Глубокое
благочестие, ученость, красноречие, всесторонняя деятельность и чуткость в
обхождении с каждым привлекли к нему внимание как церковной власти, так и
паствы первопрестольной Москвы. 29 июня 1906 года он был посвящен в епископа
Серпуховского, викария Московского, продолжая оставаться в Москве. При
прославлении святителя Ермогена в 1913 г. ему было поручено произнести слово,
несмотря на то, что в нем участвовало около 20 иерархов. Любимый и почитаемый
всеми кругами Москвы, кроме, разумеется, враждебных Церкви, он 20 мая 1914 г.
назначается епископом Холмским, через два месяца после того очутившись в месте
военных действий. В те дни он показал себя мужественным и добрым пастырем
русского воина. После занятия всего того края неприятелем, он Церковной властью
был перемещен в епархию Кишиневскую, в которой застали его скорбные дни России.
Он принял живое участие в Всероссийском Московском Соборе. Именно ему было
вверено составление и приготовление чина возведения Патриарха Тихона на
пустовавшую свыше 200 лет Патриаршую Кафедру. Он был одним из 5-ти избранных
Собором Членов Патриаршего Синода и единственный из них остался в живых. По отходе Бессарабии к Румынии, он предпочел остаться в
Русской Церкви и с Нею пить Ея чашу. Предуказанный
Митрополитом Антонием на Харьковскую кафедру, как достойнейший его преемник,
Архиепископ Анастасий, после крушения Добровольческих военных сил, покинул
Россию. С тех пор он делит с русскими изгнанниками их
скорби и беды, не отделяясь сердцем, помыслами и всеми действиями от
страждущего Отечества и с ним страждущей и гонимой Русской Церкви, одновременно
являя свою ревность о распространении и укреплении Православия во всем
мире. По преставлению Блаженнейшего Митрополита
Антония он стал преемником его, уже не в Харьковской епархии, а возглавил
Зарубежную Русскую Церковь, раскинутую ныне по всем частям мира.. Ревнуя о
сохранении единения и согласия между всеми поместными Православными Церквами,
он проявляет высшую степень миролюбия, смирения и уступчивости до возможных
границ, но в вопросах чистоты и благочестия он непоколебим. Особенно страдая
душой за терзаемую Советской властью Русскую Церковь, иерархию которой власть
тьмы старается использовать в своих целях, он решительно и твердо ограждает
Зарубежную часть Русской Церкви от влияния той власти. В скорбные дни
российских беженцев, когда их выдавали на расправу власти, от которой они
спасались, он явился их утешителем и защитником, делая все возможное для их
сохранения, лично посещая и духовно укрепляя их. Ныне, находясь в Америке, он
продолжает стоять на страже Русского Зарубежья, борясь со всеми соблазнами,
откуда бы они ни исходили. К пятидесятилетию своего архиерейства он стал
всемирно известным иерархом, стоящим на высоком свещнике Православной
Церкви. Стойкий Архипастырь, духовный вития, как
магнит притягивающий к себе сердца тех, кто желает остаться в Зарубежьи сыном
Русской Православной Церкви и за то терпящих всякие хулы и клеветы от врагов Ея
— наш Первоиерарх. В день пятидесятилетия его
Архиерейского служения вознесем о нем усердные молитвы, а к тому дню послем ему
наши приветствия как свидетельство нашей верности указываемому им
пути. 1956 г. Святитель Иоанн (Максимович) |