской Церкви, чем ее раздел
на две части ? католическую и православную. В 1937 г.
в Эдинбурге началась, а в 1948 г. в Амстердаме завершилась
организация Всемирного Совета Церквей. Тогда он объединил
147 церквей, сейчас в нём состоят более 300. Конечно, объединение это
не более похоже на Единую Вселенскую Церковь,
чем ООН ? на всемирное правительство. Собираются большие
церковные начальники, вместе молятся, общаются, размышляют. >
Русская Православная Церковь вошла в ВСЦ лишь в 1961 г. И хотя
она ? лишь одна из трех сотен членов ВСЦ, но, конечно, лишь
с ее приходом экуменическое движение стало напоминать нечто
вселенское. Отчаянно не хватает Католической Церкви. Впрочем, если
в 1928 г. Папа Пий XI запретил католикам участвовать, как
он выразился, "в панхристианском движении", то в 1964
г. Рим признал, что некатолики стоят не вне Церкви,
а внутри ее, что они являются "отделенными братьями".
С тех пор Ватикан посылает своих "наблюдателей"
на экуменические съезды. > Сперва экуменическое движение
объединяло церкви, "исповедующие Господа Иисуса Христа Богом
и Спасителем". С приходом Русской Православной Церкви
эти слова были дополнены существенно: "в соответствии
с Писаниями и со стремлением осуществлять совместное общее
призвание во славу единого Бога, Отца, Сына и Духа Святого".
Подчеркнуть библейский характер нашей веры и веру в Троицу было
тем важнее, что в экуменизме появились завихрения, течения,
стремящиеся к объединению вообще всех религий. А это не просто
распространение благих стремлений вширь! Если явить единство
Церкви ? значит залечить ее раны, то слить Церковь
с индуизмом или буддизмом ? значит убить ее как организм,
как Тело Христово, под тем предлогом, что главное не тело,
не форма, а идея, дух, содержание. Но Христос ?
не идея, а живой человек, более того ? Богочеловек; Его
уже убивали ? достаточно! > Экуменизм держится
на стремлении христиан к единству. Но довольно много
и таких христиан, которые ни к какому единству
не стремятся. Такие люди, как правило, ценят христианство
как лекарство для внутреннего употребления. У нас
им помогает осуждать экуменизм то, что для экуменического общения
надо контактировать с заграницей ? а такие контакты
большевики держали под жестким контролем. Действительно,
само вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ было предпринято
по указке правительственных чиновников. Сейчас прояснилось:
тоска христиан о единстве не в ЧК придумана
и не с ГКЧП кончится. Экуменизм ? это часть
нормальной, здоровой жизни христианина во Христе. Экуменизм ?
не какие-то поездки, трактаты, договоры. Экуменизм ?
это качество всех христианских поступков: от дел милосердия
и проповедания до обрядов и мистики. > *
* * > Экуменизм, однако, есть не только движение среди церковных
организаций или среди членов Церкви. Экуменизм есть попытка увидеть
во многих Церквах ? Вселенскую, единую Церковь. // > У современных христиан представления
о вселенной такие же, как у нехристиан, контраст между масштабами
Церкви и Космоса не уменьшился, а возрос, но вера
во вселенский характер Церкви осталась. И духовное значимое
противоречие здесь ? не между космическими просторами
и узкой пленочкой "мыслящей плесени", как кто-то назвал
человечество, а между космизмом Христа как Бога, Церкви как
Его Тела и обетованием Самого Иисуса: "Где двое
или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них"
(Мф 18.20). > Представление о человеке как о микрокосме
было и до Христа. Если бы Христос сказал, что Вселенская
Церковь ? в том, кто верует в Него, это было бы
очень изящно и непротиворечиво. Но ведь Он сказал
о "двух или трех" ? Вселенская Церковь
не может ограничиться одним человеком. // > Догмат о единстве Церкви противоречив
внешне ? внутреннее единство Церкви противоречит внешнему, видимому
разделению. Догмат же о вселенскости Церкви противоречив внутренне,
и если по всей вселенной будет одна-единственная, Единая Церковь,
всё же будет оставаться непонятным, чем двое христиан более
вселенские, чем один, зачем огромное здание ? собор ?
Единой Церкви, если вселенной достаточно двоих верующих? Слово
"кафолическая" ? в Символе веры именно
оно поставлено, а не "экуменическая" ? может
переводиться и как "соборная", и как
"вселенская". И если последний смысл заставляет
нас воспринимать каждого спасаемого Христом человека как вселенную,
а вселенную воспринимать как спасаемое Христом, то первое
слово ? "соборная" ? представляет спасение
как сверхвселенское дело, как акт, не могущий ограничиться одной
вселенной, требующий многих вселенных ? в то время
как нам само слово о существовании многих вселенных представляется
столь же логически абсурдным, как абсурдно фонетически слово любовь
во множественном числе. > Человек-микрокосм был для греков
натурфилософским, а не религиозным понятием. Иудейский же мудрец
сказал, что Бог ? всюду, кроме тех душ, которые отказываются
допустить Его в себя. Когда Христос говорил, что ради души грешника
пастырь оставит праведников, такую заботу не объяснить иначе,
как знанием о душе как вселенной, так что
без одной-единственной души уже нельзя говорить о спасении мира.
