>
Второй тип экуменизма иногда называют "диким". Это просто
эмоциональное ([но часто переходящие и в духовную, мимтическую
область]) переживание единства христиан в вере. Это экуменизм
туристов. Приехать в другую страну, просто так зайти в храм чужой
конфессии и вдруг почувствовать, что и в нём христиане, что
с ними ты молишься тому же Христу, что они причащаются
Его Тела – это огромное потрясение. И оно было
невозможно для путешественников прежних времен, которые смотрели
на всё с исследовательским (а то и с коммерческим
или политическим) подозрением и испытыванием. [Сам феномен
туризма не случайно возник в нашем веке: турист отличается
от всех типов путешественников отсутствием цели: торговой, научной,
образовательной. "Отдых" есть именно принципиальная
бесцельность, прекращение "обычной" жизни, отказ даже
от дыхания. В этом смысле, кстати, и эмигранты были отчасти
туристами – или, скорее, ссыльными (ведь бесцельность существования
характерна и для заключенных, только для них она мучительна
принудительностью своей и протяженностью). Такое общение
с инославными – всегда в ситуации
"гость-хозяин" – часто переживается как более
"чистое", как более глубокое, чем общение с собратьями
по конфессии: последнее происходит в ситуации
"хозяин-хозяин", вечно омрачено нашим неумением хотя бы
в храме быть как дети.] >
Третий тип экуменизма – бюрократический. Он более всего виден,
и речь о нём уже шла. Это конференции, симпозиумы, визиты
иерархов, начальников, председателей. Это Всемирный Совет Церквей. Исток
и костяк этого движения составляют протестанты (католики в нём, как
уже говорилось, вообще не участвуют, хотя "дикие"
и "ученые" экуменисты среди них есть). Преобладание протестантов
в экуменическом движении не случайно: большинство протестантских
<де>номинаций в свое время начали с отхода от Церкви,
в том числе от такого ее существенного качества,
как единство администрации и учения. В экуменизме лидеры
разрозненных, многочисленных (от очень крупных, как Англиканская
церковь, до очень мелких – в несколько человек)
протестантских групп обретают возможность вернуть утраченное хотя бы отчасти.
> По-настоящему интерконфессиональным,
экуменическим движение является благодаря участию православных, в первую
очередь Московского Патриархата. {Но это
участие – на чиновном уровне – не добровольное,
оно было инициировано при Хрущеве большевиками (сейчас опубликованы
архивные документы, подтверждающие это) с целью создать еще одну
дымовую завесу в дополнение к тем, которые именовались у них
"международным престижем СССР".} > Экуменизм по определению не может быть
успешен. Он не может достичь цели, ибо только отсутствие цели создает
саму возможность экуменизма. "Унизм" – стремление загнать
всех в свою конфессию – имеет цель и может быть
(теоретически, только теоретически) успешен.
Об экуменизме нельзя сказать, что он хочет объединить всех христиан,
ибо экуменизм начинается с восприятия единства христиан
в Единой Церкви как догматической истины, как реальности
невидимой и таинственной. Раздробленность видимых Церквей есть
реальность совершенно другого порядка – хотя это слово тут
не очень подходит – порядка "мира сего", мира тьмы.
Естественно, экуменизм и не мечтает о приведении в полное
соответствие порядка Царства Небесного и царства кесаря,
о гармонизации света и тьмы. >
[Экуменизм, таким образом, оказывается
прямо противоположен всевозможным поискам единства, происходящим
вне христианства – в политике, в экономике,
в культуре. Можно мечтать о построении "единого общеевропейского
дома" – ибо такого дома не существует,
но нельзя мечтать о построении Единой Церкви – ибо
Она есть. И нет более несбыточных – хотя
и прекраснодушных – мечтаний, чем обращение к Церкви
за "общечеловеческими ценностями". Да, Христос –
общечеловеческая ценность, но именно поэтому единство в Христе нельзя
сделать средством достижения единства в мире сем. Государство, культура,
этика являются ценностями всегда временными и служебными,
а не первичными.] > Страшный
и плодотворный опыт страдания, данный XX веком, незаметно сделал
анахронизмом тот экуменизм, с которого этот век начинался –
экуменизм, вдохновлявшийся видением Церкви как дерева, создавший
пресловутую теорию ветвей: христианство-де разделилось на ветви,
но они вполне равноправны. Произошел некоторый духовный переворот,
поставивший многое на место – переворот на уровне личности.
