> Думаю, на протяжении всех предыдущих уроков
у вас неоднократно возникали вопросы: "А как быть
с нашимичувствами? Мы, родители, ведь тоже волнуемся
и сердимся, устаем и обижаемся. Нам тоже бывает трудно
с детьми, иногда даже мучительно... А кто нас будет слушать? Что
нам‑то делать с нашими собственными переживаниями?"
> Вопросы эти справедливы, и,
конечно, они давно назрели. На этом уроке мы попытаемся
на них ответить. > Для начала давайте уясним, о каких
ситуациях идет речь. Скорее всего о тех, где больше переживает
родитель.Иными словами, эти ситуации обратны тем, которыми мы
до сих пор занимались, когда обсуждали эмоциональные проблемы
ребенка. > Изобразим эмоции родителя и ребенка в виде двух
«стаканов». > Когда больше переживает ребенок, его «стакан» полный; родитель
же относительно спокоен, уровень в его «стакане» низкий. > И другая ситуация: наполнен
эмоциями родитель, ребенок же особенно не переживает. > Вот примеры ситуаций второго
типа. > 1.Подходя к дому,
вы встречаете собственного сына: лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка
вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются; вам же неприятен
вид сына и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего
не замечает: он прекрасно провел время, а сейчас
рад встрече с вами. > 2.Малыш с энтузиазмом катает
по полу свою машинку. Вы торопитесь на работу,
сын мешает, путается под ногами, одним словом, раздражает вас. > 3.Подросток опять включил магнитофон
«на полную катушку». Вам это страшно досаждает. > Итак, что же делать
в подобных случаях, а именно, когда родителей переполняют
эмоции? > Правило 5 может
показаться парадоксальным. > Если ребенок вызывает у вас своим
поведением отрицательные переживания, сообщите ему
об этом. |
> Правило говорит о том,
что чувства, особенно если они отрицательные и сильные,
ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует
молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид
при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого
не сможете: ни себя, ни своего ребенка, который без труда
«читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица
или глаз, что что‑то не так. Ведь именно через эти
«несловесные» сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем
состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время
чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова
или действия. > Как же
сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно
ни для него, ни для вас? > Правило 6. > Когда вы говорите
своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ,
О СВОЕМ переживании, а не о нём, не о его
поведении. |
> Вернемся к нашим примерам
и попробуем, применяя правила 5 и 6, сконструировать ответы
родителей. > Они могут быть
такими: > 1. Яне люблю, когда
дети ходят растрепанными, и мнестыдно от взглядов
соседей. > 2. Мне трудно
собираться на работу, когда под ногами кто‑то ползает,
и явсё время спотыкаюсь. > 3. Меняочень утомляет громкая
музыка. > Заметьте, все эти
предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.Поэтому
высказывания такого рода психологи назвали «Я‑сообщениями». > Кто‑нибудь из родителей
мог бы сказать иначе: > 1.
Ну что у тебяза вид! > 2. Перестань тут ползать,
ты мне мешаешь! > 3. Ты не мог бы
потише?! > В таких
высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. Их можно назвать
«Ты‑сообщениями». > На первый взгляд
разница между «Я‑» и «Ты‑сообщением» невелика. Больше того,
вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок
обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. > Ведь каждое «Ты‑сообщение»,
по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка.
Вот типичный диалог: > — Когда ты, наконец, начнешь
убирать свою комнату?! (Обвинение.) > — Ну, хватит, пап. В конце
концов, это моя комната! > — Как ты со мной
разговариваешь? (Осуждение, угроза.) > — А что я такого
сказал? > «Я‑сообщение»
имеет ряд преимуществ по сравнению
с «Ты‑сообщением». > 1.Оно позволяет вам выразить свои
негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители
стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать
конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже
говорилось, полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает,
сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может
обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается
всё наоборот: вместо мира — война. > Недавно мне довелось присутствовать
при разговоре одиннадцатилетней девочки со своей мамой. Девочка
была расстроена, и вспоминала, плача, все свои «обиды»: > «Ты не думай, что
я не понимаю, как когда ты ко мне относишься. Я всё вижу! Вот,
например, сегодня, когда ты вошла и мы крутили магнитофон, вместо
того, чтобы учить уроки, ты разозлилась на меня, хотя ничего
не сказала. А я видела, видела это, можешь не отпираться!
