21. Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо
блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и
прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время
самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней: тогда и не думай,
чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а
ругателю Бог не дает даров Своих! Вся, сказал Господь, елика аще воспросите в
молитве, верующе, приимете [Мф. 21, 22], и, значит, если воспросите неверующе
или с сомнением, не приимете. Аще имате веру, и не усумнитеся, еще говорит Он,
то и горы можете переставлять [Мф. 21, 21]. Значит, если усумнитеся и не
поверите, то не сделаете этого. Да просит же (каждый человек) верою, ничтоже
сумняся, говорит Апостол Иаков... да не мнит сумняйся, яко приимет что от Бога.
- Муж двоедушен неустроен во всех путех своих [Иак. 1, 6 - 8]. Сердце,
сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение:
оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного
Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество
многое множество раз. Сомнение - хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или
гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи,
или нет, - что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего
внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного
ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие
сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! [cр. Мф.
9, 28] И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет
следующее рассуждение: я прошу у Бога 1) существующего, а не воображаемого
только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее - от
Бога получило бытие, потому что без Него ничтоже быстъ, еже бысть [Иоан. 1, 3],
и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило
бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от
Него тварям Его сил и способностей, - и во всем сущем и бывающем Господь
полновластный Владыка. Кроме того. Он нарицает и не сущая, яко сущая [Рим. 4,
17]; значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его. 2)
Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное - возможно; значит, и с этой
стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по
моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий
рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений,
аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до
истины: вера - средство сообщения духа с духом, а рассудок -
духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та - дух, а
этот - плоть. 29. Молитву старается лукавый рассыпать, как
песчаную насыпь, слова хочет сделать, как сухой песок, без связи, без влаги,
т.е. без теплоты сердечной. Молитва - то бывает храмина на песце, то - храмина
на камне [Мф. 7, 24, 26]. На песке строят те, которые молятся без веры,
рассеянно, с холодностью, - такая молитва сама собою рассыпается и не приносит
пользы молящемуся; на камне строят те, которые во все продолжение молитвы имеют
очи вперенные в Господа и молятся Ему, как живому, лицом к лицу беседующему с
ними. 31. Наша надежда на получение просимого
во время молитвы основывается на вере в благость и щедроты Божии, яко Бог
милости и щедрот и Человеколюбец есть, и при этом мы вспоминаем о прежних
бесчисленных опытах благости и милости как на других людях (в Св. Писании и в
житиях святых), так и в нас. Потому для успеха молитвы надобно также, чтобы
молящийся уже получал прежде просимое и твердо веровал в это сердцем. Часто мы
получаем по молитве своей просимое, особенно же ко спасению душ наших прошения;
надо восписывать это прямо Господу, Его благодати, а не случаю какому-либо. Где
можно дать место случаю в Царстве Вседержавного Бога? Без Него ничто по истине
не бывает, как без Него ничтоже бысть, еже бысть [Иоан. 1, 3]. Многие не
молятся потому, что им кажется, будто они не получили от Бога молитвою никаких
даров, или считают молитву ненужным делом; Бог, говорят, все знает прежде
нашего прошения, и забывают, что сказано: просите, и дастся вам; ищите, и
обрящете; толцыте, и отверзется вам [Мф. 7, 7]. Наши прошения (молитвы) нужны
именно для усиления нашей веры, которою одною мы и спасаемся: благодатию бо
есте спасены чрез веру [Ефес. 2, 8]; о жено, велия вера твоя [Мф. 15, 28]!
Спаситель для того и заставил женщину усиленно просить, чтобы возбудить ее
веру, усилить ее. Такие люди не видят того, что они не имеют веры - самого
драгоценного достояния христианина, которое необходимо как жизнь, - что они лжа
творят [1 Иоан. 1, 10] Бога неверием и суть чада диавола, недостойные никаких
милостей Божиих; что они - погибающие. Нужно также, чтобы сердце горело во
время молитвы желанием благ духовных, любовью к Богу, ясно созерцаемому сердцем
в Его крайней благости к человеческому роду и готовому слушать с отеческой
любовью все его молитвы. Аше убо вы лукави суще, умеете даяния блага даяти
чадом вашим, колъми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него [Мф. 7,
11]? |