В частности, стало понятно, что нам только кажется, будто единство
Церкви образуется – образуется из единства меня
с собратом, из единства приходской общины, из единств
различных больших и малых церквей. На самом деле, единство
Церкви образует - образует наше единство.
Оно является источником, а не устьем, благодаря единству Церкви
Христовой только и возможно появление
любых общин, братств и приходов. Она - лоза, а мы - гроздья, которых
может и не быть и которые, во всяком случае, уж верно
не снабжают лозу соками, а снабжаются от нее.
Только классическая теория ветвей не слишком соответствует евангельскому
образу: во-первых, потому, что самостоятельными гроздьями считают слишком
большие образования, а не "двоих или троих собравшихся
во имя Христово", во-вторых, потому, что создается ощущение,
что единый ствол более не существует. А на самом
деле – Церковь пребывает единой, и это не искупление
и даже не оправдание, а именно глубочайшее обвинение нашим
раздорам. Если бы они противоречили только прошлому или будущему идеалу
единства – ну, бывает, дело житейское, историческое. Но раздоры
противоречат реальному, открытому для всякого верующего во Христа
единству – а такое противоречие есть уже кощунство или,
по крайней мере, глупость и нетрезвость. > XX век сделал окончательно несбыточными мечты слить
воедино ценности всех религий, которыми жил конец XIX века. Теперь
видно – видно эмоционально, и сразу стало логически
понятно – что такого рода "экуменизм" и экуменизмом
не является, ибо стоит вне Церкви, как, впрочем,
вне всех религий. Сторонники такого "экуменизма" [(впрочем, они
этим словом практически не пользуются)] сравнивают содержание религий
с водой, разлитой по сосудам разной формы, и предлагают слить
их вместе. Но куда? Сделать еще один сосуд – таких
попыток много было за последние сто лет, и они только
увеличивают количество посуды. Или просто перебить все горшки? Будет
одна-единственная грязная лужа. Впрочем, к счастью,
не будет – ведь на самом деле воды религий отличаются
не формами сосудов, а вкусом, цветом, чистотой, есть религии,
в которых {вода Истины вообще заморожена,
а есть – в которых она уже} давно перешла в газообразное состояние или, просто
говоря, испарилась. "Где вы, богини прежних дней..."
> Хотя экуменизм как явление
не может быть успешен или неуспешен, но личность
его переживает, и переживает именно как череду провалов
и крушений. Радостно только само вхождение в экуменизм, самое первое
обнаружение того, что единство Церкви есть не просто строчка
в Символе веры, а реальность, позволяющая общаться с членами
иных христианских конфессий. Каждый "экуменист" имел свой медовый
месяц, когда обнаружил, что католики –
или протестанты – или православные – тоже
христиане. Но слова "экуменист" недаром не существует
(во всяком случае, в Церкви), и недаром я беру его
в кавычки – ибо такой медовый месяц очень скоро
заканчивается, и человек упирается именно в непреодолимость внешних
разделений. Более того, он сталкивается с тем, что экуменизм
принципиально возможен лишь для меньшинства и для многих
из этого меньшинства – лишь как эпизод. А всё дело
именно в том, что экуменизм <...> возможен в особой
экзистенциальной ситуации – в ситуации бесцельности, духовного
туризма. Но все не могут быть туристами, и очень немногие могут
быть туристами постоянно (обычно вопреки своей воле, это очень тяжелая судьба).
Поэтому большинство членов того или иного христианского исповедания
сохраняют холодную настороженность (это в лучшем случае, вообще же
и ксенофобии предостаточно) по отношению к исповеданиям другим.