Я поняла это по тому, как ты посмотрела на меня, даже
как повернула голову!» > Такая реакция девочки была прямым
следствием скрытого недовольства ее матери. Я подумала: какими же
тонкими и наблюдательными «психологами» бывают наши дети, и какой
урок преподала эта девочка маме (и мне заодно), разбив холодный лед
ненужного молчания и дав выход своим чувствам! > 2.«Я‑сообщение» дает
возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся
от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать
во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя»
и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав,
что мама и папа могут вообще что‑то чувствовать!
Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же — делает
взрослого ближе, человечнее. > Недавно я слышала, как одна
мама говорила по телефону с десятилетним сыном. Мама (педагог
по профессии) рассказывала ему о том, как трудное для нее
занятие прошло успешно. «Ты ведь знаешь, — говорила она, — как
я волновалась сегодня утром. Но всё кончилось хорошо, и я очень
рада! И ты рад? Спасибо!». Было приятно наблюдать такую эмоциональную
близость между мамой и сыном. > 3.Когда мы открыты
и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее
в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые
им доверяют, и им тоже можно доверять. > Приведу письмо одной мамы, которая
спрашивает, правильно ли она поступила: > "Мы разошлись с мужем,
когда сыну было шесть лет. Сейчас ему одиннадцать, и он стал
глубоко, осознанно, но больше про себя, скучать по отцу.
Как‑то вырвалось у него: «С папой я пошел бы в кино,
а с тобой не хочется». Однажды, когда сын прямо сказал, что
ему скучно и тоскливо, я сказала ему: "Да, сынок, тебе
очень грустно, и грустно, наверное, оттого, что нет у нас папы.
Да и мне невесело. Был бы у тебя папа, у меня муж, было бы
нам жить намного интереснее. Сына как прорвало: прислонился к моему
плечу, полились тихие горькие слезы. > Всплакнула украдкой и я.
Но нам обоим стало легче... Я долго думала об этом дне
и где‑то в глубине души понимала, что сделала правильно.
Не правда ли?" > Мама
интуитивно нашла правильные слова: сказала мальчику о его переживании
(активное слушание), а также рассказала о своем
(«Я‑сообщение»). И то, что обоим стало легче, что мама
и сын стали ближе друг к другу, — лучшее доказательство
действенности этих методов. Дети очень быстро усваивают от родителей
манеру общения. Это касается и «Я‑сообщения». > "С тех пор, как я стал
использовать «Я‑сообщения», — пишет папа пятилетней девочки, —
у дочки почти исчезли просьбы типа: «Дай мне!», «Поиграй
со мной!». Чаще звучит «Мне хочется...», «Я не могу больше
ждать». > Таким путем родителям
гораздо легче узнавать о чувствах и потребностях ребенка. > 4.И последнее: высказывая свое
чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми
возможность самим принять решение. И тогда — удивительно! —
они начинают учитывать наши желания и переживания. Приведу случай,
рассказанный мамой четырехлетнего мальчика. > "Пришли мы с сыном
в аптеку. Он захотел витамины, я ему купила. > Потом он увидел другие, стал
и их просить. Я сказала: «Сережа, давай договоримся: когда
эти витамины кончатся, я куплю другие». Но он начал ныть,
а потом — толкать меня и кричать, причем так, чтобы слышали
окружающие. Мне было очень неприятно и стыдно. Я уже
не замечала вокруг никого не знала, как выйти из положения.
И тогда я громко сказала: > — Мне ужасно стыдно
из‑за такой сцены! > И вдруг Сережа оглянулся,
посмотрел по сторонам на всех, потом прижался ко мне, обнял
за ноги и говорит: > — Мам, пойдем! Как хочешь!
Вот сколько скажешь съесть витаминок, столько я и съем. Скажешь одну
— съем одну, скажешь две — съем две. > Так мы и пошли домой. Он всё
время заглядывал мне в глаза и повторял, сколько он съест
витаминок". > ПРОУЧИТЬ РАЗ И НАВСЕГДА > Эта история — дословный рассказ
матери о родительском гневе. > "Это было давно, моему сыну
тогда было лет шесть. Я, помню, болела, лежала в кровати,
а он попросился погулять. Вообще наш двор не очень опасный,
к тому же у нас с ним было твердо условлено: гулять только
в районе детских площадок (у нас их две, с каждой стороны
дома). > Мы договорились, что
он вернется во столько‑то, спросив время у прохожих.
Назначенный час прошел, затем еще час, и еще около часа.
