Каталог статей

Главная » Статьи » Православие

Брак: прощение
> Мифы о прощении > Иные распространенные представления о прощении, на мой взгляд, неверны, а потому мешают к нему стремиться. Стоит с ними разобраться, чтобы яснее понять, что такое прощение и чем оно не является. > – Простить в силу сознательного решения и выбора просто невозможно, потому что "сердцу не прикажешь". Если в тебе живет обида и горечь, с этим уже ничего не поделаешь. – Это не совсем правда: кое-что тут зависит от воли, от сознательного решения и соответствующего поведения. > – Прощение – это одномоментное событие. – Нет, это не торжественный юридический акт помилования, а процесс. Даже если я однозначно решил простить какой-то поступок другого и сразу объявил ему об этом, при мне остаются тяжелые чувства, которые говорят, что это прощение еще не завершено. > – Простить человека можно только тогда, когда он сам об этом просит. – Тут часто смешивают две разные вещи: прощение и примирение. Примирение, действительно, процесс двусторонний. Но не прощение: только я сам отвечаю за то, что делаю со своей обидой, и в каком-то смысле оно абсолютно не зависит от того, что думает и делает другой человек. И мне совершенно не обязательно дожидаться его "раскаяния". В конце концов, я могу простить давно умершего родителя или человека, с кем больше никогда не встречусь. Разумеется, хорошо, когда прощение становится началом примирения. Но по сути это стремление изменить только самого себя, а не другого. > – Это слабость, которая превращает тебя в тряпку, о которую вытирают ноги. – Нет, прощение требует силы и выражает силу. Больше слабости я нахожу в человеке, который годами коллекционирует обиды, копит в себе горечь и жажду мести. Последний куда больше похож на жертву обстоятельств, чем тот, кто выбрал прощение. Кроме того, простить не значит согласиться с тем, с чем соглашаться невозможно, или одобрить зло. > – Простить – это значит всё забыть и жить дальше, как будто ничего не происходило. – Забыть и проигнорировать – это вовсе не прощение. Можно – и порой это лучший вариант поведения – игнорировать какие-то пустяки или забыть о хамстве незнакомца, с которым больше никогда не встретишься. Но чтобы простить, сначала необходимо заново пережить боль и горечь и назвать вещи своими именами. Попытка "забыть" неприятное – это просто бегство от тревоги, которое, как любое бегство, приносит лишь временное облегчение. > Прощение как согласие на несправедливость > В целом большинство людей понимают, что годами носить в себя яд обиды и ненависти противно. Большинство людей предпочитают мир ссоре. Но не все прощают, потому что это дорого стоит. Позиция обиженного имеет свои тайные удобства и преимущества. А прощать – это соприкасаться с болью и идти вразрез с представлением о справедливости. Любая обида означает, что со мной поступили несправедливо (во всяком случае, так мне на данный момент кажется). Она требует восстановления равновесия. "Око за око" – если он так поступил со мной, то и я вправе поступить с ним так-то, он этого заслужил! > Секрет прощения состоит в том, что оно "несправедливо" по определению: можно прощать только там, где мы вправе хранить обиду и возмущаться. А если другой "заслужил" прощение, оно, собственно говоря, и не нужно. Так что начало прощения – это отказ от справедливой мести, отказ от желания причинить боль тому, кто причинил боль тебе. > В браке нет места "правам" и требованиям "справедливости". Мы постоянно причиняем друг другу боль. Вопрос о прощении тут стоит очень остро: жить рядом с тем, на кого обижен, слишком трудно. Так что тут приходится снова и снова принимать решение об отказе от мести. > И тут же мы наталкиваемся на стену: это противоестественно, это почти невозможно, это невыполнимо. А в браке это особенно трагично. Скажем, я могу работать над прощением родителей, с которыми давно не живу, не спеша, годами. А с человеком, с которым я вижусь ежедневно, примириться хочется – и необходимо – прямо сейчас, иначе жизнь кошмарна. Но это не всегда получается. Зато верность обетам помогает не бояться многих вещей, которых мы опасаемся в других взаимоотношениях. Брак заставляет делать шаги в нужную сторону и помогает их делать. > Что зависит от нас? > Исследования психологов показывают, что старые люди прощают чаще и легче – значит, научиться прощать всё-таки можно. Хотя в прощении – как и во всех главных делах человека – действует такой парадокс: