Каталог статей

Главная » Статьи » Православие

"Веришь в Бога – стой за правду!"

> Социальный грех и вызванное им социальное зло проявляются в несправедливом устройстве общественной жизни, в неправедном порядке вещей (например, в грабительских законах), в коррумпированности чиновничества, в массовых предубеждениях (например, в ксенофобии) и т. п. Социальный грех связан с извращением важнейшего для жизни общества понятия справедливости. Справедливость – это правда в ее практическом выражении. Правда и справедливость говорят о том, что должно быть, и должное могут устанавливать сами люди. Для этого Господь учреждает земные суды и побуждает нас противостоять таким образом злу. Авраам избран для того, чтобы его потомство творило правду и суд (см.: Быт 18:18–19). Иисус Христос позже не отменяет суд как юридическое установление. Он отрицает лишь некоторые фарисейские способы морального осуждения; показательно, что именно такие приемы законники впоследствии использовали против Него Самого. Согласно классическому определению св. Фомы (†1274), справедливость состоит в «постоянной и твердой воле отдавать Богу и ближнему то, что им подобает». Это означает не только буквальное понимание и выполнение заповедей Божиих, но и понимание характера этих заповедей, их направленности, осознание заповедей как принципов, которыми нужно руководствоваться в поведении.

> В тексте Ветхого Завета особенно много заповедей, предписывающих следовать правде и поступать по справедливости. Сам Господь именуется Богом правды (см.: Ис 30:18). Именно Он утверждает справедливость (см.: Пс 98:4). А пророк Малахия прямо называет Господа Солнцем правды (Мал 4:2). Не стоит бояться одиночества, если правда на твоей стороне, а точнее говоря, если ты на стороне правды: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды…» (Исх 23:2). Если мы за правду – значит, мы с Богом. Об этом исключительно важно помнить судьям: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх 23:8). Особое внимание в Ветхом Завете уделяется правам социально незащищенных людей: сирот, вдов и <переселенцев> (см.: Исх 22:21–22; 23:9; Ис 10:1–2; Иер 22:3). Необходимо заметить, что ветхозаветный Закон обязует защищать от несправедливости не только своих родственников. Моисей подал человечеству пример настоящего правозащитного действия, когда вступился за иноплеменных незнакомых ему женщин, обиженных у колодца пастухами (Исх 2:16–17). Многие живые существа защищают своих детенышей, но только человек способен защищать других, исходя не только из родственных побуждений, но и из принципа правды, которую нужно отстаивать.

> Библейские пророки не только предсказывали будущее, но и резко обличали неправду существующего положения вещей: «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь… – Не носите больше даров тщетных... беззаконие – и празднование! …научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис 1:11–17); «…с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика…» (Иер 21:12). Здесь имеется в виду, конечно, справедливый суд. Угодный Богу пост не сводится к воздержанию от определенных видов пищи; он – в деятельном служении во имя справедливости: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу… раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом, когда увидишь нагого, одень его…» (Ис 58:6–7). Храмовое благочестие очень важно, и всё же оно оборачивается фальшью, если становится самодостаточным и не побуждает творить правду.

> Слово «правда» встречается более двухсот раз в Библии. Слово «справедливость» с производными – десятки раз. Таким образом, это важнейшие понятия Божественного Откровения. Нам не только благовествуется спасение в эсхатологической перспективе, не только предписывается необходимость личной праведности, но и вменяется ответственность за происходящее вокруг. Заповедь любви побуждает искать добра для всех окружающих нас людей, на всех уровнях. Благодать восполняет закон, но не отменяет его: мы живем в падшем мире, и далеко не все люди в христианскую эпоху стали святыми, живущими исключительно по благодати. Это означает, что призыва к доброделанию, следованию правде Божией, обличению всяческой неправды также никто не отменял. И праведников по-прежнему гонят. Сегодня, например, увольняют, а иногда и убивают честных журналистов. Но с «жаждущими правды» – Господь. Им обетовано Самим Христом: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:10). О том же учит апостол: «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны…» (1Пет 3:14). Сам Христос прямо говорил о том, что Его ненавидят за обличение неправды и зла этого мира (см.: Ин 7:7). Он открыто свидетельствовал о неправедных делах первосвященников (архиереев) и старейшин (пресвитеров). Наряду с обвинением в лжемессианстве Христу было предъявлено и политическое обвинение (см.: Ин 11:47–50). Более того, Сам Спаситель предсказал, что так же будут гнать и Его последователей (см.: Ин 15:20).

