> Иисус
Христос имел власть положить Свою жизнь и имел власть снова принять
её: > <Потому
Меня любит Отец, > что Я жизнь Свою отдаю, > чтобы
снова ее получить. > Никто Моей жизни не отнимает, > Я ее отдаю добровольно. > В Моей власти
ее отдать, > в Моей власти ее получить обратно. > Ибо так повелел Мне Отец.> (Ин.10.17-18)
> Между
Богом и Христом нет никакого соперничества: сила Бога и сила
Иисуса Христа, жизнь Бога и жизнь Иисуса Христа суть одна
и та же сила и жизнь. Поэтому можно сказать, что
Бог воскресил Христа, но можно сказать, что Христос
был воскрешён Своею Собственной силой. > <Как Отец есть источник жизни,
> так и Сына Он сделал источником жизни.>… > Я и
Отец ? одно. (Ин.5.26; 10.30)
> То большое значение, которое Евангелие придаёт воскресению
Иисуса Христа, ещё раз подчёркивает, что Он отдал Свою жизнь
полностью, без сомнений и колебаний принеся её Богу, Который
затем вернул её Ему воскресением из мёртвых. > Смерть
и воскресение Христовы были настоящими и подлинными. Однако,
ни Евангелие, ни Церковь не учат, что умерший Христос был
биологически возвращён к жизни таким же, каким Он был перед смертью.
Иными словами, ангел не должен был отодвигать камень, запечатывающий
гробницу, чтобы выпустить Иисуса Христа, напротив, ангел отодвинул камень,
дабы открыть всем, что Его там не было (Мк.16; Мф.28). Иисус
Христос ? воскрес в новом и славном образе:
Он одновременно появляется в разных местах; Его трудно узнать
(Лк.24.16; Ин.20.14); Он ест и пьёт, чтобы показать, что
Он ? не призрак (Лк.24.30,39); позволяет дотрагиваться
до Себя (Ин.20.27; 21.9); Он появляется посреди учеников,
проходя через закрытые двери (Ин.20.19,26) и делается «невидимым
для них» (Лк.24.31). Христос воистину воскрес, но Его воскресшая
человеческая природа наполнена вечной жизнью Царства Божия. > <То же и с воскресением
мертвых: кладется в землю тленное ? встает нетленное; кладется
уродливое ? встаёт прекрасное; кладется слабое ? встаёт
могущественное; кладется материальное ? встаёт духовное.
> В Писании так и сказано: "Стал первый человек Адам
живым существом". А последний Адам стал животворящим духом.
Не духовное предшествует материальному, а сначала материальное
и лишь потом духовное. Первый человек ? земной,
из "праха земного", а второй человек ?
с небес. Каков земной, таковы и земные. Каков небесный, таковы
и небесные. И как мы несли на себе образ земного,
так будем носить и образ небесного.> (1Кор.15.42-49)
> Воскресение
Христово ? это начаток воскресения всего человечества,
оно ? исполнение Ветхого Завета, где написано: «…Ты
не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему
увидеть тление» (Пс.15; Деян.2.25-36). Во Христе исполнились
все ожидания и надежды: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
(Ос.13.14). > Поглощена
будет смерть навеки, и отрет Господь слезы со всех лиц… И скажут
в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали,
возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Ис.25.8-9)
> …пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он
уязвил ? и Он исцелит нас, поразил ? и перевяжет
наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас,
и мы будем жить пред лицем Его. (Ос.6.1-2)
> …так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы
ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших… И узнаете, что
Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой,
из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете…
(Иез.37.12-14)
> О смерти и воскресении
Христовом> «Вчера я распинался
со Христом, ныне прославляюся с Ним; вчера умирал с Ним, ныне
оживаю; вчера спогребался, ныне совоскресаю. Принесём же дары Пострадавшему
за нас и Воскресшему… Принесём самих себя ? стяжание самое
драгоценное перед Богом и Ему наиболее свойственное, воздадим Образу
сотворённое по образу, познаем своё достоинство, почтим Первообраз,
уразумеем силу таинства и то, за кого Христос умер. Уподобимся
Христу, ибо и Христос уподобился нам; соделаемся богами ради Него, ибо
и Он стал человеком для нас. Он воспринял худшее, чтобы дать
лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял зрак раба,
чтобы нам получить свободу; снизошёл, чтобы нам вознестись;
был искушён, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы
нас прославить; умер, чтобы спасти; вознёсся, чтобы привлечь к Себе
долу лежащих в греховном падении. Пусть кто всё отдаст, всё принесёт
в дар Тому, Который предал Себя за нас в цену искупления…
Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвлённом, чтобы
с Ним ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли,
потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним
воскресли… Немногие капли крови воссоздают целый мир!» (Св. Григорий
Богослов, «Пасхальные слова»). > …И ВОЗШЕДШАГО НА НЕБЕСА,
И СЕДЯЩА ОДЕСНУЮ ОТЦА…> После Своего воскресения
из мёртвых Иисус Христос являлся людям в течение сорока дней,
по прошествии которых Он вознёсся на небо и сел
по правую сторону Бога Отца (Мк.16.19). Мы помним,
что «небеса» ? на библейском языке означает нетварную,
нематериальную, предвечную «область Бога», по выражению одного святого.
То, что Иисус Христос был «вознесён десницею (правой рукой) Божией»,
как сказал апостол Пётр в первой христианской проповеди (Деян.2.33),
значит, что человек был восстановлен в общении
с Богом ? намного большем и намного более совершенном, чем
то общение, которое было ему дано в первоначальном творении
(Еф.1,2). > Человек был сотворён, чтобы стать
«<сопричастными Божественной природе>» (2Петр.1.4).
Именно это причастие Божеству, в богословии называемое «обожение», Христос
и совершил для человечества своим Вознесением. «Послание
к Евреям» сравнивает его с богослужением в Иерусалимском Храме.
Так же, как первосвященники Израиля входили в «святая святых»,
чтобы принести жертву Богу за себя и за всех людей, так
и Христос ? Единый, Вечный и Совершенный
Первосвященник ? приносит Себя как Вечную и Совершенную
Жертву на Кресте, но не за Себя, а за всех грешных
людей. Человек-Христос входит (раз и навсегда) в единое, вечное
и совершенное «Святая Святых». > …<раз у нас есть великий Первосвященник,
поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога>… (Евр.4.14)
> <Вот такой Первосвященник и нужен был
нам ? святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников
и ставший превыше небес. Ему не нужно, как другим
первосвященникам, день за днем приносить жертвы сначала
за собственные грехи, а потом уже за грехи народа.
Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя>…
<Вот суть наших слов: у нас такой Первосвященник, который воссел
по правую руку Престола Величия в небесах и священнодействует
в небесном святилище, в том истинном Шатре, что поставлен
Господом, а не человеком.> (Евр.7.26-27; 8.1-2)
> <Христос вступил не в рукотворное
святилище, которое есть не более чем отпечаток истинного, но в само
небо, и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас.> (Евр.9.24)
> <Этот Священник, принеся единственную жертву,
навсегда сел по правую руку Бога, дожидаясь, пока Бог положит
Его врагов под стопы Его ног.> (Евр.10.12-13;
Пс.109)
> Богословское значение
Вознесения Христова это есть прославление человеческой природы
и воссоединение человека с Богом, это ? проникновение
человека в неистощимые глубины Божества. |