> Социальный грех и вызванное им
социальное зло проявляются в несправедливом устройстве общественной жизни,
в неправедном порядке вещей (например, в грабительских законах),
в коррумпированности чиновничества, в массовых предубеждениях
(например, в ксенофобии) и т. п. Социальный грех связан
с извращением важнейшего для жизни общества понятия справедливости.
Справедливость – это правда в ее практическом выражении. Правда
и справедливость говорят о том, что должно быть, и должное могут
устанавливать сами люди. Для этого Господь учреждает земные суды
и побуждает нас противостоять таким образом злу. Авраам избран
для того, чтобы его потомство творило правду и суд (см.:
Быт 18:18–19). Иисус Христос позже не отменяет суд
как юридическое установление. Он отрицает лишь некоторые фарисейские
способы морального осуждения; показательно, что именно такие приемы законники
впоследствии использовали против Него Самого. Согласно классическому
определению св. Фомы (†1274), справедливость состоит в «постоянной
и твердой воле отдавать Богу и ближнему то, что им подобает».
Это означает не только буквальное понимание и выполнение
заповедей Божиих, но и понимание характера этих заповедей,
их направленности, осознание заповедей как принципов, которыми нужно
руководствоваться в поведении. > В тексте Ветхого Завета особенно
много заповедей, предписывающих следовать правде и поступать
по справедливости. Сам Господь именуется Богом правды (см.:
Ис 30:18). Именно Он утверждает справедливость (см.: Пс 98:4).
А пророк Малахия прямо называет Господа Солнцем правды (Мал 4:2).
Не стоит бояться одиночества, если правда на твоей стороне,
а точнее говоря, если ты на стороне правды: «Не следуй
за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая
по большинству от правды…» (Исх 23:2). Если мы за правду –
значит, мы с Богом. Об этом исключительно важно помнить судьям:
«Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело
правых» (Исх 23:8). Особое внимание в Ветхом Завете уделяется правам
социально незащищенных людей: сирот, вдов и <переселенцев> (см.:
Исх 22:21–22; 23:9; Ис 10:1–2; Иер 22:3). Необходимо заметить,
что ветхозаветный Закон обязует защищать от несправедливости
не только своих родственников. Моисей подал человечеству пример настоящего
правозащитного действия, когда вступился за иноплеменных незнакомых ему
женщин, обиженных у колодца пастухами (Исх 2:16–17). Многие живые
существа защищают своих детенышей, но только человек способен защищать
других, исходя не только из родственных побуждений, но
и из принципа правды, которую нужно отстаивать. > Библейские пророки не только
предсказывали будущее, но и резко обличали неправду существующего положения
вещей: «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь… –
Не носите больше даров тщетных... беззаконие – и празднование!
…научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту,
вступайтесь за вдову» (Ис 1:11–17); «…с раннего утра производите
суд и спасайте обижаемого от руки обидчика…» (Иер 21:12). Здесь
имеется в виду, конечно, справедливый суд. Угодный Богу пост
не сводится к воздержанию от определенных видов пищи; он –
в деятельном служении во имя справедливости: «Вот пост, который
Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных
отпусти на свободу… раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся
бедных введи в дом, когда увидишь нагого, одень его…» (Ис 58:6–7).
Храмовое благочестие очень важно, и всё же оно оборачивается
фальшью, если становится самодостаточным и не побуждает творить
правду. > Слово «правда»
встречается более двухсот раз в Библии. Слово «справедливость»
с производными – десятки раз. Таким образом, это важнейшие понятия
Божественного Откровения. Нам не только благовествуется спасение
в эсхатологической перспективе, не только предписывается
необходимость личной праведности, но и вменяется ответственность
за происходящее вокруг. Заповедь любви побуждает искать добра
для всех окружающих нас людей, на всех уровнях. Благодать восполняет
закон, но не отменяет его: мы живем в падшем мире, и далеко
не все люди в христианскую эпоху стали святыми, живущими
исключительно по благодати. Это означает, что призыва
к доброделанию, следованию правде Божией, обличению всяческой неправды
также никто не отменял. И праведников по-прежнему гонят. Сегодня,
например, увольняют, а иногда и убивают честных журналистов. Но
с «жаждущими правды» – Господь. Им обетовано Самим Христом: «Блаженны
изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:10).
