> В самой же Церкви единство
из переживаемой реальности как то было в первый век
ее существования превращается {для многих лишь} в искомый
идеал в начале третьего века ее существования, в разгар гонений.
Первым разделением в Церкви было разделение на тех, кто с честью
выдержал гонения и считал всех, отрекшихся от Христа, навеки
от Церкви отлученными, пусть даже они покаялись,
и на тех, кто с честью выдержал гонения и считал возможным
пребывать в одной Церкви с теми, кто покаялся
в отступничестве. Это не было разделение на новых фарисеев
и "нормальных", милостивых христиан человек
фарисейского духа гонений бы не перенес. Это было разделение между
святыми (Церковь считала тогда и сейчас считает, что исповедовать
Христа перед палачами признак святости), неспособными примириться
с изменившими Христу, и святыми, способными к единству
с самыми разными людьми, лишь бы те имели веру в Сына
Божьего. Из всех церковных разделений это было если не самым
безобидным, то самым благородным. Но благородство это оказалось
сатанинским; так всякий грех и искушение стараются выглядеть вежливыми
и благородными хотя бы в первые часы нападения на человека;
а стоит им поддаться мгновенно звереют. Церковь была
искушена единством но не единством во Христе,
а единством в стойкости, в честности, в чём угодно ином.
> [Затем искушение единством каких только предлогов
не изыскивало! Самым глухим было искушение единством административным.
Рост церковной иерархии был последовательным, неуклонным и благим,
как рост дерева. При сохранении принципиального равенства всех
преемников апостолов епископов неизбежно выделялись
среди них возглавители, осуществлявшие общее руководство и согласование
действий, а главное своей личностью показывавшие личный
характер Церкви как тела Христова, который не был же
руководителем или начальником апостолов, но их <Главой>.
Процесс этот на Западе завершился утверждением почти неограниченных
полномочий Папы, на Востоке чуть было не завершился утверждением
таких же полномочий Патриарха Константинополя. Помешали турки, уничтожившие
Византийскую империю и с ней материальную базу этого
искушения.] > Но искушение единством
это искушение, ему нужны лишь предлоги, и сатана всегда готов
поступиться принципами, лишь бы достигнуть цели. Ярче и комичнее всего
это видно в сфере культуры. Тут искушение единством разжигает
элементарную ксенофобию: "чужое плохое; пусть будет он, как
я". Меняется чужое, меняется "я" ненависть
к чужому остается и по-прежнему гордо именует себя стремлением
к единству. Сто лет назад, к примеру, православные упрекали
католиков, что те служат на мертвой латыни в противоположность
нам, у которых богослужение на куда более современных, национальных
языках. А теперь православные упрекают католиков, что те служат
на современных национальных языках, таких
разговорно-вульгарных, в противоположность нам, у которых
богослужение на мертвом, но вдохновенном и освященном
церковнославянском языке. Мы поменялись местами, но противостояние
от этого не уменьшилось. > //
Главная причина разделений не различия между
христианами в обрядах, догматах, традициях, а сходство христиан
в их стремлении к единству за чужой счет,
за счет другого. У разделения Церквей нет причин, и даже
поводов нет, ибо нет самого разделения Церковь
по определению не может разделиться, как не может разделиться
Христос. > * *
* > "В главном единство,
во второстепенном разнообразие, во всём
любовь". "Перегородки, разделяющие Церкви, не поднимаются
до неба". Эти блистательные фразы стали необычайно популярны
с прошлого века. Абсурдное с точки зрения логики обнаружение
и провозглашение факта единства Церкви утвердилось рядом со склоками
из-за единства, с тем, что вдохновляло межцерковные конфликты
и что я бы назвал "унизмом". Это не значит,
что христиане спрятались от проблемы. Но недаром родился термин
"экуменизм". Таинство Церкви стало переживаться прежде всего через ее
вселенскость, а не через ее единство. Самым важным симптомом
такого перелома стало отношение к переходу из одной христианской
конфессии в другую. Раньше такие переходы осуждали
как измену теперь как бессмыслицу.
> В первые девятнадцать веков христианской истории
экуменизма не существовало. Экуменизм новое явление, явление
двадцатого века. Феноменом XX столетия он стал не случайно.