Поэтому участники "международной научно-практической конференции"
в Почаевской Лавре [по униатству] первым пунктом постановили:
"Учитывая многовековую практику лицемерия Ватиканской политики,
поддерживаем решение Блаженнейшего Иерусалимского Патриарха Диодора
о прекращении экуменических связей, угрожающих самому существованию
Православия" (Украинский православный вестник.
Май 1991, N3(13), с.З). Поэтому один мой знакомый, ученый
богослов, дружески, с наслаждением пообщавшись с западными
богословами, затем вернувшись в обычную ситуацию, в которой цель
его – поиск и защита истины, со вздохом заметил:
"А всё-таки они вроде попугая, который подражает речи,
не понимая ее". Поэтому экуменические контакты то и дело
заканчиваются переходом в конфессию, которая стала Объектом этих
контактов, – человек из временного туристического статуса входит
таким образом в постоянную ситуацию, только уже другую,
чем первоначальная. Поэтому один и тот же православный архиерей
может утром лобызать кардинала, а днем распекать своего подчиненного
за симпатии к католицизму. Всё это не от лицемерия,
а именно от искренности людей, которые в различных ситуациях
ведут себя по-разному. > * * * [.....]
>
* * * > То, что можно
было бы назвать "удачным экуменизмом", внешне представляет собою
нечто крайне двусмысленное, расплывчатое, неопределенное. Tри случая
такого "успеха" известны за последние сто лет: Владимир
Соловьев, митрополит Никодим, отец Александр Мень. > И вот o первом из них просто
невозможно сказать, был ли он отступником от православия
и перешел ли он в католичество. Хотя католики по своим критериям
считают, что да, перешел, православные с не меньшим правом
по своим критериям считают, что нет, не перешел. И дело
не в размытости или разноплановости критериев,
а в том, что абсурдно расценивать жизнь и экуменизм
Соловьева с целевой позиции. В том и удача его личного
экуменизма, что он не был ни ученым, ни диким,
ни административным, а был постоянным вхождением в единство
Церкви через аскезу учености, эмоций и организационных инстинктов
личности. > Митрополит Никодим, бывший,
несомненно, выдающимся ученым богословом, "ученым экуменистом",
[бывший и экуменистом "диким"], тоже остался
и для православных, и для католиков фигурой загадочной
и двусмысленной. Действительно ли этот архиправославный иерарх
служил – не тайно, но и без рекламы – мессы
в своей домовой церкви? А смерть его от инфаркта на приеме
у Папы – случайность или некий духовный символ, и если
символ – то чего? > Отец
же Александр Мень, это воплощение терпимости, открытости
и любви – тем не менее, когда Синод отозвал свое разрешение
православным причащаться в католических храмах, безусловно повиновался
этому решению и просил такого же повиновения от своих духовных детей.
Его отношения к иным христианским исповеданиям не были простой
симпатией и сочувствием, они были сопребыванием в некотором
глубинном единстве, и тем не менее он всегда был очень четко
православен и несравненно более верен своей Церкви, чем многие
и многие консерваторы-ортодоксы, возмущающие поныне церковный мир
переходами – при первом же политическом потеплении –
в иные церковные юрисдикции, более консервативные политически.
Он беспрекословно принял решение Синода о запрете православным
причащаться в католических храмах, так как понимал, что не может
быть межцерковного согласия, если нет согласия внутри каждой
из Церквей, [что единство внутри поместной Церкви
есть неминуемое условие для единства вселенского]. > Экуменизм этих троих людей не был
"туристическим", он был значительно более трудным и более
личным. Видимо, именно в этом разгадка его успеха.