О том же учит апостол: «Но если и страдаете за правду,
то вы блаженны…» (1Пет 3:14). Сам Христос прямо говорил о том, что
Его ненавидят за обличение неправды и зла этого мира (см.:
Ин 7:7). Он открыто свидетельствовал о неправедных делах
первосвященников (архиереев) и старейшин (пресвитеров). Наряду
с обвинением в лжемессианстве Христу было предъявлено
и политическое обвинение (см.: Ин 11:47–50). Более того,
Сам Спаситель предсказал, что так же будут гнать и Его
последователей (см.: Ин 15:20). > Не слишком ли грустная открывается
нам перспектива? Конечно нет! Ибо сказано: «Блаженны алчущие
и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6). Если
мы верим в Христа, то должны верить и Его обетованиям.
Конечно, дело не только в награде. Если мы любим Бога, должны
любить и Истину во всех ее измерениях, должны следовать Истине.
А социальное измерение Истины есть справедливость. > Церковная история знает немало примеров
стояния за правду. Так, Амвросий Медиоланский (†397) отлучил
от церковного общения императора Феодосия, который жестоко (было убито
около семи тысяч человек) подавил гражданские беспорядки в Фессалониках.
Феодосий признал свой грех и покаялся. Такова внутренняя сила правды.
> Другой пример – из русской
истории. Митрополит Филипп (†1569) выступал против кровавой опричнины Ивана IV,
в Успенском соборе Кремля публично обличал царя за массовые убийства.
За это он был сослан и убит в 1569 году по приказу Ивана
IV. Правильно ли поступал Филипп? Разве он что-то изменил в ходе
российской истории? Не напрасна ли была его смерть? Верующий человек
твердо знает: его жертва не напрасна. Он с Богом. Без таких
людей человечество потеряло бы нравственные ориентиры, перестало бы различать
добро и зло. Бог часто действует не прямо, а через Своих
праведников. > Изгнанных
за правду было немало в XX веке. В 20-е годы большевиками
были высланы из России крупные религиозные философы, мыслители, историки
Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, Г. В. Флоровский, С. Л. Франк
и другие. Многие были изгнаны из жизни вообще, погибли
в сталинских лагерях, такие как П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин. Тысячи
христиан были расстреляны большевиками. Кто-то оказался во внутреннем
изгнании в своей стране: А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин. > В 1974 году из СССР
был изгнан лауреат Нобелевской премии А. И. Солженицын, обличавший
богоборческий политический режим своей страны. > Имена многих людей, которые следовали
истине и претерпевали за правду, затерялись в истории. Но
у Бога все живы (см.: Лк 20:38). Поэтому не надо бояться
мнимой безвестности. > Наконец,
очень важно заметить, что следование принципу справедливости, как
и вся полнота нашей жизни, имеет, согласно Священному Писанию, религиозный
смысл. В наше время узких специализаций проблема установления социальной
справедливости как бы делегирована государственным учреждениям.
Но государство – не Бог, это совокупность чиновников, которые
могут очень ошибаться. Поэтому совестью нации государство быть не может.
На эту роль больше подходит общественное сознание в целом, носителем
которого является гражданское общество, включающее в себя
и религиозные организации. > Голос Церкви, народа Божия, верующих
должен помогать людям различать добро и зло во всех сферах жизни,
побуждать их не только к нравственной жизни, но и к заботе
о справедливом устроении общества. В Библии нет прямых указаний
относительно правового государства, прав человека, гражданского общества.
Тогдашняя культура не знала таких реалий и соответствующих им
понятий. Но на то нам и даны от Бога сердце и голова, чтобы
вывести из духа Библии соответствующие нравственные императивы. Дальнейшее
– за нашей верой и мужеством.
* Кроме вышеупомянутых были
даны и богослужебно-ритуальные законы (в основном
для ветхозаветной религии). Нравственные законы (самые основные) частично
закреплены в юриспруденции. |