> Словом Творец созидает мир, Духом животворит его.
Дух Божий исходит от Отца, проникая во всю тварь. Подобно
солнечному свету, дарует Он жизнь всем мирам, всем существам.
Его посылает нам Христос от Своего Небесного
Отца. > Дух «глаголет через пророков». Издавна были среди
людей избранники, которые внимали Духу Божию: Он говорил им, говорил
в них и через них, приобщая людей к тайнам Господним, открывая им
волю Неба. Его явления ветхозаветные провидцы описывают как пламя,
бурю и ветер. В древности Дух действовал только
через избранных, но одному из них пророку
Иоилю было предсказано, что настанет время, когда
животворящий Дух изольет свои благодатные дары на мужей и жен,
на старцев и детей на всех, кто откроет себя
этому ослепительному потоку любви Божией. > Совершилось это
в Новом Завете. > Сначала Дух осенил Господа Иисуса
на Иордане, и Иоанн Креститель видел Его явление, подобное
трепету голубиных крыльев. Потом, три года спустя, Христос сказал ученикам
на Тайной Вечери, что, уходя из мира, Он не оставит
их сиротами, а пошлет им Заступника
и Утешителя. > В день Пятидесятницы обетование Христово
исполнилось. Сила Духа сошла на апостолов в виде огненных языков
и превратила их из слабых, колеблющихся, робких людей
в мужественных исповедников Евангелия. Когда апостол Петр обращался
к толпе, люди, сошедшиеся из разных стран, понимали его; каждому
казалось, что он говорит на его родном языке. Такова была сила
божественного дара. > Подтвердилось пророчество Иоиля.
Дух животворящий почиет сегодня на Церкви. Он приходит
к каждому, кто принимает крещение, вступает в семью детей
Божиих. Он приходит к нам в храм во время каждой
божественной Литургии, Он осеняет престол, делает подлинным
и реальным присутствие Христа среди верных. Дух обещан всем. Если
мы почувствуем радость и мир во время молитвы или в дни
печали и трудов, значит. Дух Божий с нами. Мы молимся Ему:
«Прииди и вселися в нас». Он дарует нам силу премудрости
и разума. Он дарует нам веру и надежду. Всё, что есть
благословенного в жизни, даяние
Духа. > Но как узнать, подлинно ли Он коснулся
нашего сердца? Как проверить, не есть ли эта радость о Духе
просто плод взволнованной души, расстроенного воображения,
прелести? > «Дерево познается по плоду», говорит
Христос. Если мы хотим узнать, Дух ли Божий действует в нас,
то должны судить по плодам. Плоды же Духа, по слову
апостола, это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость,
милосердие, вера, кротость, воздержание». > Пусть человеку
кажется, что Господь посетил его, но если вместо радости
у него уныние, вместо мира тревога, вместо любви
злоба, вместо воздержания распущенность, вместо
кротости гордыня, вместо веры маловерие, то, значит,
им руководит вовсе не Дух Господень, а самомнение, тщеславие
и больная фантазия. > Дух Святой дает нам силы
жить в этом мире, выполнять свой долг, трудиться во славу Божию
для людей, для ближних. > Преподобный Серафим учил,
что цель христианской жизни заключается в стяжании Святого Духа.
Без этого мы еще не можем называться настоящими христианами.
Воззовем же к Нему словами молитвы, дорогой для каждого из нас
(народ поет): > «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,
Иже везде сый и вся исполняй. Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша». > Аминь. * * * > Веруя в Господа, мы верим
и в Его Церковь. Почему в Церковь нужно верить? "Разве все
мы и все верующие во Христа не есть Церковь? Недаром
мы называем «церковью» то место, тот дом Божий,
где собираемся для молитвы и совершения таинств.
> Верить в Церковь, Единую, Святую, Соборную
и Апостольскую значит видеть в ней не просто
сообщество христиан, но и нечто большее, нечто такое, что открывается
духовному взору, что пребывает в ней незримо, сокровенно. Видеть
не только человеческое, но и божественное действие Христа
в мире. > Хотя Его нет с нами во плоти,
каким Он был в евангельские времена. Он сейчас пребывает
в Своей Церкви. Она есть продолжающееся служение Христово, совершение
Его дела. Дело же Христово было спасать, исцелять, научать,
приобщать к благодатной божественной жизни. Таково же и дело Церкви.
