> Христиане постоянно слышат, говорят и думают
о смирении и его прославляют. Однако за порогом храма
оно – подобно рыбе, вытащенной из воды, – теряет свою
ценность, если не превращается в недостаток. В самом деле, какое
место смирение должно занимать на собеседовании, в офисе,
на улице, в магазине, дома? Тут оно часто кажется вовсе
не достоинством, а пороком. > Тем не менее, это куда больше чем просто
"полезное качество" – без смирения не может быть
ни достойной жизни, ни самой любви. Так что к браку
оно имеет самое прямое отношение. Я постараюсь это объяснить
на смиренном языке психологии (как бы оставив в стороне
богатство христианской традиции, для которой этот предмет был крайне важен
практически во все века ее истории). > Впрочем,
и с психологией тут дело обстоит сложно: смирение не входит
в обычный набор ее ценностей (тесно связанных с ценностями
культуры), и потому психология мало занималась этим вопросом. Хуже того:
многие психологи рассматривают смирение как отрицательное качество,
равносильное "низкой самооценке". Тут существует великая
путаница, и немного ясности нам не помешает. > Реализм смирения > С чем ассоциируется
"смирение" у многих современных людей? Часто это слово
несет негативные коннотации: это слабость, низкое самоуважение, склонность
стыдиться, приниженность, неспособность постоять за себя, человек-тряпка,
мазохизм, проявление невроза. Но это просто карикатура на смирение
и полная неправда. > Прежде всего, смирение – это
не заниженная самооценка, но трезвая и объективная оценка себя,
то есть просто реализм в отношении к себе. Другими словами,
смиренный человек, хорошо умеющий чинить обувь или хорошо знающий
английский, не станет ни думать, ни говорить: "Я чиню
обувь (говорю по-английски) хуже всех". Скорее он трезво оценивает
свои силы. В конце концов, если человек двухметрового роста будет уверять,
что он ниже всех – стоит ли это называть
смирением? > Но он
хорошо знает и свои слабости тоже. А у любого человека
(христиане это понимают лучше) радикальных недостатков и просто
эгоизма слишком много. Это ужасная картина, которая вызывает боль
и страх. Гордость защищается от этой боли с помощью самообмана,
и тогда создается порочный круг: гордый скрывает от себя
и других свои недостатки, не вынося их на свет, а это
закрепляет недостатки и делает его самооценку всё менее
реалистичной. Хуже того: для поддержания ложной картины
он обязательно будет унижать других людей. Это системная ошибка,
причем свойственная (о чём также лучше знают христиане) практически всем
людям. > Смелость,
которая позволяет человеку встретиться со своей собственной сломленностью,
и называется смирением. Смирение – коррекция системной ошибки
гордости. Так, скажем, практика Анонимных алкоголиков показывает,
что вырваться из тюрьмы алкоголизма можно только с помощью
смирения. Всё начинается с того, что человек признаёт:
я не в состоянии справиться с проблемой. Без этого шага
он обречен. Так что смирение практично и жизненно
важно – и отнюдь не только в случае
алкоголизма. > Реалистичное отношение к себе многое меняет.
Толерантность к дискомфорту "раненого самолюбия" позволяет
смиренному легче жить с несовершенством – как своим, так
и других. Ему не нужно лгать (себе или другим), чтобы показать
себя лучше. И потому он готов "выставить себя
на свет": подвергнуть себя критическому исследованию
или "суду" других, принимать обратную связь от окружающих
и даже слушать их советы. Это значит, что ему легче меняться. И
поскольку он свободен от навязчивой заботы о своей значимости,
ему проще не гоняться за идеалами и достижениями, но быть
самим собой. > Свобода от собственного Я > Существует еще одно
распространенное недоразумение: под смирением часто понимают скромность.
А это разные вещи. Действительно, скромность, то есть стремление
не привлекать к себе внимания, может выражать смирение, но
не обязательно. За скромностью могут стоять совершенно иные мотивы:
например, тревога или желание убежать
от ответственности. > Смиренный человек не выйдет, скажем, выступать
на сцену, когда знает, что кто-то выступит лучше него; застенчивый
не выйдет на сцену просто потому, что боится. Во втором
случае за такой боязнью часто кроется страх неудачи, и тогда
скромность будет проявлением гордости, которая стремится сохранить образ
совершенного Я. Человек, который с эгоцентризмом скромности постоянно
говорит: "Я недостоин, я ни на что
не гожусь", – может этим привлекать к себе внимание
и сочувствие, а также отказываться от ответственности.