> * * * >
Личность, нашедшая наконец-то себя именно в Церкви,
а не в светском гуманизме, который оказался бесчеловечнее
и ужаснее любой инквизиции, в принципе не может найти ответа
на вопрос: "Почему одна и та же Церковь открыта внутреннему
зрению как единство и внешнему –
как раздробленность?" Не может, потому что
"ответ" – понятие из сферы "учения",
а личность как раз и обретает Церковь как нечто несводимое
к учению. Но, конечно же, ответы давать приходится. Причем отныне
приходится давать сразу два достаточно противоположных ответа. > Первый ответ, определяющий личность
в Церкви, – "Это не твое". Нельзя просто
взять, закрыть Церковь, почистить и открыть, нельзя просто взять
и уйти в другую Церковь, где почище, нельзя просто отрезать
от Церкви здоровую часть и вырастить из нее нормальную
Церковь. Представьте, что вам американский дядюшка подарил
"форд", – а он на грязных российских дорогах весь
покрылся грязью. Умно ли будет выбросить этот "форд"
и сделать по его образу и подобию такой же, но из фанеры
и прочих подручных материалов, без мотора, но с лошадью? Ездить
на таком по нашим путям будет удобнее, но это не будет
автомобиль, это будет лишь макет автомобиля. Церковь
не наша – она подарена нам, и мы не знаем ее
устройства, и глупо пытаться соорудить что-то новое
по тем внешним признакам, которые мы видим. > Или вспомните человека-невидимку
из романа Уэллса: его заметили
на грязной лондонской улице, потому что грязь облепила
его ступни. Так и христиане лишь очерчивают
контуры Тела Христова – Церкви. Но уж, конечно,
не нам судить и рядить об этом теле. > Оба эти сравнения хромают. Лучшим,
как всегда, остается сравнение апостола Павла – ведь это он
первый не просто сравнил Церковь с Телом Христа, но и христиан
сравнил с членами этого Тела. Дерзость его сравнения
за две тысячи лет просто и не воспринимается –
а ведь это дерзость. И, конечно, лучший ответ на всякое сомнение
о Церкви – не апелляция к авторитету, а простое
напоминание: "Ты - мизинец в Теле Христа,
и не Христос – Твой, а ты - Христов;
веди себя соответственно". >
У этого ответа есть целая вереница продолжений. Он не отбирает
Церковь у личности, а возвращает Церковь –
но как нечто обязательное в личной жизни, а не только
в безличных сферах учения, культуры, цивилизации. И тогда
обнаруживается, что всё значительно хуже в Церкви, чем кажется.
Перегородки – толстые, каменные и вечные, нужные Богу даже
в Его Царстве, – существуют не только между католичеством,
православием, протестантизмом, но между разными национальными православными
Церквами, между разными приходами, между разными прихожанами. Самая, может
быть, крепкая перегородка разделяет верующих мужа и жену.
[Эта разделенность – из тех недостатков, которые] суть
продолжение наших достоинств. Межчеловеческие перегородки есть прямое следствие
самого существования "я", личности. Организм состоит
не из протоплазмы, а из клеток. > И, наконец, обнаруживается, что тот,
кто слишком озабочен соединением католицизма и православия, вытесняет
вовне, подальше от себя проблему сугубо интимную: любовного единства
с ближними, с женой, братом, сыном. Особенно это характерно
для тех, кто пришел в Церковь недавно. Мы одновременно
участвуем в тысяче ситуаций самых разных размеров. На первых порах
мы думаем: Бог такой большой, Творец космоса – и ищем
в Нём ответа на глобальные вопросы, помощи в обретении смысла
жизни, – а учиться, работать, целоваться можем
и без Него. Лишь постепенно нас затягивает – если
мы остаемся с Богом, то не просто пропускаем Его
в ситуации помельче, а видим, что и они вне Бога
не решаемы. Святой не может вздохнуть и выдохнуть
без помощи Бога. В пределе – непрестанная молитва,
и только благодаря этой молитве – жизнь, жизнь в Боге.