> Не слишком ли грустная открывается нам перспектива? Конечно нет! Ибо сказано: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6). Если мы верим в Христа, то должны верить и Его обетованиям. Конечно, дело не только в награде. Если мы любим Бога, должны любить и Истину во всех ее измерениях, должны следовать Истине. А социальное измерение Истины есть справедливость.

> Церковная история знает немало примеров стояния за правду. Так, Амвросий Медиоланский (†397) отлучил от церковного общения императора Феодосия, который жестоко (было убито около семи тысяч человек) подавил гражданские беспорядки в Фессалониках. Феодосий признал свой грех и покаялся. Такова внутренняя сила правды.

> Другой пример – из русской истории. Митрополит Филипп (†1569) выступал против кровавой опричнины Ивана IV, в Успенском соборе Кремля публично обличал царя за массовые убийства. За это он был сослан и убит в 1569 году по приказу Ивана IV. Правильно ли поступал Филипп? Разве он что-то изменил в ходе российской истории? Не напрасна ли была его смерть? Верующий человек твердо знает: его жертва не напрасна. Он с Богом. Без таких людей человечество потеряло бы нравственные ориентиры, перестало бы различать добро и зло. Бог часто действует не прямо, а через Своих праведников.

> Изгнанных за правду было немало в XX веке. В 20-е годы большевиками были высланы из России крупные религиозные философы, мыслители, историки Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, Г. В. Флоровский, С. Л. Франк и другие. Многие были изгнаны из жизни вообще, погибли в сталинских лагерях, такие как П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин. Тысячи христиан были расстреляны большевиками. Кто-то оказался во внутреннем изгнании в своей стране: А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин.

> В 1974 году из СССР был изгнан лауреат Нобелевской премии А. И. Солженицын, обличавший богоборческий политический режим своей страны.

> Имена многих людей, которые следовали истине и претерпевали за правду, затерялись в истории. Но у Бога все живы (см.: Лк 20:38). Поэтому не надо бояться мнимой безвестности.

> Наконец, очень важно заметить, что следование принципу справедливости, как и вся полнота нашей жизни, имеет, согласно Священному Писанию, религиозный смысл. В наше время узких специализаций проблема установления социальной справедливости как бы делегирована государственным учреждениям. Но государство – не Бог, это совокупность чиновников, которые могут очень ошибаться. Поэтому совестью нации государство быть не может. На эту роль больше подходит общественное сознание в целом, носителем которого является гражданское общество, включающее в себя и религиозные организации.

> Голос Церкви, народа Божия, верующих должен помогать людям различать добро и зло во всех сферах жизни, побуждать их не только к нравственной жизни, но и к заботе о справедливом устроении общества. В Библии нет прямых указаний относительно правового государства, прав человека, гражданского общества. Тогдашняя культура не знала таких реалий и соответствующих им понятий. Но на то нам и даны от Бога сердце и голова, чтобы вывести из духа Библии соответствующие нравственные императивы. Дальнейшее – за нашей верой и мужеством.


* Кроме вышеупомянутых были даны и богослужебно-ритуальные законы (в основном для ветхозаветной религии). Нравственные законы (самые основные) частично закреплены в юриспруденции.
Категория: Православие | Добавил: galinanavak (13.10.2012)
Просмотров: 393 | Теги: Веришь в Бога | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [80]
Строительство [308]
Косметология [6]
Красота и здоровье [53]
Медицина [44]
Наши верные друзья [6]
Любимые домашние животные
Работа [56]
Интернет [97]
Другое [157]
Православие [265]
Практические советы [89]
Поиск