всё зависит только от нас и одновременно самое главное не в наших силах. Другими словами, тут надо делать маленькие конкретные шаги, а в то же время – ждать. Что же мы можем делать в обычной жизни? > Легче начать с малого. Чем быстрее мы начнем избавляться от обиды, тем лучше. Не надо молчать и таить обиды в себе. Тут почти невозможно разобраться, кто на сколько процентов прав или виноват, – да и это ненужно, поскольку тут не судебное заседание. Достаточно факта: я чувствую обиду. И тогда я отвечаю за то, что с этой обидой делаю. Я хочу простить не чтобы изменить другого, но чтобы изменить себя. > Надо выразить свою боль или даже гнев. (В тяжелых случаях слушателем можно сделать постороннего человека.) Прощение не есть сознательная слепота. Говорят, что попытка забыть историю приводит к тому, что та же история будет повторяться снова и снова. Это верно как для жизни народов, так и для жизни людей. > Если другой готов высказаться, его надо внимательно выслушать. И в любом случае нужно попытаться его понять, встать на его место: что он делал, думал, и чувствовал, когда причинил мне боль. > Не надо убегать от другого, хотя его присутствие обостряет боль. Напротив, стоит делать что-то хорошее для него без причины. Даже если эмоционально я не чувствую к этому расположения, а действую "механически", это правильный символ прощения. Оно есть односторонняя открытость, которая не дожидается взаимности. Это мой свободный подарок другому, а тот не обязан этот подарок "заслужить". > После этого остается ждать, помня, что желание простить – это уже прощение. В современной культуре эффективности, скорости и обезболивания, которая предпочитает давать "растворимые" рецепты и не мучиться ни одной лишней секунды, ожидать трудно. Но именно отсутствие гарантий делает прощение – прощением. Это щедрость и риск. Это то, что можно дать только даром, не зная, где в результате окажешься. > И наконец, очень важная вещь, о которой я тут мало пишу просто потому, что выбрал другой фокус. Нужно и самим уметь просить прощения, когда мы неправы. И стоит помнить, что мы ужасающе слепы к тому, какой вклад сами внесли в проблему, и склонны обвинять других. Так устроены все "нормальные" люди в ненормальном мире. > Прощение – это открытие > Кроме повседневных мелких обид в жизни встречаются крайне тяжелые случаи: скажем, измены. При этом, даже если обе стороны искренне хотят примириться, сломано доверие, которое восстанавливается долго. Более того, есть риск, что оно не восстановится вообще: иногда пострадавшая сторона всё яснее понимает, что доверять невозможно. Человек и тут может выбрать прощение. Как жить дальше – это второй, отдельный вопрос. После тяжелого кризиса жизнь не может остаться такой же, "как прежде", она обязательно поменяется. Это долгий процесс, но он тоже начинается с решения. Когда и чем он закончится, неизвестно: это уже зависит не только от меня. > А в конечном итоге, когда человеку удается простить, оказывается, что это не акт воли, а неожиданное открытие. Это парадокс: я могу действительно простить в тот самый момент, когда понимаю, что не вправе давать прощения. Потому что я тоже причиняю боль, я тоже способен ранить так, как ранили меня, я столь же убог, как и тот, кого я хотел "благородно" простить. И тогда можно посмотреть на себя самого и на другого новыми глазами. > Хороший мир > Прощение не бегство от конфликтов и сложностей, но движение к любви и свободе. Освобождение от власти прошлого позволяет полноценнее жить в настоящем и строить новые отношения. Это отказ от учета чужих "долгов", от порочного круга, который поддерживает зло – и в семье, и в обществе. Это односторонний шаг, который открывает новые возможности и для другого человека. В хорошем браке оно действует постоянно, это просто атмосфера повседневной жизни, череда маленьких разводов и новых браков с одним и тем же человеком. Оно сложно, но, похоже, никаких альтернатив прощению просто не существует. Оно строит мир в семье – настоящий мир, а не претензию, что "у нас всё хорошо", – и учит строить мир за ее пределами.
Категория: Православие | Добавил: galinanavak (04.04.2011)
Просмотров: 426 | Теги: брак, прощение | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [80]
Строительство [308]
Косметология [6]
Красота и здоровье [53]
Медицина [44]
Наши верные друзья [6]
Любимые домашние животные
Работа [56]
Интернет [97]
Другое [157]
Православие [265]
Практические советы [89]
Поиск