Век катастроф и миллионных миграций привел к небывалому смешению
языков: достаточно упомянуть русскую послереволюционную эмиграцию. Ведь,
несомненно, новый феномен двадцатого века расширение информационных
контактов совершился не только благодаря появлению новых
средств информации: телевидения, радио, компьютеров,
он совершился накануне этого технического всплеска. Не технические
революции, а политические в России прежде всего, но
не только в ней, а и в Германии и других
странах породили эмиграцию, которой не знали предыдущие
столетия. Миграционные потоки подхватили интеллектуальную элиту. А ведь
она привязана к почве прочнее любого крестьянина, ведь
ее орудие не плуг, новую модель которого легко освоить,
а язык, освоить который как орудие профессионального мышления
возможно только раз в жизни в детстве. Различия церквей,
религиозных ментальностей, их взаимная агрессивность,
всё это из текстового факта стало жизненным фактом русских
интеллигентов, заброшенных в Англию или Францию.
> Сама по себе эмиграция не располагала к большей
открытости чужому, скорее наоборот она тяготела
к созданию вероисповедных гетто. Эмиграция была поверхностной новизной,
чисто внешнего, не духовного характера. Кто был равнодушен
к единству Церкви, с того эта новизна скатилась, как с гуся
вода. Кто не был равнодушен тому просто прибавилось пищи
для размышлений: раньше проблема разделения Церквей трактовалась
на уровне только богословия, отныне был открыт и уровень
национальной ментальности. Впрочем, поскольку и до революции страны
христианской экумены (именно от такого произношения слова
"ойкумена" "обитаемый мир"
происходит название Церкви "вселенская", "экуменная"
и название движения мысли, озабоченной проблемой единства,
"экуменизм") не были изолированы друг от друга, то
и в этом качественной новизны не было. Конечно, жить
в Париже изгнанником не то, что туристом, но сильный ум
способен от этих различий абстрагироваться как от второстепенных.
> Но параллельно исторические потрясения вытряхивали
из людей идеализм в самом общем смысле,
как поставление любой абстракции выше личности. В иных странах роль
таких потрясений взял на себя коммунизм, в других фашизм,
в третьих "молодежные революции".
И во всех мировые войны.
> Для верующих такой исторический опыт означал новый прорыв
к Личности Богочеловека Иисуса, при котором Он Сам оказался
единственным значимым Центром, а все богословские конструкции
чем-то производным, подчиненным. А ведь на протяжении более чем
тысячелетия, с тех самых пор, как евангельская Истина
стала осмысляться философской мыслью, проблема единства Церкви (как
и прочие богословские проблемы) была проблемой истинности церковного
учения. Она не была проблемой личности. Это очень хорошо видно
в знаменитых (во всяком случае, их любят цитировать православные
антиэкуменисты) словах преп. Агафона Египетского <(память 2 марта;
ок. 435)>, современника преп. Макария Великого>, который
соглашался, когда его обвиняли в гордыне, в клевете
на ближних, в блуде, но резко отверг обвинение
в еретичестве. Он объяснил это так: "Тех пороков
и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно
погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно
увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное
отречение от Истины Божией". > При этом
у православных-то всегда считалось, что богословствование есть
не умственная работа, а духовная, что правильное ведение
и познание Бога дается лишь праведнику. "Очистим чувствия
и узрим", как поется в пасхальном каноне. Казалось бы,
при понимании богословия как дела не только ума,
но и сердца, нельзя быть уверенным в своей богословской правоте,
не впадая в гордыню. Но в том-то и дело,
что Церковь существовала особо от человеческой личности,
и существовала как нечто не имеющее родства с личностью.
> Через тысячу лет после преп. Агафона то же отношение
к проблеме веры и Церкви (а еретичество лишь крайний
случай проблемы единства Церкви) обнаруживает Лев Карсавин в своей
брошюре "Католичество" (Петроград, 1918,
репринт Брюссель, 1974). Вот как он определяет
веру: "Вера есть признание утверждаемого Церковью или подчинение
ее учению, ее авторитету" (с. 33).
