Фазы советской антирелигиозной политики.
В советской антирелигиозной политике прослеживается несколько фаз, которые
отчасти сменяют друг друга, а отчасти взаимно переплетаются. Первая фаза отмечена рядом ленинских декретов
1917-1920 гг., ключевым и роковым среди них был ленинский Декрет
об отделении Церкви от государства и школы от Церкви,
опиравшийся на учение Маркса о материальном базисе и надстройке,
которая (в данном случае Церковь), лишившись базиса, должна отмереть.
В этот период 8-й отдел Наркомюста (с начала 20-х гг. – 5-й
отдел), ведавший церковными делами, в том числе национализацией всего
движимого и недвижимого церковного имущества, стал известен
под именем «ликвидационного». С 1921 г., когда стало ясно,
что Марксовы предсказания не сбываются ни в экономике,
ни в духовной жизни общества, наступила и новая фаза
в религиозной политике государства, фаза дифференциации между религиями,
поддержки сект и расколов. В это время дело борьбы с религией
было распределено между различными институтами. Созданием криминальных «дел»
и прочими террористическими актами против Церкви и духовенства
заведовал 6-й отдел ОГПУ под руководством Тучкова. Для координации
всех видов антирелигиозной политики осенью 1922 г. была создана Антирелигиозная
комиссия Политбюро ЦК РКП(б), которая в течение последующих восьми лет
возглавляла и координировала весь партийно-государственный фронт борьбы
с религией; о его государственности свидетельствует то,
что заседания Комиссии проходили в приемной номинального главы
государства Калинина, а Ленин в своем так называемом философском
завещании «Под знаменем марксизма» назвал борьбу с религией «нашей
государственной работой». В 1922 г.,
а возможно, и несколько раньше, была создана еще Комиссия
по проведению отделения Церкви от Государства, сначала
под председательством Красикова, а позднее Смидовича. Комиссия
действовала при Президиуме ВЦИК и несколько раз меняла свои названия.
Комиссия прекратила свое существование в 1938 г. Данных о динамике
уничтожения церквей в 1937-1939 гг. пока не обнаружено.
Но развитие ее можно себе представить по «Записке Комиссии
по вопросам культов» 1936 г. (судя по цифрам, речь идет только
о православных храмах): «По состоянию
на 1 января 1936 г. ...Было до революции 72936 [молитвенных
зданий]... из них функционирует 20665». Официально закрыто 41868
молитвенных зданий, неофициально – 9878. «Не функционирующие... закрыты административно»
следующими методами: «1. засыпают «временно» хлебом, а затем не возвращают
верующим; 2. предлагают произвести ремонт в преувеличенных
размерах и в явно короткий, невыполнимый срок; 3.отказ
в регистрации новых членов религиозного общества вместо
выбывших... 4.наложение карантина на молитвенное здание, который
впоследствии не снимается (другой отчет поясняет, что карантин
накладывается, если, например, в селе кто-то заболевает тифом; причем
без всякого карантина продолжают действовать школа, клуб, библиотека
и прочие общественные организации. Закрывается только храм); 5.отказ
в регистрации служителя культа; 6.начисление налогов
в преувеличенных размерах и закрытие храма за непыплату
в срок». «Записка» говорит
о ежегодно растущем числе ходоков от верующих (с 1094
и 1934 г. до 2945 (плюс 401 представитель учреждений) и 1936 г.)
