> Пришествие Господа
в конце веков будет Днём Суда, Днём Господним, предсказанным в Ветхом
Завете и обещанным Самим Христом (Дан.7; Мф.24). Но точное время
конца Он не открыл, чтобы люди к нему готовились всегда постоянным
бдением и добрыми делами. > Присутствие Христа ?
Света и Истины ? само уже является судом миру. В этом
смысле все люди и весь мир уже судимы, или, точнее,
уже живут в присутствии той реальности, которой они будут
судимы. Поскольку Христос нам явлен, у нас нет никакого
оправдания в неведении и грехе (Ин.9.39-41). >
Бог не хочет «смерти беззаконника» (Иез.18.23), напротив, Он «хочет,
чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины» (1Тим.2.4).
Он делает всё, что в Его власти, дабы спасение и жизнь вечная
были открыты и возможны для всех. Но Господь не может
лишить Своих созданий свободы, которую Он Сам им дал и которую
Он никогда не отнимет, поэтому Он позволяет тем людям,
которые отказываются от общения с Ним, жить со «диаволом
и ангелами его». Но даже в этом Бог ? любвеобилен
и справедлив. > Следовательно, учение о вечном аде
не означает, что Бог мучает людей, наслаждаясь их наказанием
и болью, или отделяет Себя от них, заставляя страдать
без Своего присутствия (хотя, если люди ненавидят Бога, то они рады
отделению, а не страдают от него), ? напротив, Господь
Бог любит их и позволяет существовать вечно всем ? и святым
и грешникам. Все воскреснут из мёртвых для вечной жизни:
«<те, что творили добро, встанут для Жизни, а те,
что творили зло ? для Суда (в воскресение осуждения)>» (Ин.5.29). Тогда
Бог будет ? «всё во всём» (1Кор.15.28),
и для любящих Его ? воскресение из мёртвых и Его
присутствие будут раем, а для ненавидящих Бога ?
воскресение из мёртвых и Его присутствие будут адом. Таково учение
Православной Церкви. > … Мучимые
в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко
это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против
любви, терпят мучение больше всякого приводящего в страх мучения; печаль,
поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного
наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне
лишаются любви Божьей… Любовь силою своею действует двояко: она мучит
грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга,
и веселит собою соблюдших долг свой. (Св. Исаак
Сирин).
> Итак, последний
суд человека и его вечная судьба зависят только от того, любит
ли человек свет более тьмы, или тьму ? более света, любит ли он
этот Свет, Любовь и Жизнь, которые ? суть
Сам Бог. > И судить человека и мир будет
не Бог «с облаков», но ? Иисус Христос, Кто Сам есть
истинный Человек, Кто Сам претерпел каждое искушение этого мира
и победил их все, Кто Сам был голоден, жаждал,
был странником, был наг, был в темнице,
был мучим, ? но Кто, однако, и есть спасение всех.
Он <каждому воздаст
по делам его: тем, кто постоянством в добрых делах искал славы,
чести и бессмертия, ? вечную жизнь; себялюбцам, непослушным
истине, а послушным злу, ? гнев и ярость. Горе
и страдание всякому человеку, делающему зло>… <Слава, честь
и мир всем, делающим добро, во-первых еврею, потом и язычнику>…
<Ведь Бог беспристрастен! Те, кому не было дано Закона, согрешили
и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут
осуждены по Закону. Ведь правы перед Богом не те, кто внимает
Закону, а те, кто исполняет Закон.> (Рим.2.6-13)
> … ЕГОЖЕ ЦАРСТВИЮ НЕ БУДЕТ
КОНЦА…
> Иисус Христос ? царский
Сын Давидов, о Котором ангел предрёк при Его рождении:
<Он будет велик,
Его будут звать Сыном Всевышнего, Ему даст Господь
Бог трон праотца Его Давида, Он будет вечно царствовать
над потомками Иакова, и царству Его не будет конца.>
(Лк.1.32-33)
> Через
Свои страдания Христос стал Царём Царства Божия, «Царем царей и Господом
господствующих» (Откр.19.16; Дан.2.47),
разделяя Царство с Богом Отцом. Христос пришёл именно для того, чтобы
принести это Царство людям. Слова Его первой проповеди были такими
же, что и слова Его Предтечи, Иоанна Крестителя: «<Обратитесь
к Богу! Ведь Царство Небес уже близко!>» (Мф.3.2; 4.17). И всегда,
в проповедях и притчах, Он говорил о нём:
<Как счастливы те,
что бедны ради Господа! Царство Небес ?
