Благовещение есть радостная весть о воплощении Сына Божия,
Его сошествии на землю для спасения мира. Дух Святый сошел тогда на Пречистую
Деву и Она зачала Господа. То было начало Нового Завета, начало спасения рода
человеческого, пришествие на землю Сына Божия. А торжественный Вход Господень в
Иерусалим — начало Его страданий. При радостных восклицаниях народа шествовал
Христос на смерть, на которую предал Его народ, так восторженно Его
встретивший. И Церковь Православная тем днем начинает, как бы следуя за Ним,
ежедневно вспоминать события последующих дней. Вот в Великий понедельник
Господь на горе Елеонской, предварительно Своим словом иссушивший смоковницу,
открывает Своим ученикам будущее Иерусалима, обличает фарисеев и книжников за
лишь внешнее исполнение предписаний Закона Моисеева. Продолжая поучения Свои,
Господь сначала в притчах, а затем и ясно изображает кончину мира и Страшный
Суд. В среду в доме Симона прокаженного женщина возливает миро на Его ноги, а
Иуда обещает архиереям предать Учителя. В Великий четверг совершает Господь
Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что,
причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови
Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть
стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от
Господа. За Тайною Вечерею следует Христова молитва в Гефсимании, Христа
схватывают и отводят к первосвященникам, где ночью совершается над Ним суд, а
утром отводят Его к Пилату. Вечером в Великий четверг читаются 12 Евангелий
Страстей Христовых. Наступает Великая пятница. На часах также читаются
Евангелия о суде Пилатовом, распятии и крестной смерти Христовой. Христиане
соблюдают в тот день строжайший пост. Вечерня,
совершаемая, если возможно, в 3-м часу дня, содержит в себе воспоминание о
смерти Христовой и заканчивается выносом плащаницы, изображающим снятие со
Креста и погребение Тела Христова. Затем у плащаницы читается канон на «Плач
Богородицы над гробом». Утреня Великой субботы
изображает пребывание Тела Христова в гробу и схождение Душею во ад. Крестный
ход в конце ее таинственно изображает шествие Христово во ад (а не погребение
Его, как принято говорить), который был разрушен Светом Христовым, и
освобожденные души праотцев радостно славили Христа. Освободив от ада души
умерших, Душа Христова возвращается в Его Тело. Никто на земле не знает еще о
том, что происходит в ином мире, воины стоят на страже у гроба, апостолы
скорбят, мироносицы готовы идти помазать Тело, но ангелы с пророками и
праведниками уже прославляют Победителя смерти. То изображается чтениями и
пениями вечерни Великой субботы, соединяемой с литургией, на которой при пении
«Воскресни Боже, суди земли...» черные облачения сменяются на светлые.
Наступает ожидание того светлого часа, когда все озарится Светом и небеса с
землей наполнятся победными хвалами Воскресшего Христа. На Пасхальной литургии мы приобщаемся Воскресшего
Христа. Святитель Иоанн (Максимович) |