> Церковь это как бы семя, которое Иисус
Христос посеял на земле. Он Сам сравнивал ее с малым зерном,
из которого вырастает великое дерево. Он сравнивал ее
и с закваской, которая сквашивает тесто. > Господь
Иисус принес нам Свое слово, положил основание Царству Божию, и, хотя оно еще
не наступило, оно постепенно созревает и растет в Церкви.
Когда мы с вами приходим молиться в храм, когда вместе приобщаемся
Святых Тайн, когда сознаем себя членами единой Общины, мы
причастники Церкви. > Апостол Павел называет ее Телом Христовым.
Что это значит? > Это значит, что силой Господней
мы делаемся соучастниками Славы Христовой, что становимся близкими
ко Христу, родными, единокровными Ему. Одна священная кровь струится
в нас, и один Дух животворит нас. Одно тело, один разум,
одна Глава Спаситель. > Церковь называется
«Апостольской», потому что Христос сделал апостолов как бы основателями
Церкви, а Петра нарек «камнем», на котором она строится.
Апостолы преемники Христовы, им дана была власть и сила
нести слово Господне по всей земле. Им первым был ниспослан
Дух Божий. > Из маленькой общины учеников должна была
родиться Вселенская Церковь. Конечно, эти простые бедные люди
не могли и мечтать завоевать мир только своими силами. Но с того
дня, когда вспыхнули огни Пятидесятницы, начался их великий
и чудесный поход для покорения сердец, для возвещения радостной
вести о том, что Бог возлюбил мир и Сына Своего отдал, чтобы
не погиб ни один из верующих в Него.
> Апостолам была вручена власть «вязать и решить», прощать
грехи от лица Самого Искупителя, как это мог делать лишь Он.
Власть, полученную от Христа, апостолы передавали своим преемникам. Руки
учеников, которые касались ризы Христовой, возлагались
на их учеников, а те передавали благодать апостольства следующим
поколениям. Эта прямая связь, связь ощутимая, проходит через все
двадцать веков истории Церкви. Каждый епископ, каждый поставленный епископом
священник и диакон получают рукоположение как бы непосредственно
от Господа. > «Апостольской» Церковь называется еще
и потому, что с самого начала она получила повеление
быть свидетельницей Евангелия в мире. Это был великий
и трудный подвиг, когда пошли первые ученики по дорогам, сели
на корабли, отправились в большие города, где было много богатых
и образованных людей и где их встречали как презренных
нищих, которые говорят странные, непонятные слова. Но они
не прекратили своего дела. Словно маленькие огоньки лампад, зажигались
первые церковные общины то в одном, то в другом месте.
Из Иерусалима в Дамаск, из Дамаска
в Антиохию, из Антиохии в Рим и Малую Азию,
всё дальше и дальше. Один огонек зажигается от другого...
Апостольское служение продолжается и среди нас, и без него
не может быть истинной Церкви. > Церковь именуется
«Соборной». Что это значит? Соборная (или на греческом языке
Кафолическая) значит собранная со всех концов мира.
Вселенская, Всеобщая. Господь не ограничил Свою Церковь израильским
или каким-либо другим народом. Он послал апостолов проповедовать
повсюду. И сегодня нет страны, где не было бы возвещено
Евангелие. Разумеется, одни его приемлют, другие отвергают,
но предназначено оно для всех. Сегодня Священное Писание переведено
на полторы тысячи языков и наречий, богослужение и проповедь
звучат на самых разных языках. Всё началось с двенадцати
человек, а теперь христиан свыше миллиарда,
и постепенно, шаг за шагом, вера Христова охватывает
всё большее число людей. Для нее нет границ, и если
когда-нибудь люди ступят на другие планеты и там будет
существовать Церковь. Она древо, ветви которого уходят в небо.
> Вселенская Церковь Единая Церковь. Ибо только одну
ее основал Христос. «Один Господь, одна вера, одно крещение»,
учит апостол. > Но почему существует множество христианских
общин: православные и католики, староверы и баптисты?
> Издавна у каждого народа и в каждой стране были
свои обряды и церковные обычаи, свои понятия и правила. В каждой
поместной Церкви богослужение совершалось по собственному чину.
И никого это не смущало. Но потом охладела любовь между
христианами, и начались споры и распри. «Мой устав лучше,
он истинный, а остальные ложные», доказывали люди друг
другу. В результате возникли в Церкви расколы и секты,
а тысячу лет назад патриархи Востока и Запада своим соперничеством
привели к разрыву между двумя основными частями Вселенской Церкви.