В догмате о вселенскости Церкви навечно сопряглись
в неразрешимом противоречии эти два мироощущения: Церковь вселенская,
ибо спасает всю вселенную, и тем не менее множество людей
спокойно ограждают себя, свои личные вселенные, от этого
спасения. > Видимого единства в Церкви не было
никогда. Уже при апостолах Церковь состояла из множества
автономных общин, между которыми пролегали огромные пространства неверия.
Не было единства обрядового. В Азии и Европе уже во втором
веке не совпадали даты празднования Пасхи, не говоря
о различиях, которые существовали с самого начала, ? из-за
растянутости коммуникаций. Более того, с первых дней Церкви внутри одной
и той же общины возникают деления ? деления
на "иудеохристиан" (соблюдающих все предписания иудаизма
и одновременно исповедующих Христа) и "просто" христиан,
бывших язычников, от большинства ветхозаветных предписаний
освобожденных. Внутри совершенно монолитных по обряду общин возникает
деление на мирян и священников, а внутри духовенства ?
задолго до всякого феодализма ? возникает и детализируется
иерархия, более всего напоминающая средневековые сословия. > {Одновременно единство Церкви было постоянным и ощущалось
столь же четко, как единство человеческого рода, которое никак
не умаляется от разделения человечества на мужчин и женщин,
блондинов и шатенов, вегетарианцев и людоедов, начальников
и подчиненных.} > В первые
два века единство Церкви не переживалось как проблема.
Это единство веры, единство во Христе, и попытки возвести
второстепенные отличия в критерий деления на находящихся в или
вне Церкви встречались учителями Церкви прежде всего ласково-ироничным
недоумением: 'У вас говорят: "я Павлов";
"я Аполлосов"; "я Кифин";
"а я Христов". Разве разделился
Христос?!...' > Проблемой ? кровавой, занудной
и пустой ? становится административное, управленческое единство
Церкви с того времени, как Римская империя, ее преемники
и продолжатели заключили с Церковью союз, пытаясь сделать Церковь
одним из инструментов в оркестре мира сего. В Византии такое
соединение Церкви и государства именовалось "симфонией".
В западной половине христианской цивилизации исполнители сидели иначе, чем
в восточной, но симфонии так и не удалось сыграть
ни там, ни там. "А вы, друзья, как
ни садитесь..." Самые громкие конфликты
между Церквами? прежде всего, католической и православной,
но также католической и англиканской, католической
и протестантской ? были на самом деле столкновениями
государственных структур. Самый ожесточенный характер эти конфликты
имели поэтому вовсе не там, где были движения духа, способные
к столкновению, а там, где {духовную
сферу захлестнули политические страсти}. [Ирландия,
запад Украины, Югославия ? по сей день не успокаиваются
европейские техасы, где проходит граница между церковными
традициями ? вторичная по отношению к политическим
границам.] > {Ссорятся
не религиозные, а политические субъекты.}
Униатство ? тоже ведь от слова "унум",
"единая" ? вовсе не о единстве Церкви пеклось.
В конце XVI века, когда уния была провозглашена, она решала
проблему украинских земель в составе Польши. В XIX
и XX веках, когда указами Николая Павловича и Иосифа
Виссарионовича уния была объявлена "ликвидированной",
она стала несуществующей, конечно, лишь с административной точки
зрения ? решалась не церковная проблема, а имперская.
Церкви здесь и в сотнях других случаев было в чужом пиру
похмелье. // В единой Римской империи и до,
и после утверждения христианства в качестве государственной религии
пятеро патриархатов (включая Рим) были абсолютно равны между собой. Наоборот,
в эпоху раздробленности государственных структур структуры церковные
активно централизовались. И даже на Востоке (включая восток Европы),
где централизация никогда не была полной, именно в XIX веке
Церковь позаботилась осудить филетизм ? учение о том,
что границы между отдельными церквами должны совпадать с границами
национальными. И название "автокефальная" (то есть
"самостоятельная") у православных церквей ? Русской,
Элладской, Болгарской ? и по сей день есть обозначение
не национальной, а географической их принадлежности. Итак,
проблемы единства церквей и единства государств всегда параллельны
и никогда не синхронны. (То же можно сказать о соотношении
Церкви и культуры: и достижения их, и проблемы часто совпадают,
но никогда не сливаются.) > Драму церковного разделения
разыграли в свое время как некий спектакль новгородские юродивые
четырнадцатого века Николай и Федор. Они юродствовали
не поодиночке, как это обычно принято, а объединились в своем
юродстве; не просто каждый из них разыгрывал какой-то спектакль,
но они разыгрывали уродливость вдвоем. Николай жил на левом берегу
Волхова, на Софийской стороне; Феодор ? на правом,
на стороне Торговой. Время от времени они сходились
на мосту и начинали драться, швыряя друг в друга камнями,
комьями земли и палками. Драка между святыми ? разделенье
и раскол Церкви в миниатюре! Что сей сон значит?! Новгородцы
прекрасно понимали, ибо время от времени сами сходились на этом
же мосту и устраивали уже не игрушечные стычки, а настоящие
кровавые побоища. Святые лишь совестили их: разделены они, конечно,
не были. > Как драка юродивых была лишь слабым
отражением войн мира сего, так склоки, расколы, распады
в Церкви ? всё то, что так привлекает внимание мира
сего, ? являются всего лишь проекцией на Церковь разделений
этого самого мира. |