Есть греческий святой по имени Максим,
который юношей пришел однажды в храм и услышал слова апостольского послания:
Непрестанно молитесь… Эти слова настолько его поразили, что он подумал, что
ничего другого не нужно, кроме как исполнить эту заповедь. И он вышел из храма,
пошел в ближние холмы и начал молиться непрестанно. Он был греческим
крестьянином IV века, знал наизусть "Отче наш” и несколько других молитв. И, –
рассказывает он нам, – он читал молитвы одну за другой, повторяя их снова и
снова, и снова. И ему было очень хорошо; он молился, он был с Богом, окрыленный
ликованием, и всё казалось ему совершенным, – кроме того, что солнце постепенно
клонилось к закату, становилось всё холоднее и темнее. И по мере того, как
темнело, стали слышаться всякие тревожные звуки: хруст ветки под лапой дикого
зверя, крики мелких животных, которых раздирали хищники, сверканье их глаз и
т.д. И тут Максим почувствовал, что он совсем один, – малая беззащитная тварь в
мире опасности, смерти, убийства, и что нет ему помощи, если Бог не придет на
помощь. Он уже не читал Молитву Господню и Символ веры; он поступил точно так
же, как Вартимей, и начал кричать: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй
меня!” И так он кричал всю ночь, потому что звери и их сверкающие глаза не
давали ему заснуть. Потом настало утро, и он подумал: "Теперь звери заснули, я
могу молиться”, – но тут он почувствовал, что проголодался. Он решил собрать
себе ягод и отправился в заросли, но сообразил, что все эти сверкающие глаза и
когтистые лапы, наверное, прячутся где-нибудь в этих кустах. И тогда он начал
пробираться очень осторожно и на каждом шагу повторял: "Господи, Иисусе Христе,
спаси меня, помоги мне, спаси! Боже, помоги, защити меня!” – и на каждую
собранную им ягодку приходилось по несколько молитв.
Прошло время, и после многих лет Максим
встретил очень старого и опытного подвижника, который его спросил, как он
научился непрестанной молитве. Максим сказал: "Думаю, что бес научил меня
молиться непрестанно”. Его собеседник ответил: "Мне думается, я понимаю, что ты
имеешь в виду, но хотел бы увериться, что понимаю тебя правильно”. И тогда
Максим ему рассказал, как он постепенно свыкся с этими шорохами и деннонощной
опасностью; но тогда на него напали искушения плоти, искушения ума,
переживаний, а позже – и более яростные нападения от врага. И с тех пор не было
мгновения ни днем, ни ночью, когда бы он не обращался к Богу с криком:
"Помилуй, помилуй, помоги! На помощь, на помощь!” И однажды, много лет спустя,
Господь явился ему; и покой, мир, тишина, безмолвие сошли на него. Не осталось
страха – ни страха темноты, ни страха зарослей, ни страха бесовского, – Господь
всё взял на Себя. "К тому времени, – сказал Максим, – я научился, что если
Господь не придет Сам, я совершенно и безнадежно беспомощен; так что даже в
безмолвии, в мире и в радости я продолжал молиться: "Господи, Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй меня!”, так как знал, что только Божье милосердие может
дать мир сердечный, мир ума, тишину телесную и правую волю”.
Так вот: Максим научился молиться, не
избегая тревоги, но благодаря тревоге, и потому что его тревога была
реальна, – за ней стояла реальная опасность. Если бы мы сознавали, что
находимся в гораздо большей опасности, что дьявол рыщет, стараясь уловить и
погубить нас, что всякая человеческая встреча есть суд, кризис, та ситуация, в
которой мы все призваны или принять Христа в человеке, который нам
повстречался, или быть ему Христовым вестником; если бы мы понимали, что всё в
жизни насыщено значением, тогда мы умели бы кричать и молиться непрестанно, и
тревога, смятение были бы не помехой, а тем именно обстоятельством, которое
учит нас молиться, когда мы еще слишком неопытны для того, чтобы молиться из
глубин, без побуждения, без стимула к молитве.
Митрополит Сурожский Антоний
Учитесь молиться |