Так появились «католики» и «православные», а ведь раньше
они были едины. Немногие из вас знают, что происходило между
людьми, верующими во Христа, пятьсот, сто или пятьдесят лет назад,
сколько было вражды из-за различий во мнениях, взаимных проклятий
и даже войн. Это братоубийство было причиной того, что имя Божие
хулилось среди язычников. Церковь терпела великое поношение. Христиан
справедливо упрекали: «Вы верите в Бога любви, проповедуете всем свою
веру, а сами не можете мирно договориться между собой».
> Но грехи человеческие не могут упразднить
Единой Церкви. Расколы временное, преходящее бедствие. Христос
хочет, чтобы было «одно стадо и един Пастырь», Он Сам. Поэтому
за каждым богослужением мы молимся, чтобы Господь послал нам
«соединение всех». > Для этого нужна и наша добрая
воля, чтобы видеть братьев по вере в тех, кто по-иному, чем мы,
исповедует Христа Спасителя и Слово Божие, запечатленное
в Библии. Мы должны относиться к ним с доброжелательностью
и терпением, памятуя слова блаженного Августина:
«В главном единство, в спорном свобода,
во всём любовь».* Твердо держась за Предание своей Церкви, мы
не должны презирать и унижать других, ибо всё это земное,
человеческое, а в глазах Божиих все мы Его дети,
искупленные кровью Христовой. > Церковь именуется Святой. Как
это может быть? Ведь составляем ее мы самые что
ни на есть последние грешники. И тем не менее
Церковь Свята, ибо принадлежит Богу, Святому и Истинному;
ибо обладает таинствами, установленными Христом, через которые
она нас духовно рождает и освящает, и учением истины, которое
она сохраняет во все времена, просвещая им чад своих.
> Но, если мы изменяем обетам крещения, мы теряем
этот небесный отблеск святости и чистоты, отпадаем от Церкви. Мы
не можем принадлежать ей, ибо во владение Божие входит только доброе,
просветленное, чистое, святое. > Горько сознавать,
что каждый из нас запятнал чистую одежду крещения и тем самым
изменил Христу. > На что же нам надеяться?
> Только на то, что благодать Господа Иисуса каждый
раз возрождает нас в таинстве покаяния, принимает нас
в Дом Отчий, как блудных детей. > Апостол Павел
учит нас, что мы спасаемся не своими добродетелями и заслугами,
которых у нас нет, но спасает нас Христос, спасает исцеляющий
дар Его любви. > Церковь в мире держится вовсе
не нами, как мы иногда думаем, не усилиями грешных людей,
а Духом Божиим. > Приведу пример. Некогда один человек
задумал креститься, но прежде захотел узнать, как живут архипастыри,
владыки Церкви. Его друг христианин предостерегал его: «Не пытайся
делать это. Я уверен, что ты соблазнишься и смутишься тем,
что увидишь, и никогда не примешь крещения». Но тот
всё же поехал в столицу по своим делам и проник
в архиерейский дворец. Он многое там видел, о многом
размышлял и, вернувшись, сказал другу: «Я готов креститься». Друг очень
удивился, потому что он знал, каким, недостойным человеком
был архиерей того города. Сначала он промолчал, а после
совершения таинства не выдержал и спросил: «Как же тебя
не поколебало то, что ты видел в городе?»
«Что ж, ответил его друг, я убедился,
что епископский сан носят люди недостойные, такие, из-за которых,
по человеческому рассуждению, Церковь давно должна была погибнуть.
Но она стоит. Теперь я верю, что в ней действуют высшие
силы и укрепляется она Самим Богом». > Вспомним,
что Спаситель сделал первоверховным апостолом Петра, того Петра, который
был слаб, который колебался и в трудный час отрекся
от Него. Потому что не силой Петра, а Духом Божиим утверждается
Церковь. «Врата адовы не одолеют ее», сказал Господь.
> Все мы знаем, какие бури сотрясают Церковь извне
и изнутри, какие есть соблазны, как хотят иные подточить
ее основание. Но мы верим, что скала Церкви незыблема,
ибо обещание Христово непреложно. Потому что, как бы ни был слаб
человек, силен Господь, основавший Свое Царство на земле,
и врата адовы не одолеют Града Божия. |