Так и с единством Церкви: надо не зацикливаться на проблеме
общения крупных исторических тел, а возрастать в вере –
то есть учиться соединению во Христе, поверх барьеров, общению
с очень некрупными, но очень близкими ближними. > * * * > Первый "ответ" – "Церковь
вне тебя" – мучителен. Но еще более мучителен второй
ответ, без которого первый был бы ложью и ошибкой:
"Церковь – внутри тебя". Вот здесь, пожалуй,
начинается, настоящий экуменизм, личностный. Мучительность такого экуменизма
не может быть прекращена никаким экуменизмом –
ни "богословским", примиряющим Церкви на уровне слов,
ни "диким", примиряющим христиан на уровне эмоций
и молитв. >
И "богословский", и "туристский"
экуменизм, и сектантство, и фанатизм, отрицающие всякий экуменизм,
похожи в одном: люди, занимающие любую из этих противоположных
позиций, чувствуют себя находящимися в одной Церкви,
а противника – или друга – находящимся
в другой. Граница между Церквами проходит между разными людьми, общинами,
народами. Можно ратовать за упразднение этой границы, можно строить
на ней стену и накручивать колючую проволоку –
но граница снаружи. Можно радоваться существованию этой границы
или печалиться ему, можно не подозревать о ее
существовании, – всё равно, разделение Церквей есть факт внешний
по отношению к душе. >
А на самом деле это разделение – внутренний
факт моей духовной жизни и духовной жизни всякого христианина. Древнее
учение о человеке как микрокосме – истинно. Я сотворен
вместе с космосом, а благодаря Духу Божию во мне
я действительно становлюсь вселенной, в которой живет свобода,
в которой борется Бог с сатаною, в которой Царство Божие
и Голгофа. Поэтому Господь, оставив святых, пришел ко мне –
не заблудшую овцу Он спасает, а гибнущую вселенную. Но это
означает, что нет в мире ничего внешнего по отношению
ко мне. Поэтому избавление от закона не так уж приятно:
под законом все проблемы были снаружи и решались внешними,
не зависящими от меня предписаниями. Вхождение в благодать Духа
Святого есть вхождение внутрь себя, упразднение всех внешних критериев, мерок,
гарантий. С принятием Христа я становлюсь Церковью
воинствующей – и это война не против плоти и крови,
а против духов злобы, и ведется она не снаружи меня,
а внутри. Счастливы были подвижники, на которых бесы напирали
снаружи – стучали им в окно, бросали в них камнями.
Впрочем, у большинства подвижников такая бесовщина встречалась лишь
в начале их пути, а затем борьба переносилась внутрь личности.
Само крещение возможно только, если я восстанавливаю себя
как вселенную, в которой произошли и грехопадение, и потоп,
и предательство Иуды, ибо если эти события – факты
не моей личной истории, то и Христос – не мой
Спаситель. Я обретаю веру в Христа вместе с верой в то,
что меня сотворил Бог Отец, что Дух Святой живет во мне.
И слова "верую во единую святую соборную и апостольскую
Церковь" есть признание того, что Церковь – не просто
собрание верных, а факт моей внутренней жизни. Я принимаю
Церковь – Тело Христово – внутрь себя, как принимаю
Тело Христово – Евхаристию. >
Благодать упраздняет Закон как знание каких-то способов
существования, могущих обеспечить справедливость, правопорядок, душевное
спокойствие или хотя бы угрызения совести. Благодать разворачивает нас внутрь
себя – здесь ищи ежесекундно ответа на вопросы. Если
во мне нет любви – разве я найду эти ответы?
И даже если я открываю в себе любовь – разве
я нахожу ответы? Нет, часто я нахожу лишь способность преодолеть
вопрос любовью. Увы, проблема разделенности Церкви непреодолима даже любовью.