Я начала ужасно волноваться, наконец, вскочила с кровати
и бросилась его искать. Обегала все площадки, другие возможные
и невозможные места — его нигде не было. Забегала домой:
не пришел ли, снова бежала искать. > Главное, что такое случилось
в первый раз, он в общем‑то мальчик был послушный. > Когда он, наконец, нашелся, я была
«на пределе» и решила его проучить «раз и навсегда». Придя
с ним домой, я зловещим голосом (у меня внутри всё дрожало)
сказала: «То, что ты сделал, ни в какие рамки не лезет,
и я должна тебя наказать! Выбирай: или я тебя выдеру
ремнем, — или неделю не буду читать книжку на ночь!»
Сын задумался, спрашивает: > «А если ремень, то книжечка
будет?» «Будет», — мрачно говорю я. «Тогда лучше ремень!» — сказал
он. > Я ему велела спустить
штаны, нашла в шкафу ремень. «Как мне встать?» — спрашивает он.
Тут мне как‑то стало не по себе (а началось неловкое
чувство, когда он с серьезным и задумчивым видом выбрал книжку).
Но мысль о том, что надо доводить наказание до конца,
заставила меня хлестнуть его ремнем несколько раз. Сразу после этого
мне стало очень стыдно. Было чувство, что я унизила маленького
человека, который, кстати, в этой истории держался более достойно,
чем я со своим «гневом». Да и был ли гнев? Сначала —
смертельное волнение, а потом, когда он нашелся, всё отлегло
и возникло соображение «надо наказать!» Если бы я ему сразу
рассказала, как волновалась, думаю, он понял бы всё не хуже,
и не было бы этого оскорбительного, дурацкого случая. Я уж
больше никогда его не била, а когда узнала
о «Я‑сообщении», то поняла, как выходить из подобных
положений". |
> Научиться посылать
«Я‑сообщения» непросто, так же, как и активно слушать ребенка.
Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать
ошибок. > Одна из них
состоит в том, что иногда, начав с «Я‑сообщения», родители
заканчивают фразу«Ты‑сообщением». > Например: "Мнене нравится,
что тытакая неряха!" или "Меняраздражает
это твоехныканье!" > Избежать этой ошибки можно, если
использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие
слова. Например: > — Мне не нравится, когда за стол
садятся с грязными руками. > — Меня раздражает,
когда дети хнычут. > Следующая ошибка вызвана боязнью
выразить чувство истинной силы. > Например, если вы приходите
в ужас при виде сына, который бьет по голове кубиком своего
младшего братишку, то в вашем восклицании следует выразить силу этого
чувства. Фраза «Мне не нравится, когда мальчики так делают», —
здесь никак не подходит, ребенок почувствует фальшь. > Приведу еще один реальный
пример. > Мама пятнадцатилетней
девочки заметила, что дочь в последнее время отдалилась от нее.
Отчуждение очень мучило маму. Но она не знала, как заговорить
с дочкой об этом. Наконец она решилась сказать то,
что чувствует. Она призналась, что «совсем потеряла покой»
и «не может больше так жить». Эти слова послужили началом
очень важного для обеих разговора. Сдержанное «Мне не нравятся
наши отношения» в этом случае было бы далеко от истины
и могло бы только испортить дело.
> До сих пор мы говорили
о том, что делать, когда отрицательные чувства у нас
уже возникли. Но можно подумать о другом: как уменьшить
саму возможность появления таких чувств. Это похоже на лечение
простуды и на ее профилактику. Когда вы уже заболели, приходится
принимать лекарства, но можно заранее принять меры предосторожности:
одеваться потеплее, закаляться и т.д. Итак, поговорим о профилактике
эмоциональных проблем. > Один путь
довольно ясен, хотя мы, родители, часто о нём забываем. > Запишем его в виде Правила
7. > Не требуйте от ребенка невозможного
или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете
изменить в окружающей обстановке. |
> К примеру, полуторагодовалый малыш
очень интересуется розеткой. Вы беспокоитесь, как бы он не сунул
в нее пальцы. Уговоры и запреты не помогают, ссоры
с ребенком тем более. Проблема исчезнет, если вы загородите
розетку какой‑нибудь мебелью или купите специальную пробку. > Вы, конечно, легко найдете другие
примеры того, как в повседневной жизни оградить себя и своего ребенка
от излишних напряжений. Некоторые родители ставят временные заграждения
на окна, убирают повыше всё бьющееся, выносят из комнаты дорогую
мебель, чтобы ребенок мог свободно двигаться, наклеивают в его
комнате дешевые обои обратной стороной, чтобы он мог на них
рисовать. > Меня поразило своей
гениальной простотой одно правило, принятое в американских школах:
все письменные работы, включая арифметику, ребята начальных и средних
классов делают карандашом, к верхнему концу которого прикреплен
ластик. Ластиком они могут пользоваться сколько угодно. Увидев это,
я подумала: сколько слёз, разочарований и конфликтов помогает
избежать эта простая идея! > Привожу здесь этот пример,
во‑первых, потому, что он хорошо иллюстрирует наше Правило: измените
условия, и проблемы исчезнут. Во‑вторых, надеюсь, наши учителя
попробуют использовать карандаш с ластиком. Уверяю вас, дети от этого
не пишут хуже или небрежнее. Наоборот, они более внимательны
к ошибкам, так как их легко исправить. > Перейдем к Правилу
8. > Чтобы избегать излишних проблем
и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями
ребенка. |
> Как видите, это Правило похоже
на предыдущее. Идея такова: бесполезно требовать от ребенка
невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов.
