Из
предания известно, что Мария была дочь престарелых Иоакима и Анны, причем
Иоаким происходил из царственного рода Давида, а Анна из священнического рода.
Несмотря на такое знатное происхождение, они были бедны. Однако не это печалило
этих праведных людей, а то, что они не имели детей и не могли надеяться, что их
потомок увидит Мессию. И вот, когда однажды, презираемые евреями за свое
неплодие, они оба в горести души возносили Богу молитвы — Иоаким на горе, где
уединился после того, как священник не захотел принести его жертвы в храме, а
Анна у себя в саду, оплакивая свое безплодство, тогда явился им Ангел и
сообщил, что они родят дочь. Обрадованные, они обещали посвятить свое дитя
Богу. Через девять месяцев родилась у них дочь,
названная Марией, с раннего возраста проявившая наилучшие душевные качества.
Когда Ей исполнилось три года, родители, исполняя обещание, торжественно отвели
в Иерусалимский храм малую Марию, Которая сама взошла по высоким ступенькам, а
встретившим Ее Первосвященником Захарией, по откровению Божию, введена была в
самое Святая Святых, совводя с собой почивавшую на Ней благодать Божию в дотоле
безблагодатный храм (кондак Введения). Это был вновь построенный храм, в
который слава Божия не сходила, как в Скинию или Соломонов. Она поселилась в
существовавших при храме помещениях для дев, но так много времени проводила в
молитве в Святая Святых, что, можно сказать, жила в нем (см. стихиры Введения
на «Господи воззвах» 2-ая и на «слава и ныне»). Украшенная всеми добродетелями,
Она явила пример необычайно чистой жизни. Всем покорная и послушная, Она никого
не оскорбила, никому не сказала грубого слова, ко всем была приветлива, даже не
допускала скверной мысли (сокращенно из св. Амвросия Медиоланского: «О
Приснодевстве Девы Марии»). «Несмотря на праведность и
непорочность жизни, которую проводила Богородица, грех и вечная смерть
проявляли в Ней свое присутствие. Они не могли не проявляться: таково точное и
верное учение Православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному
греху и смерти» (святитель Игнатий Брянчанинов, «Изложение учения Православной
Церкви о Божией Матери»). «Чуждая греховного падения (св. Амвросий
Медиоланский, «Толкование 118 псалма»), Она не была чужда греховных искушений.
«Ведь, один Бог без греха» (св. Амвросий Медиоланский, там же), а человек
всегда будет иметь в себе, что нужно еще исправить и усовершенствовать, чтобы
выполнить Божию заповедь: «Святи будете, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш»
(Левит, 19, 2). Чем чище кто и совершеннее, тем больше он замечает свои
несовершенства и тем недостойнее себя считает. Дева
Мария, всю Себя отдавшая Богу, хотя и отражала от Себя всякое поползновение к
греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы и пламенно желала
прихода Спасителя. Она в смирении почитала Себя недостойной быть и служанкой
имеющей Его родить Девы. Чтобы ничто не отвлекало Ее от молитвы и внимания к
себе, Мария дала Богу обет безбрачия, дабы всю Свою жизнь угождать лишь Ему.
Обрученная старцу Иосифу, когда Ея годы не позволяли Ей больше оставаться при
храме. Она поселилась в его доме в Назарете. Здесь удостоилась Дева прихода
Архангела Гавриила благовестившего Ей о рождении от Нее Сына Вышнего: «Радуйся
благодатная: Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах... Дух Святый найдет на
Тя и Сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий»
(Лук. 1, 28, 35). Смиренно и покорно приняла Мария
ангельское благовестие. «Тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и,
как Само изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней» (преподобный
Ефрем Сирин, «Похвала Пресвятой Божией Матери»). «Как молния озаряет
сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естества. Он очистил Деву, и
потом родился, чтобы показать, что где Христос, там проявляется чистота во всей
силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым, и потом утроба, став чистою,
зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности, почему и родившись оставил
Девою. Не говорю, что Мария стала безсмертною, но что осияваемая благодатию Она
не возмущалась греховными пожеланиями (преподобный Ефрем Сирин, «Слово на
еретиков», 41). «Вселился в Нее Свет, омыл Ее ум, чистыми сделал Ее помыслы,
уцеломудрил попечения Ее, освятил девство Ее» (преподобный Ефрем Сирин, «Мария
и Ева»). «Чистую по человеческим понятиям сделал благодатно чистой» (святитель
Игнатий Брянчанинов, «Изложение учения Православной Церкви о Божией
Матери»). Мария не сказала никому про явление Ангела,
но Ангел сам объявил Иосифу о чудесном зачатии Марией от Духа Святаго (Мф. 1,
18-25), а по рождении Христовом со множеством воинства небесного благовестил
пастырям. Пастыри, прийдя поклониться Новорожденному, сказали, что слышали о
Нем. Прежде молча претерпевшая подозрение, Мария теперь молча слушала и
«слагала в сердце Своем» слова о величии Своего Сына (Лук. 2, 8-19). Слышала
Она через 40 дней хвалебную молитву Симеона и предсказание об оружии, которое
пройдет чрез Ее душу. После видела, как Иисус преуспевал в премудрости, слышала
Его в 12 лет поучающим в храме и все «соблюдала в сердце Своем» (Лук.2,
21-51). Хотя и благодатная, Она еще не вполне
разумела, в чем будет состоять служение и величие Ее Сына. Еврейские понятия о
Мессии были Ей еще близки, и естественные чувства заставляли Ее заботиться о
Нем, охраняя Его от чрезмерных, как могло казаться, трудов и опасностей.