Во мне она остается, эта проблема. Это не значит, что
я одновременно признаю догмат о филиокве
и не признаю его. Но я ощущаю как главный свой
грех – почти и не зависящий от моей воли, следствие
моего падшего состояния – свою собственную раздробленность,
при которой воля, разум, сердце суть автономные области. И пусть даже
каждой из них я принимаю Христа полностью (если бы!),
эта автономность никак не преодолевается и не сливается
в блаженное райское единство. >
Не хочу сказать, будто православная Церковь уподобляется эмоциям,
а католическая – воле. Это было бы очень поэтично
и метафорично, но я говорю о жестокой духовной реальности внутри
себя, а не в истории Церкви. Нет такого порока или такой
добродетели, которая бы целиком и полностью не гнездилась
во мне, а пребывала бы где-либо снаружи, в другой личности
или другой Церкви. Если разделению Церквей причина амбиции –
то эта амбиция во мне. Если разделению Церквей причина
невежество – оно во мне. Если разделению Церквей причина
агрессивность – то это моя агрессивность. И это
не красивые слова, а духовная реальность. Конечно, невозможно
постоянно жить с ее сознанием. Не случайно хоть что-то
я начал понимать лишь сейчас, после многолетней озабоченности проблемой
экуменизма. Господь милостиво поставил эту проблему сперва
как внешнюю заботу. Я мог считать ее решением совместные
с инославными молитвы, мог считать богословские размышления
приближением к ее решению в мировом масштабе. Но отныне
я знаю, что чем больше я углубляюсь в себя,
тем глубже становится разделение Церквей в моих глазах. Раньше
я успокаивался совершенно справедливой фразой: "Перегородки,
разделяющие Церкви, не достают до неба". Но впредь
спокойствие исключено, и по мере обострения моей духовной зоркости
к себе, углубления моего покаяния будут возрастать беспокойство
и мучения: перегородки, разделяющие Церкви, имеют основание в моей
душе, и тем толще это основание, чем глубже я обследую
свою душу. Раньше мне было извинительно экстериоризировать проблему, выносить
ее вовне, спокойно возвращаться к ней время от времени
в надежде найти рано или поздно ответ, практический
или теоретический. Отныне я знаю, что ответа –
как однократного акта, раз и навсегда что-то определяющего
в вопросе разделения Церквей – не будет в принципе.
Возможно лишь непрерывное покаяние – но возможно ли оно,
и разве оно не мучение? >
В душе любого современного человека немало средневекового: желания
найти опору вовне, во внечеловеческой (межчеловеческой или божеской)
правильности, преодолеть свою греховность вхождением в святую общность
догматической, политической или экономической истинности.
Но для того и закончено Средневековье, чтобы мы никогда
более не могли укрыться от личной ответственности не только
за личные, интимные грешки, но и за грех мира. > Догматическое спокойствие, самоуспокоенность
и самоуверенность – следствие, как ни странно,
очень интеллектуалистского и философского понимания догмата
как некоего знания, о котором может быть выдана справка. Между
тем, догмат не есть уравновешенное представление
о соотношении природ или воль в Иисусе Христе – или,
вернее, есть не только такое представление, –
но и проживание с этим верно понятым Иисусом. Утверждение
апостола Иоанна: если я брата своего ненавижу, то
я не с Богом, означает, что жизнь любви есть догмат,
объемлющий весь Символ веры. Если наша догматическая истинность прикрывает
или, тем паче, поощряет разделение христиан – значит,
это догматическая ложь. И не только моя, но и всей
церковной общины, в которую я вхожу. > Экуменизм стал ведущей церковной проблемой
современной эпохи – и это именно догматическая проблема,
к сведению тех, кто недоумевает, чем бы таким догматическим
мог бы заняться Вселенский собор. И причина
такого положения – не то, что мы более цивилизованы
или утончены душой, чем наши средневековые предки. Нет, нашей заслуги
тут нет. Это Господь лишил нас последнего упования на мир
сей, – ибо упование на правоту церковного организма
на земле было упованием мира сего, источником плодов
сатанинских – лжи, крови, ненависти. Тайна Церкви нам явлена
как действительно тайна, не сводимая ни к каким земным
гарантиям, текстам, договоренностям, богословским или эмоциональным
согласиям, тайна мучительная и острая, как меч. Нам окончательно
отказано Богом в праве иметь упование на земле – чтобы наше
небесное упование с тем большей силой светило во мраке мира сего.
|