для них.>… <Как счастливы те, кого гонят
за исполнение воли Господней! Царство Небес ?
для них.>... <кто исполнит и других научит исполнять
[эти заповеди], того [Бог] назовет великим
в Царстве Небес>… <Стремитесь прежде всего к Царству
Бога и к исполненью того, что Он велит>…
<Не всякий, кто говорит Мне: "Господь!
Господь!" ? войдет в Царство Небес,
а только тот, кто исполняет то, что велит
Мой Небесный Отец>… (Мф.5.3,10,19;
6.33; 7.21)
> «Горчичное
зерно», «закваска», «многоценная жемчужина», «зарытое в поле сокровище»,
«свадебный пир», «дом Отца», «виноградник»… ? всё это
образы Царства. И в ночь тайной вечери Христос открыто говорил
апостолам: <Вы прошли
вместе со Мной через все испытания. И Я дарую вам Царство,
которое Мне даровал Мой Отец. Вы будете есть и пить
за Моим столом в Моем Царстве и будете восседать на тронах,
правя двенадцатью племенами Израиля.> (Лк.22.28-30, чтение
Всенощной Великого Четверга).
> Но Царство Его «не от мира
сего» (Ин.18.36). Христос
сказал это Понтию Пилату, когда солдаты насмехались над Ним, не зная,
что именно в унижении Он открывал Своё подлинное Божественное
царское достоинство. > Царство Божье ?
это реальность Божьего присутствия среди людей. Оно дано Христом
людям в Церкви, которая так и называется: Царство Божье
на земле; в ней Христос уже признан, прославлен и Ему
служат как единственному Царю и Богу, и Его Святой Дух тоже
дан миру в Церкви в полной силе и благодати. Через таинства
веры мы празднуем Царство и принимаем в нём участие. О нём
свидетельствуют Писания, Соборы, каноны и жития святых. И оно
сделается последней вселенской и космической реальностью для всего
мироздания в конце веков, когда Иисус Христос придёт во славе,
наполняя всё Собою через Святой Дух, чтобы Бог мог быть «всё во всём»
(1Кор.15.28).
> …И
В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА, ЖИВОТВОРЯЩАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩАГО, ИЖЕ
СО ОТЦЕМ И СЫНОМ СПОКЛАНЯЕМА И ССЛАВИМА, ГЛАГОЛАВШАГО
ПРОРОКИ…
>Святой Дух, так же как Бог Отец
и Христос Сын, называется Господом. Он есть Дух Божий и Дух
Христов. Он ? вечен, нетварен и Божественен; постоянно
поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном в единстве Святой
Троицы, Он вечно пребывает с Ними. Как никогда не было
времени, когда не было Сына, также никогда не было времени, когда
не было и Святого Духа. Он «исходит от Отца» в вечном,
божественном, непрекращающемся «<исхождении>» (Ин.15.26). > Православное
учение говорит, что Бог Отец есть вечное начало и источник Духа,
так же как и Сына, ? но способы происхождения Сына
и Духа от Отца различны, ибо Сын ? «рождается»,
а Святой Дух ? «исходит». Многие святые, вдохновлённые Богом,
пытались объяснить разницу между исхождением Духа и рождением Сына. Однако
для нас достаточно понять различие между Божественными Лицами
и действиями Сына и Духа по отношению к Отцу,
и следовательно, по отношению к миру. > Как
мы уже говорили, люди постигают Господа лишь в той мере, в какой
Он открывает Себя, но при этом сущность Его Триединого
Бытия всегда остаётся (и навеки останется) закрытой для нашего
понимания. Это не значит, что наши рассуждения о Боге не имеют
смысла, просто они не могут полностью соответствовать
той действительности, которую стремятся
выразить. <...> > По существу Святой Дух един
с Отцом и Сыном, и, следовательно, Он принимает участие
в каждом Божьем действии в мире. Поэтому и в Книге Бытия
о творении написано: «Дух Божий носился над водою» (Быт.1.2).
Это ? тот же Дух, что и «дыхание жизни», данное всем живым
существам, а более всего человеку, сотворённому по образу
и подобию Божию (Быт.1.30; 2.7). На иврите Дух так
и называется ? «дыхание» или «ветер» Ягве. Это
Он ? «податель жизни», поддерживающий и утверждающий вселенную
в её существовании (Пс.104.29; Иов 33.4). > Святой
Дух вдохновляет святых, <возвещающих> слово Божье и исполняющих
Его волю; Он помазует пророков, священников и царей Ветхого
Завета; Он же «снизошёл и почил» на Иисусе из Назарета,
сделав Его Мессией Божьим и таковым явив миру. Поэтому в первом
новозаветном богоявлении Христа ? крещении Его Иоанном ?