В отличие от него, смиренный человек, когда он видит,
что больше на сцене выступить некому, взойдет на нее
с легкостью, не боясь внимания людей и не слишком
беспокоясь о неудаче. Смиренный и не боится сцены,
и не стремится стоять на сцене как можно дольше
по одной и той же причине: он способен видеть себя
в рамках большой картины, где его собственное Я не является
грандиозным центром мироздания, вокруг которого вращается
всё остальное. > Такая способность смотреть на себя
в перспективе рождает трезвую самооценку, о чём уже говорилось
выше, но это не всё. Человек, свободный от болезненной заботы
о своем Я, просто лучше видит окружающий мир. Он открыт к новым
идеям и мнениям, он лучше замечает красоту и ценность всех явлений
и людей и чаще испытывает благодарность. Это проявляется
в любых взаимоотношениях, которые он устанавливает.
Ему неинтересно повелевать другими, у него нет навязчивой
потребности доказывать свою значимость или свою правоту. Тогда
он занимает в межличностном мире ровно столько места, сколько ему
действительно нужно, оставляя много свободного пространства
другому. > Собственно, любить и означает поставить
в центр жизни, помимо себя, кого-то еще. Потому без смирения любви
просто не может быть по определению и потому в браке
невозможно обойтись без смирения. Так что нас не должны удивить
результаты одного исследования 70-ти пар: чем выше человек оценивает
смирение своего супруга или супруги, тем больше он доволен своим
браком. > Тихая сила брака > Само вступление
в брак – шаг смирения. "Ты мне нужна, –
говорит муж жене, – я не самодостаточен".
Это согласие на добровольную зависимость от другого
и признание своей неполноты. И затем тихая и неприметная
сила смирения работает на отношения. В свою очередь, хороший брак
помогает этой силе расти. Брак – это как один долгий урок
смирения. Где еще можно так прямо и зримо столкнуться
с собственным эгоизмом и увидеть свою трагическую неспособность
любить? И в браке от таких болезненных столкновений никуда
не убежишь и о них не забудешь: другой человек, вольно
или невольно, напоминает тебе о них постоянно. > Гордость вынуждает человека
отстаивать свою значимость и доказывать свое совершенство, а супруги
мастерски замечают недостатки друг друга. Так возникает борьба
обвинений – чтобы мне не было больно от моего
несовершенства, я обвиняю другого. Но это тупик для отношений.
> Если же
человек реалистично принимает себя, он знает свои ошибки
и недостатки, готов их признать и снисходительнее относится
к недостаткам другого. Это упраздняет многие бесплодные сражения
супругов, позволяет решать конфликты, мириться и плодотворно сотрудничать.
Кроме того, смиренный способен ценить и уважать, да и просто замечать
другого. И наконец, ему легче прощать. Так, даже после глубокого
краха отношений (скажем, после измены) восстановление разрушенного может
начаться только со смирения с обеих сторон. > Откуда берется смирение? > Откуда же его взять?
Вот что на эту тему писал Льюис: "Если кто-то желает стать
смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость. Этот
шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя
предпринять, пока он не сделан". Тут есть удивительный парадокс:
чтобы научиться смирению, нужно им обладать с самого начала.
Если же я сознательно стремлюсь забыть о себе, я всё равно
вожусь со своим пресловутым Я – это как тщетная попытка
не думать о белом бычке. Правильнее было бы стремиться к тому,
чтобы больше думать о другом, а не меньше думать о себе. Но
и такая задача невыполнима: чтобы стать смиреннее, надо любить,
а чтобы любить, надо обладать смирением. > Понимая, что своими усилиями
ни на волосок не станешь смиреннее, всё равно можно
(и нужно!) делать поступки – просто поступки, –
которые выражают смирение (что бы я ни чувствовал): охотно
служить другому, показывать ему, что он для меня ценен, принимая
его критику и советы, просить прощения за свои ошибки
или даже щедро относиться к нему, когда он очевидно
не прав. Но само по себе это вряд ли делает человека
смиреннее. > Как
мы видели, за гордостью стоит страх болезненной встречи
с собственной неприглядностью. Я не уверен в том, что этот
страх можно устранить психологическими техниками "повышения
самооценки". Этот страх преодолевается через опыт (и детский,
и взрослый) любви: когда меня любят "ни за что",
я могу отказаться от обороны своего Я. Но этот факт невозможно
превратить в "полезный совет", в технику обучения смирению.
Это качество не дружит с техниками, и даже само выражение
"достичь смирения" содержит в себе внутренне противоречие.
> Так что
это путь всей жизни – причем путь против течения культуры успеха
и совершенства. Это, разумеется, путь христианской жизни,
но одновременно – просто единственно возможный путь
к человеческим (в подлинном смысле этого слова) взаимоотношениям.
И сам этот путь также обязательно пролегает через взаимоотношения
с другими: умереть для своего Я можно только
в отношениях – с людьми или с Другим с большой
буквы – с Тем, Кто Сам "кроток и смирен
сердцем". |