Он приводит схожее определение из классического Римского катехизиса
1566 года: "Вера вид познания того, что познать
поставлено целью человеческому уму, но что не может быть
им усмотрено" (с. 57). Отношение
к Церкви как к объекту познания одинаково характерно
для православных и католиков, одинаково не дает возникнуть
экуменизму в его современном понимании, сводя проблему разделения
Церквей к проблеме согласования умственных тезисов, решения богословского
вопроса. > Настоящая новизна нашего века в этом
та же, что и во всех других вопросах. Двадцатый век
в определенном смысле кончился, <когда> мы вернулись
к чему-то, что было до него, обогащенные совершенно новым
и ужасным опытом. В разных странах он осваивался через различные
исторические события, но суть его одна. Укажу на два достаточно
различных географически и внешне явления. Первая
мировая война была осмыслена на Западе как трагедия "потерянного
поколения", и затем на протяжении еще одного-двух поколений
эта тема постоянно присутствовала и в опыте второй
мировой, и в молодежных бунтах, и в терроризме.
Это была тема человека, потерявшего всякие внешние ориентиры
и авторитеты и совершенно потерянного для культуры
и цивилизации в качестве верного слуги, не задумывающегося
над самим фактом своего подчинения. Обрушилось всё осталась
личность, которая в этом хаосе, собственно, и приобрела окончательный
облик именно как нечто самоценно существующее. То, что начиналось
в раннем гуманизме автономия человека, было
обретено на уровне существования, а не только лозунга лишь
в горниле антигуманизма XX века. > В России
ни одна из войн этого столетия не стала таким горнилом.
У Эренбурга, Фадеева, Пастернака в отличие
от Ремарка, Во, Хемингуэя оставалась социальная
и культурная перспектива. Потребовалось пройти через ГУЛаг и,
может быть, не Солженицын, а именно Шаламов с его безысходным
и окончательным ощущением гибели не только всех и всяческих
идеалов, а вообще всего, что вне одной человеческой личности, лучше
выражает принципиально новый опыт, который нов по отношению к нашему
прошлому, но объединяет нас с Западом, мы приобрели
тот же иммунитет ко всему сверхчеловеческому. > Частью
этого опыта стали гонения на Церковь. Они научили простой вещи,
забытой после 381 года, когда Церковь получила от государства столько
гарантий, что могла, казалось, в случае крайней необходимости,
существовать вообще без верующих. Церковь есть
не учение а Тело. Вера есть не познание
и не признание учения а жизнь в этом Теле.
Верующий не ученый, открывший истину, не член
организации, а часть организма, член Тела. Это фундаментальные
истины Евангелия. Главное таинство Церкви причащение Тела
и Крови Христовых есть таинство не познания,
а соединения двух личностей. Когда здание Церкви было потрясено
до фундамента, тогда и выяснилось, что Церковь
не здание. > Тогда и начался "экуменизм".
И если размышления о нём начинаются с вглядывания
в экуменизм как общественное движение и он является
общественным движением, что греха таить, то рано
или поздно приходит понимание того, что экуменизм есть нечто
неизмеримо более глубокое и важное. К примеру, Католическая Церковь
ни в одно "экуменическое движение" не входит,
а экуменизм в ней сильнее, чем во многих других христианских
сообществах. Это и не учение, и не особая жизненная
позиция и нельзя назвать кого-либо "экуменистом".
Экуменизм предшествует учению, движению, позиции. Экуменизм есть
необходимость переживать одновременно и разъединенность Церкви,
и ее единство как Тела Христова, необходимость крайне
тяжелая, но вынужденная при том новом ощущении собственной личности
и собственной веры, которое принесли испытания двадцатого века.
Все проявления экуменизма вторичны по отношению
к той ответственности, которую принимает на себя личность, однажды
"потерявшая" Церковь как учение, как авторитет
и обретшая ее уже совершенно по-новому. (И, разумеется, совсем
не экуменизмом является то направление мысли, которое мечтает
соединить все религиозные христианские
и нехристианские учения, именно потому, что рассматривает
Церковь как учение, а не как Тело Христово).
> Экуменизм ведь это был прежде всего духовный
переворот в личности. Неудивительно, что из огромного потока
эмиграции можно назвать всего троих активных "экуменистов": отца Сергия
Булгакова, Николая Арсеньева, Николая
Зернова. Для них общение с инославными стало не эпизодом,
а внутренним долгом. Не много таких людей и среди других
конфессий по сей день. |