Лучше изменить что‑то вне его, в данном случае — свои
ожидания. > Давайте и здесь
обратимся к примерам. > Мама
отправляет четырехлетнего мальчика за молоком. Надо пройти несколько
домов, деревенская улица неровная, под горку. Бидон велик
для мальчика, достает почти до земли. Но мама, воспитывая
в нём «взрослость» и ответственность, строго предупреждает. «Смотри,
не пролей!» Мальчик возвращается в унынии, волоча по земле почти
пустой бидон. Мама в ярости. > Другой пример. > Двенадцатилетнему подростку родители
поручают сидеть с пятилетними близнецами: «И чтобы был мир
и порядок!» — наказывают они. Возвратившись из гостей, находят
в доме кавардак, завал грязной посуды; близнецы передрались, старший зол
на всех и вся. Родители очень разочарованы. > Недавно мне пришлось наблюдать
такую сцену. > Мама с двумя
спутниками и пятилетним сыном стояла в очереди на улице перед
кафе. Стоять пришлось долго, около получаса. Мальчик изнывал от скуки,
потом начал крутиться, бегать с другим таким же ребенком, залезать
на тумбы... Мама то и дело отрываясь от оживленного разговора,
делала ребенку замечания, стараясь «пригвоздить» его к месту рядом
с собой. А чтобы лучше его обездвижить, дала ему держать
довольно большую сумку. Но всё было напрасно. Наконец, очень
рассердившись, она прочла сыну длинную нотацию. > Спас положение человек
из очереди, который стал играть с мальчиком. Было так интересно,
что и мама бросила разговор, с улыбкой наблюдая
за игрой. > Ошибка этой
мамы в том, что она требовала невозможного для пятилетнего
мальчика: долго стоять столбом на одном месте. В результате
у нее и появилась «проблема». > У всех родителей есть ожидания
относительно того, что уже может или уже должен делать их ребенок
и что он делать не должен. В приведенных примерах ожидания
были несколько завышены, а результатом стали отрицательные переживания
родителей. > Сказанное
не означает, что мы не должны «поднимать планку» для ребенка,
то есть воспитывать в нём практический ум, ответственность,
послушание. Напротив, это необходимо делать в любом возрасте. Только
эту планку не следует ставить слишком высоко. А главное — стоит
последить за своими реакциями. Знание того, что ребенок осваивает
новую высоту, и осечки неизбежны, может значительно прибавить
вам терпимости и позволит спокойнее относиться
к его неудачам. > Мы подошли к последнему правилу
в этом уроке. Правило 9, пожалуй, самое сложное, хотя записать его
можно очень коротко: > Старайтесь не присваивать
себе эмоциональные проблемы ребенка. |
> О чём здесь идет речь? Раньше
мы говорили о том, как важно передавать детям заботу об их
повседневных делах (Правила 4 и 5). Теперь речь идет о переживаниях
ребенка и о наших чрезмерных волненияхпо поводу детей. > Не приходилось ли вам слышать такие
слова от детей (чаще от подростков и старше) в адрес
родителей: "Перестань плакать (нервничать, паниковать), этим
ты мне только мешаешь!"? > За такими словами стоит потребность
детей отделяться от родителей и в эмоциональном смысле: учиться
быть самостоятельными перед лицом напряженных, а то и опасных
ситуаций. Конечно, они при этом могут нуждаться в нашем участии,
но участии деликатном, ненавязчивом. > А что делать с нашими
собственными переживаниями? Ведь рано или поздно приходится идти
на риск: впервые отпустить сына одного через улицу, разрешить взрослеющей
дочери встретить Новый год в компании сверстников. Наше беспокойство
оправдано, и мы, конечно, должны принять все зависящие от нас
меры предосторожности. Но как при этом разговаривать с ребенком?