Святой Дух открылся нисходящим и почивающим на Нём, «как голубь
с неба» (Ин.1.32). Нужно заметить, что и в описании нисхождения
Святого Духа в День Пятидесятницы, и в других местах Писания,
употребляются слова «как» и «подобно», чтобы избежать неправильного
материалистического понимания событий, о которых сама Библия говорит
на символическом языке. > Начав Своё служение, Иисус Христос
сразу провозгласил, что мессианское пророчество Исайи «Дух Господа
Бога на Мне» (Ис.61.1; Лк.4.18) ? относится к Нему.
И все дни Своей жизни Иисус Христос был «исполнен Духа Святого»,
проповедуя, уча, исцеляя, изгоняя демонов… Даже Его принесение Себя
в жертву Богу на Кресте было совершено Духом Святым (Евр. 9.14),
и тем же самым Духом Он и все люди воскрешены из мёртвых
(Иез.<37.1-14>). И в День Пятидесятницы нисхождение Святого
Духа на учеников Христовых ? есть конец земной миссии Христа
и начало христианской Церкви. > Христианская
Церковь живёт Святым Духом, и только Им человек и мир могут исполнить
то, для чего они были созданы. > Святой Дух есть
Дух Жизни. <Если
Дух Того, кто поднял Христа из мертвых, живет в вас, Тот,
кто поднял Христа из мертвых, оживит и ваши смертные тела Своим
Духом, живущим в вас.> (Рим.8.11)
>
Святой Дух есть Дух Истины. <Когда же придет Дух Истины,
он направит вас к полной истине. Ведь всё то, что
Он скажет, будет не от Него: Он лишь то скажет вам,
что услышит, Он расскажет вам о грядущем.> (Ин.16.13)
> Святой
Дух есть Дух Божественного Сыновства. <Дух, который вы получили, это не дух рабства,
вынуждающий вас опять жить в страхе. Нет, вы получили Дух, который
сделал вас сынами Бога! Это Он побуждает вас взывать: "Абба!
Отец!" Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о том,
что мы дети Бога>. (Рим.8.<15-16>)
> Святой
Дух есть личное присутствие нового и вечного Завета между Богом
и человеком, запечатление и утверждение Царства Божия, сила Божьего
пребывания в людях. <Всем видно, что вы и есть письмо Христа,
оно написано благодаря нашему служению. И не чернилами,
а Духом живого Бога. И не на каменных скрижалях,
а на скрижалях сердца из плоти. И эта наша уверенность
перед лицом Бога ? благодаря Христу>… <Это Он сделал нас
пригодными быть служителями Нового Договора, при котором главное
не буква, то есть писаный закон, а Дух. Потому что буква
убивает, а Дух дарует жизнь.> (2Кор.3.3-4,6)
<Неужели вы не знаете, что
вы ? храм Бога и в вас живет Божий Дух?> (1Кор.3.16)
…<благодаря
Ему мы оба ? и евреи, и язычники ? имеем
доступ к Отцу, соединенные одним Духом. Итак, вы больше
не чужестранцы и не пришельцы, вы равноправные члены
Божьего народа и Божьи домочадцы. Вы тоже воздвигнуты
на фундаменте, заложенном апостолами и пророками, краеугольный камень
которого ? Христос Иисус. Он скрепляет Собой всё здание
и воздвигает его, превращая в храм, посвященный Господу.
В единении с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря Духу
жилищем Бога.> (Еф.2.18-22)
> В Духе
Святом человек способен делать то, что совершил
Сам Христос, ? исполнять «новую заповедь» любви друг
к другу. <Плоды
Духа ? любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность,
кротость, умение владеть собой. Нет такого закона, который бы это осуждал.
Те, кто принадлежит Христу Иисусу, распяли на кресте
свою плотскую природу вместе с ее страстями и желаниями.
И раз мы живем Духом, отдадим себя под начало Духа! Так
не будем тщеславны, не будем друг друга раздражать, не будем
друг другу завидовать!>… <сеющий для Духа пожнет от Духа вечную
жизнь.> (Гал.5.22-25; 6.8)
|