> Когда наши молитвы не исполняются,
легко решить, что Бог не вмешивается в дела человека.
Это проявление магического отношения к молитве как к средству
устройству своих дел. Молитва же есть общение с Богом. В этом общении
есть место словам о наших нуждах, но главная нужда само
общение. Если Бог не подарил сто рублей или исцеления, странно
порывать с Ним общение или заявлять, что Его нет.
С таким же успехом Золотая Орда, когда русские перестали платить
ей дань, могла бы заявить, что русских
не существует. > Богу не интересны дела людей, Богу
интересны люди. Богоподобие человека в том, чтобы точно так же более
интересоваться людьми, чем их делами. "Вера выше дел" сказано
именно для этого. Можно интересоваться делами окружающими, стараясь
устроить эти дела как можно лучше для других, и при этом
оставаться законченным эгоистом и самодуром. Чтобы перестать быть
эгоистом, надо интересоваться не делами окружающих,
а окружающими. > Иисус просил не смущаться
грандиозностью молитв, не думать, что Божии ресурсы ограничены.
Бог может по молитве человека передвинуть гору. Молящийся Богу
ограничен лишь тем же, чем ограничен Бог свободой другого
человека. Сказать горе марш в море дело
нехитрое. Бог это исполнит. Но если на горе живут люди,
наша молитва исполнена не будет, и это доказательство
как раз того, что Бог мудр. Наши молитвы и о своих личных
делах обычно не исполняются не потому, что Бог на нас
поглядел и решил не стоит помогать, а потому,
что нет у человека дел, изолированных от других людей,
и чем более дело личное (не эгоистическое),
тем более оно связано с изменениями в жизни
других. > Молитвы о немедленном воскрешении
новопреставленного человека забывают, что умершему, вполне возможно,
абсолютно не хочется возвращаться. Живой глядит на смерть
и ужасается, умерший глядит на жизнь до смерти, на жизнь
после смерти, сопоставляет и ужасается, наверное,
не меньше. > МОЛИТВА: СМИРЕННОЕ
ТРЕБОВАНИЕ > Ничего противоречивого в том, что молитва
одновременно мольба и требование, нет. Молитва чувствуется
как мольба, когда мы размышляем о молящемся, молитва есть
требование, когда мы размышляем о Том, Кому молимся. Понятно,
что человек не может требовать ничего, может лишь просить,
и молитва приятна именно как просьба, в ответ на которую мы
не боимся окрика, издевательства. Но если мы размышляем
о Боге, читаем Его Откровение, мы обнаруживаем, что к Богу
обязательно надо обращаться с требованиями. Бог, от Которого ничего
не требуют, это уже не Бог, а ребёнок, или начальник
канцелярии, или сумасшедший. Вера в Бога как Творца
подразумевает, что можно у Бога не только просить,
но и требовать. Само слово "просить” двусмысленно, ибо оно может
обозначать и наше недостоинство, и недостоинство того, к кому
мы обращаемся. Мы просим не только, когда сознаем
себя плохими, но и тогда, когда не совсем уверены
в том, что обращаемся по адресу. От ребёнка нельзя
требовать, чтобы он понимал нас, или прыгал в высоту на два
метра, хотя просить этого мы можем. От чиновника нельзя требовать
сочувствия, хотя надеяться на него можно. От Бога мы должны,
мы обязаны ожидать и сочувствия, и ответа, ибо Он
не чиновник и не Бог. Именно об этом говорил Иисус, говорил
зная Отца как Себя: просите и дастся, стучите и откроется.
Просите с верой, это и означает: требуйте. И иногда
полезно сказать себе: я сейчас буду не молиться Богу,
а требовать у Бога, чтобы по-настоящему Богу помолиться. > МОЛИТВА «СВОИМИ
СЛОВАМИ» > Молитва всегда «своими» словами. Если
мы читаем написанную тысячу лет назад молитву, ее слова присваиваются
нами, делаются нашими. Если этого не происходит, если они остаются
чужими значит, это не молитва, а просто чтение. Когда
внутри себя мы находим слова, которых нет в молитвослове,
слова о сегодняшней нашей нужде это замечательно,
только не надо так уж возноситься, что, вот, мы изобрели молитву,
нашли «свои» слова. Эти слова хранились в нас благодаря дару
языка именно дару, безвозмездно переданному десятками поколений,
которые накапливали, отмывали, шлифовали
эти слова. > Молитва «своими» словами не противостоит
молитве «по писаному», а обе они противостоят молитве безмолвной.
Последняя, конечно, выше обоих. Ведь когда мы говорим, Бог слушает
нас. Когда мы молчим говорит Он. Он молится нам,
Он нас о чём-то просим и мы никак не можем
понять, о чём безмолвно умоляет
Господь. > НЕНАСЫТНОСТЬ МОЛИТВЫ > Молитвы старухи
к золотой рыбке, глубоко порочные по содержанию, обнаруживают важное
свойство и святой молитвы: ненасытность. Старуха была одержима благами
мира сего, она катилась неудержимо вниз благодаря непрерывной
молитве. Христианин должен и может быть одержим благами
Царства об этом все многочисленные притчи Иисуса,
сравнивающие Царство с жемчугом, с золотом, с чем
угодно лишь бы разбудить нашу ненасытность; можно сравнить Царство
Божие с автомобилем, виллой, островом в Карибском море
лишь бы мы его захотели. И здесь ненасытность будет начинаться
с маленького: в начале духовной жизни мы просим у Бога
мелочей вроде здоровья, или теплоты, или просим немного утешения
и разума а заканчиваться наша жизнь во Христе должна
молитвой о небесном Иерусалиме, о бриллиантовых дворцах, о том,
наконец, чтобы нам самим быть святыми, быть во Христе, восседать
владыками мира рядом с Царем Вселенной почти неотличимо от Него,
в полном с Ним единстве. * > Ощутить присутствие Бога нетрудно, ведь такое
ощущение результат труда не человеческого, а Божьего.
Трудно перетерпеть, когда Бог почему-то этого ощущение не даёт,
а ты уже знаешь, ты уже "подсел". Самое же
трудное избавиться от этого ощущения. Надо заставлять себя
скидывать эмоциональное состояние, связанное с Богом, с молитвой.
Это нужно делать, как нужно счищать с капусты сгнившие верхние
листы. Это нужно делать быстро, потому что чувства сгнивают быстрее
капустных листочков, за долю секунды. Наверное, именно это делал
Будда, стремясь к нирване, это, в числе прочего, подразумевали аскеты
под "бесстрастием". Отложить не только "мирские
попечения" (что, кстати, обычно невозможно, так что не следует
и надрываться, а когда надо Господь Сам
их отстраняет от нашего внимания). Отложить попечения о Боге,
рефлексию над Богом и собой в Боге, чтобы принять Бога вновь,
принять ещё и ещё. Человек способен и призван жить, постоянно
и вечно вырастая из собственного опыта. |