Уверена, что «Я‑сообщение» здесь незаменимо. > Расскажу один случай. > Пятнадцатилетний подросток собирается
в горный поход с друзьями. > Родители очень тревожатся: поход
предстоит серьезный, со снежными перевалами, переходами через горные реки.
И мальчик не будет у них на глазах! Мама, хотя
и знакомая с правильными методами общения, не удержалась: «Очень
тебя прошу, будь осторожен! („Ты‑сообщение")». Тот взволнованно
отреагировал: «Ну, мам, как ты не понимаешь! Ты делаешь мне этими
словами только хуже. Да я сам всё знаю. Не хочу тебя слушать!».
«Прости, я сказала плохо, — спохватилась мама, — просто знай,
что я буду очень беспокоиться („Я‑сообщение")». > Потом сын рассказал, что
в горах он оказался перед выбором: переходить через ледяную трещину
по ненадежному снежному мостику или пойти в обход.
«Я вспомнил, как ты сказала, что будешь очень беспокоиться,
и выбрал второе». > Когда
ребенок стоит перед реальным испытанием ему легче сделать выбор,
если он знает о нашей любви, о нашем беспокойстве.
«Я‑сообщение» не даст ему повода сделать «назло»,
по‑своему, совершить поспешный, необдуманный поступок. > ДОМАШНИЕ
ЗАДАНИЯ > Задание первое.> Выберите из ответов родителей тот,
который больше всего отвечает «Я‑сообщению». (Ответы вы найдете
в конце этого урока). > Ситуация 1.Вы который раз зовете
дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», —
и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши
слова: > 1. Да сколько же раз
тебе надо говорить! > 2.
Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно
и то же. > 3. Меня сердит,
когда ты не слушаешься. > Ситуация 2 . У вас важный
разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши
слова: > 1. Мне трудно
беседовать, когда меня прерывают. > 2. Не мешай разговаривать. > 3. Ты не можешь заняться
чем‑нибудь другим, пока я разговариваю? > Ситуация 3.Вы приходите домой
усталая. У вашего сына‑подростка друзья, музыка и веселье.
На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство
раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова: > 1. Тебе не приходит в голову,
что я могу быть усталой?! > 2.
Уберите за собой посуду. > 3.
Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома
беспорядок. > Задание второе.> Хочу напомнить, что используя
«Я‑сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас
испытываете, и именно такой интенсивности. Оказывается, это не так
просто: мы привыкли думать о словах , которые надо сказать
ребенку, а не о наших чувствах, которые порой загоняем
внутрь. В этом задании вам предлагается больше послушать себя.
Сначала не думайте, что ответить ребенку, а попытайтесь дать
себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом
из приводимых ниже случаев. Заполните сначала только столбец II. > Первый пример — образец. > I.
Ситуация | > II.
Ваше чувство | > III.
«Я‑сообщение» | > 1. Ребенок шалил
за столом и, несмотря на предупреждение, пролил
молоко. | > Расстроилась,
рассердилась. | | > 2.
Сын‑первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах.
Отказывается носить другие
брюки. | | | > 3. Ваша
взрослеющая дочка влюбилась
в «шалопая». | | | > 4.
Вы входите в комнату (9‑й этаж) и видите вашего
сына‑дошкольника сидящим на подоконнике открытого
окна. | | | > 5.
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который
вы приготовили
к торжеству. | | | > 6.
Вы только что вымыли пол, сын пришел
и наследил. | | | > 7.
С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать
за хлебом,
она отказывается. | | |
> Задание третье.> А теперь, имея в виду
то чувство (или чувства), которые вы записали против каждой
ситуации, напишите в столбце III ваше «Я‑сообщение». > Например, в первой ситуации вашей
фразой могло бы быть: «Меня сердит, когда дети не слушают, что
им говорят!» Напомню, что слово «дети» здесь позволяет избежать
выпада «ты». > Задание четвертое.> Вы, наверное, уже догадываетесь,
что в качестве еще одного задания я предложу
вам использовать «Я‑сообщения» в разговорах с вашим
ребенком. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом. Напоминаю:
сначала определите, у кого сейчас проблема; действительно ли она
у вас? Вас переполнило чувство? Тогда назовите его самому себе.