и письменных жалоб (от 8229 в 1934 г. до 9646 в 1936
г.) – и основном это жалобы на насильственное закрытие
храма местными районными и областными властями и требования
их открытии. По «Положению о постоянной Центральной
и местной комиссии по рассмотрению религиозных вопросов»
от 30 мая 1931 г., Комиссия в случае обнаружения незаконности
действий местных властей по отношению к религии имеет право лишь
вынести свое решение на утверждение Президиума ВЦИК. Но Президиум
ВЦИК, а с 1936 г. Верховного совета, и его председатель Калинин
были бессильны против НКВД, проводившего политику партии на уничтожение
религии, и в материалах Комиссии нет свидетельств
о выполнении местными властями ее решений. Например, в Арзамасе,
где до революции на 14 тысяч жителей было 36 церквей
и 5 монастырей, в 1935 г. райисполком незаконно
и не дожидаясь решения Комиссии по культам закрыл последние
две церкви в городе и третью в пригородном селе, хотя
в городе существовали и православная, и обновленческая общины,
а в селе в местном клубе (куда верующие почти
не заходили) только 47 из 173-х присутствующих проголосовало
за закрытие храма. Не смотря на протест Комиссии, «ни одна
из трех церквей не возвращена верующим». Дело, по-видимому,
закончилось объяснением председателя местного РИКа, что открытие храма
в Арзамасе вредно, так как там «монашеского и поповского
элемента... около 1000», и любая уступка верующим чревата религиозной
активизацией. В этих же документах Комиссии, которые как будто
заступаются за верующих, проскальзывает и косвенное оправдание
жестокого подавления православных и их прав; в частности,
указывается, что духовенство и верующие активисты пытаются
использовать в целях оживления религии сталинскую Конституцию, дающую
духовенству право участвовать в выборах, а также «всесоюзную перепись
населения». Речь идет о переписи 1937 г., во время которой
в последний раз задавался вопрос о вере в Бога. Верующих
по ней оказалось более 50 процентов населения: 44 процента среди
грамотных и 74 процента среди неграмотных. По возрастным группам
результаты были следующими: в младшей группе (16-19 лет) верующих
оказалось почти 35 процентов, в средней (20-29 лет) – почти
40 процентов назвали себя верующими, а в старшей возрастной группе
(более 40 лет) к верующим принадлежало абсолютное большинство. Среди
верующих около 80 процентов назвали себя православными и более
8 процентов – мусульманами. Эти и прочие данные этой
забракованной переписи стали доступными только теперь. Показатели неоконченной
переписи были очень невыгодны, и не только в связи
с данными о числе верующих, но и в большей степени расхождением
между официальным (180 миллионов) и реальным (162 миллиона)
числом жителей страны; иными словами, за 10 лет, прошедшие после
переписи 1926 г., террор и его последствия – падение рождаемости
из-за уничтожения или отправки в лагеря миллионов потенциальных отцов
и матерей – унесли не менее 18 миллионов жизней.
Данные этой переписи были засекречены, «ее организаторы – лучшие
советские статистики – были репрессированы. Многие... в том
числе начальник Бюро переписи О. Квиткин, расстреляны». А через два года
была проведена новая перепись, уже без вопроса о религиозной
принадлежности, которая при помощи населения, добавившегося
при присоединении восточной Польши, в значительной степени
закамуфлировала потери, вызванные террором конца 20-х и 30-х гг.:
раскулачиванием, коллективизацией с искусственно созданным голодом,
за которыми последовали убийство Кирова и ежовщина. Что касается сталинской Конституции, то,
согласно антирелигиозной печати того времени, ее статья, допускающая
выдвижение кандидатов на выборы от общественных организаций, была
первоначально истолкована верующими и духовенством как дающая право
Церкви и приходам выдвигать кандидатов. Это толкование сразу же было
заклеймлено антирелигиозной печатью как вражеская провокация попов
и использовано в качестве очередного предлога для арестов
и ликвидации духовенства и верующих. Официальный идеологический ответ
гласил, что общественной в социалистическом государстве может быть
только организации исповедующая классово-социалистичесиое мировоззрение.
Религия, как классовый враг, не может иметь прав общественной
организации в СССР.
Союз воинствующих безбожников. Массовое
закрытие храмов, публичное сжигание икон и церковных книг физически
часто осуществлялось активистами Союза воинствующих безбожников (СВБ).
В 1922 г. появилась газета «Безбожник». Вокруг нее образовалось Общество друзей газеты
«Безбожник», которое по решению Антирелигиозной комиссии 1924 г.
на первом своем съезде в 1925 г. было преобразовано в Союз
безбожников. В 1929 г. на втором съезде в название
был добавлен эпитет воинствующих. Члены Союза должны были быть
своего рода антирелигиозными хулиганами – громить церкви, устраивать
антирелигиозные парады, так называемые комсомольские «пасхи»
и «рождества», жечь иконы и насильно закрывать церкви – всё
от имени общественности, а не государства, что отлично
вписывалось в условия НЭПовского «плюрализма» с его правом
на общественные организации, кооперативные писательские издательства
и пр. В этих условиях государство как бы не несло
ответственности за максимализм СВБ. Но эта «идеологически близкая»