Поэтому невольно Она вначале становилась на пути Своего Сына, что и вызвало Его
указание о превосходстве родства духовного над телесным (Мф. 12, 46-49). «Имел
Он попечение и о чести Матери, но гораздо более об Ее душевном спасении и о
благе людей, для чего и плотию облекся» (святой Иоанн Златоуст, «Толкование на
Евангелие от Иоанна», беседа XXI). Мария уразумела то и, «слышавши речь Божию,
сохранила ее» (Лук. 11, 27-28). Как ни один человек, Она возымела те же
чувствования, что и Христос (Фил, 2, 5), безропотно перенеся материнскую
скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим. Обрадованная в день
Воскресения, Она в день Пятидесятницы облеклась Силою свыше (Лук. 24, 49).
Сошедший на Нее Дух Святый «Ее научил всему»(Иоан. 14, 26) и «наставил на всяку
истину» (Иоан. 15,13). Просвещенная, Она еще ревностнее стала трудиться творить
слышанное Ею от Ее Сына и Искупителя, чтобы взойти к Нему и быть с Ним. Конец земной жизни Пресвятой Богородицы был началом Ее
величия. «Преукрашенная божественною славою» (ирмос канона Успения), Она стоит,
будет стоять и в день Страшного Суда и в будущем веке одесную престола Сына
Своего, царствуя с Ним и имеет дерзновение к Нему, как Его Мать по плоти и как
единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая (Мф. 5,
19). Любвеобильная и милосердная, Она любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в
любви к человеческому роду, предстательствует за него пред Милостивым и, обходя
землю, помогает людям. Испытавшая все тяжести земной
жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание
и мольбу, обращенную к Ней. — Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе
со страстями и ревнуют о богоугодной жизни. Но и в житейских попечениях Она
незаменимая помощница. «Всех скорбящих радосте, и обидимых заступнице, и
алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных
посещение, немощных покров и заступнице, жезл старости, Мати Бога вышняго Ты
еси, Пречистая» (стихира Одигитрии). «Надежда и предстательство и прибежище
христиан», в «молитвах неусыпающая Богородица», «спасающая непрестанною Своею
молитвою» (Богородичен 3-го гласа), «день и ночь молится о нас, и скиптры
Царствия Ея молитвами утверждаются» (повседневная полунощница). Нет ума и слов выразить величие Той, Которая родилась в
грешном человеческом роде, а стала Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим.
«Неизреченных Божиих и Божественных тайн зря в Деве благодать являемую и
исполняемую явственно, радуюся и образ разумети недоумеюся, странный и
неизреченный, како избранная чистая, едина явися паче всея твари видимыя и
разумеваемыя, Темже восхвалити хотя Сия, ужасаются зело умом же и словом, обаче
дерзая проповедаю и величаю: сия есть селение небесное» (икос Введения во храм
Пресвятой Богородицы). Высока сия Божия скиния, ибо,
родив Царя Христа, Она возвысилась паче серафимов. О, высота неудобовосхвалимая
для человеческих помыслов! А какова красота той
мысленной Христовой палаты, — о сем послушай сладкоглаголивого Иоанна
Дамаскина, вещающего о Ней следующее: «Она принесена Богу, Царю всех, одеянная
благолепием добродетелей, как бы золотою ризою, украшенная благодатию Духа
Святого, и слава Ея внутри Ея: ибо как для всякой жены слава ея — муж,
приходящий отвне, так слава Богородицы внутри Ея, т.е. плод чрева Ея». И еще
Дамаскин говорит, обращаясь к Ней: «О Дево Богоблагодатная, святая Церковь
Божия, которую духовно создал оный сотворивший мир Соломон (Премудрый Творец
мира) и вселился в Нее! Не золотом, не бездушными камнями украшена Она, но,
вместо золота, сияет Духом, вместо дорогих камней, имеет многоценный бисер
Христа». «Недоумеет всяк язык благохвалити по
достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче благая сущи
веру приими, ибо любовь веси божественную нашу. Ты бо христиан еси
предстательница, Тя величаем» (ирмос 9-й песни Богоявления). Святитель Иоанн (Максимович) |