Теперь скажите о нём ребенку. > ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ. > ВОПРОС:А если «Я‑сообщение»
не действует? Вчера, например, сын собрался гулять поздно вечером,
я ему говорю: «Я беспокоюсь, что слишком поздно», —
а он всё равно ушел. > ОТВЕТ:Вопрос этот аналогичен тому, что мы разбирали
на одном из предыдущих уроков (см. «Вопросы родителей», урок 5).
Ответ будет такой же: не надо думать, что «Я‑сообщение»
и другие методы, которые мы осваиваем, — это новые способы
быстро добиваться практического результата. Например, заставить ребенка выучить
уроки, надеть шарф или отказаться от похода в кино. Назначение
их совсем другое: установить контакт с ребенком, улучшить взаимопонимание
с ним, помочь ему в обретении самостоятельности
и ответственности. Как видите, цели более далекие и гораздо
более общие. > Конечно, бывает, что
после одной вашей фразы ребенок делает то, что вы хотите. Ценно, однако,
не это, а то, что он принял решение сам. > Чаще же приходится ждать, пока отношения
наладятся. Ребенок должен еще поверить, что ваш стиль общения меняется
к лучшему. А пока что ваша правильная фраза будет лишь кирпичиком
в новом здании — кирпичиком, пока не очень видным. Но как иначе
построить здание, как не из множества небольших кирпичиков? > ВОПРОС:Дочь обидели в школе. Она пришла вся
в слезах, и я очень переживаю. Как быть? > ОТВЕТ:
Важно понять, чье переживание в данный момент сильнее. Конечно, любая
неудача или беда ребенка вызывает у нас ответное чувство. > Если оно очень сильно, можно
использовать «Я‑сообщение», причем доверить его себе самому, чтобы
не усугублять проблем девочки, другому взрослому, наконец бумаге.
А затем, так как главная проблема; у обиженной дочки,
ее стоит активно послушать. В этом и выразится ваше
сочувствие ей. > ВОПРОС:Как посылать «Я‑сообщение», если я
очень сердита или разгневана на ребенка? > ОТВЕТ:
Психологи считают, что гнев чаще всего — вторичное чувство.
Он возникает на почве какого‑то другого, первичного
переживания. > Поэтому, если
вам захотелось бросить ребенку гневную фразу, подождите
и постарайтесь дать себе отчет в исходном чувстве. > Например, ребенок вам сильно нагрубил.
Первой вашей реакцией может быть обида... > Вы услышали о нём
на родительском собрании много нелестных слов и испытали
горечь , разочарование, может быть, даже стыд. > Ребенок возвращается с опозданием
на три часа, заставив вас ужасно переволноваться.Первое чувство —
радость и облегчение! Лучше всего выразить именно эти первые
чувства: > — Мне больно
и обидно. > — Я очень
огорчен тем, что услышал. > — Слава богу! Ты цел! Я так
волновалась! > Вы скоро
обнаружите, что в таких случаях для «грома и молний» места уже
не остается. > ВОПРОС:У нас часто бывает так: на мои слова
«Я волнуюсь» сын отвечает: «А ты не переживай, я же
спокоен». В последнее время стал говорить (наслышался где‑то!):
«Твое волнение — это твоя проблема!» Как быть?" > ОТВЕТ:
Если сын так отвечает, это верный признак того, что вы зашли
в его «территориальные воды», вторглись в проблемы, которые
он хочет решать сам. Лучше всего в таких случаях задать себе вопрос:
«Касается ли меня лично то, что он делает?» И если вас лично это
не касается, передайте ему право беспокоиться о себе самому.
Всё равно ваши волнения ему не помогут, а скорее помешают. > Ответы к первому заданию>Ситуация
1. >«Я‑сообщением» будет фраза 2. >В реплике 1 —
типичное «Ты‑сообщение», фраза 3 начинается как «Я‑сообщение»,
а затем переходит в «Ты‑сообщение». >Ситуация
2. >«Я‑сообщение» — фраза 1, обе остальные —
«Ты‑сообщение». Хотя во второй фразе «ты» отсутствует, но оно
подразумевается (читается «между строк»). >Ситуация
3. >«Я‑сообщение» — фраза 3. |