организация имела право организовывать свои ячейки в школах, армии,
на заводах, в колхозах и т.д. Как «представитель передовой
общественности», СВБ мог даже требовать отчетности перед собой
государственных организаций, например школы. На втором съезде
СВБ атаковал Наркомпрос за недостаточно интенсивную борьбу
с религией в школе. Наркомпрос оправдывался тем, что снизил
список «культовых зданий», охраняемых государством в качестве
художественных и исторических памятников, с семи до одной
тысячи, обрекая таким образом 6000 древних храмов
на уничтожение. Резолюция съезда
потребовала превращения школы из нерелигиозной
в воинственно-антирелигиозную, учителей – в пропагандистов
атеизма и изгнания из школ верующих педагогов. На втором съезде
СВБ принял на себя обязательства превратить Москву за пять лет
в безбожную столицу и довести количество членов Союза
до 17 миллионов к 1931 г. На самом деле СВБ достиг
своего численного предела в 1932 г. – 5 миллионов 670 тысяч
членов. Тогда же, в 1932 г., СВБ объявил «пятилетку уничтожения
религии», выполнение которой должно было совпасть с выполнением второй
хозяйственной пятилетки. В 1930-1932 гг. максимального тиража
и ассортимента достигли и издания СВБ: разовый тираж газеты
«Безбожник» – 500 тысяч экземпляров в 1931 г., ежемесячный
иллюстрированный журнал под тем же названием –
200 тысяч экземпляров; а годовой тираж всех непериодических
изданий (книг и брошюр) увеличился с 12 миллионов печатных
листов в 1927 г. до 800 миллионов в 1930 г. Но после
1932 г. численность и СВБ, и его изданий начала падать. Ряд
периодических изданий перестал выходить, и даже «Безбожник» исчез
на два года (в 1936-1939 гг.). Поскольку издательская политика
и даже формальная запись в члены большевистских организаций
определялись не спросом-предложением, то такое сокращение масштабов
деятельности СВБ в 30-е гг., очевидно, было политическим решением,
принятым на самых верхах. После ликвидации НЭПа существование СВБ
как общественной организации стало анахронизмом, особенно с принятием
политики полного разгрома религии и физического уничтожения духовенства
в 1937-1939 гг. Итак, при всех временных перерывах и срывах,
именно этот период (1929-1939 гг.) можно назвать третьей фазой советской
антирелигиозной политики. Годы 1939-1941. Четвертой фазой следует
считать эпоху от присоединения новых территорий на западе
в 1939-1940 гг. и во влечения СССР во Вторую мировую войну
до, пожалуй, нового удара в хрущевские годы. В 1939-1941 гг. после
фактически полного уничтожения видимой стороны религии агрессивность
официальной политики и антирелигиозной пропаганды в средствах
массовой информации несколько поубавилась. И тут дело было не только
в том, что атеизм почил на лаврах победы,
да и вышеприведенные данные о религиозности в стране
ставили саму эту победу под вопрос. Дело было, прежде всего,
в том, что после 1 сентября 1939 г. запахло военной угрозой
и для СССР, а неудачная советско-финская война
с колоссальным количеством не только погибших,
но и сдавшихся в плен, да и частыми убийствами
комиссаров солдатами, внушали беспокойство за дух армии после уничтожения
офицерского корпуса в «чистках» 1937-1938 гг., вселяли сомнения
в готовности воевать «за мировой пролетариат». А тут еще были
присоединены обширные территории на западе с благоустроенной местной
церковной жизнью и преимущественно православным населением всюду, кроме
Галичины, где большинство населения составляли униаты, и Прибалтики,
где преобладали лютеране (в Латвии и Эстонии) и католики
(в Литве); однако и там число православных
было значительным – в Эстонии, например, до войны было
более 20 процентов православных, из коих большинство составляли коренные
эстонцы. Поскольку эти земли (особенно
украинские и белорусские) были присоединены под лозунгом
освободительного воссоединения с братскими народами, население надо было
убедить в религиозной терпимости советской власти. Свидетельством
значения, которое Сталин придавал настроениям на новых территориях,
является и то. что из четырех правящих архиереев, сохранившихся
на своих местах к 1939 г., двое были направлены на запад:
митрополит Николай (Ярушевич) экзархом на Украину с пребыванием
в основном в Западной Украине, а митрополит Сергий младший
(Воскресенский) экзархом в Прибалтику. В последние
два предвоенных года (с конца 1939 г. до середины 1941 г.)
в советской печати (даже в «Безбожнике») всё чаще появляются
статьи о том, что не надо путать простых верующих с религиозными
идеологами и религиозной идеологией. Верующие, мол, вполне честные
советские трудящиеся и патриоты. Классовым врагом является религиозная
идеология, а не люди, религиозные чувства которых не следует
оскорблять. На «освобожденных» территориях проводится политика
относительной терпимости по отношению к верующим и духовенству
при интенсивной пропаганде против религии как мировоззрения. Вводятся
высокие налоги на доходы духовенства, но насильственного закрытия
церквей нет, и редки случаи ареста духовенства (даже униатского
в Галиции). Тогда же восстанавливается регулярная неделя
с воскресением в качестве выходного дня, вместо введенной в 1929
г. «пятидневки» с шестым днем в виде выходного, воспринятой
«Безбожником» как важный шаг в наступлении на Церковь, лишающий
верующих регулярного посещения церкви
по воскресениям. |