> Ветхозаветные
корни > Некоторые темы
и мотивы новозаветной христианской эсхатологии укоренены в Ветхом
Завете. Мир, окружавший древний Израиль, за редкими исключениями,
не знал эсхатологии в строгом смысле слова. Эсхатология Ветхого
Завета сформировалась в самом Израиле с его представлением
о Боге и его пониманием истории. Можно сказать, что на основании
безысходности опыта настоящего появилась вера в спасение, надежда
на грядущую полноту бытия. Иными словами, к эсхатологии вело развитие
ветхозаветных надежд на будущее. В этом развитии появляются такие
эсхатологические темы как понятия о Суде и Спасении,
о Дне Господнем и о спасаемом остатке, о новом Исходе,
новом даровании земли, Царствии Божием, новом небе, новой земле и, наконец,
о Воскресении. Основное убеждения ветхозаветной эсхатологии можно описать
следующим образом: целью путей Божиих является установление Его полного
и окончательного Царствия. > Существенны для развития иудейской
и христианской эсхатологии был библейский монотеизм, понимание Бога
как Творца. Если Бог — трансцендентный источник всего, Он может также
быть источником новых возможностей для Его творения в будущем.
Творение не ограничено своими имманентными возможностями.
Оно открыто для возможностей Бога Творца. Так становится
возможной и надежда на спасение и на воскресение. Надежда
на воскресение в Священном Писании не основывалась
на врожденных свойствах человеческой природы. Нет, сам по себе
человек (как и весь мир) преходящий, смертный. Эта надежда была
в принципе формой веры в Бога Творца. Это Он, Кто дарует
жизнь, завершающуюся смертью, может даровать и жизнь мертвым. Более того,
Он может дать новую жизнь, которая избавлена от рабства греха
и от угрозы смерти. Смертная жизнь, отторгнутая от своего
источника, кончается смертью. Бог может дать новую жизнь, которая
так соединена с Его вечной жизнью, что становится причастной
Его вечности. > Ветхозаветная
эсхатологическая надежда касалась не только воскресения индивидуума.
Это была надежда на будущее обновление всего творения Божия. «Вот,
Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут
воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис 65,17). Эхом
из пророчеств Исаии звучат слова книги Откровения: «И увидел я
новое небо и новую землю; ибо первое небо и первая земля
миновали» (Откр 21,1). Первое творение ex nihilo по природе снова
погружается в ничто. Требуется творческое действие Бога, чтобы придать
тому же творению совершенно новую форму существования. Эта новая форма
бытия будет за пределами зла и разрушения, пронизана славой Бога
и причастна Его вечности. > Эсхатология в Новом Завете > Эсхатология в известном смысле —
основное содержание книг Нового Завета. Можно сказать, что говорить
об эсхатологии — то же, что говорить о новозаветном
богословии вообще. Никакой систематически изложенной стабильной эсхатологии
Новый завет не знает. Эсхатологические представления изменяются
с изменением исторической ситуации. В текстах Нового Завета
сосуществуют самые разные эсхатологические категории и представления:
эсхатология будущего и настоящего, эсхатология временная (темпоральная)
и пространственная, ожидание близкого конца и различные попытки
объяснить тот факт, что конец не наступает. Здесь
мы вкратце рассмотрим лишь некоторые проблематичные аспекты
эсхатологии. > Синоптические
Евангелия > Когда Иисус Христос
начал Свою публичную проповедь, в Израиле давно существовала
эсхатологическая традиция ожидания Мессии и восстановления народа Божия.
Но в Своём Евангелии Царствия Божия Иисус Христос смещает
эту традицию ожидания будущего Мессии в настоящее. Уже ныне Бог
в Нём находит и принимает тех заблудших и потерянных, среди
которых протекает Его жизнь и деятельность (Лк 15). «Пришел
Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек,
который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
И оправдана премудрость чадами ее» (Мф 11,19). В присутствии
Иисуса Христа становится актуальным то действие Бога, которое ожидалось
от будущего, то есть присутствие Царствия Божия. «Горе тебе,
Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены
были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище
и пепле, покаялись» (Лк 10,13); «Если же Я перстом Божиим
изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие»
(Лк 11,20). > Но при этом Иисус Христос
в Своей проповеди не исключает и апокалиптические ожидания,
особенно в тех случаях, когда Он говорит Себе как о Сыне
Человеческом. «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред
человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими»
(Лк 12,8). Иногда Он возвещает очень близкий конец: «И сказал
им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые
не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее
в силе» (Мк 9,1). «Истинно говорю вам: не прейдет
род сей, как всё это будет» (Мк 13,30). «Когда же будут
гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам:
не успеете обойти городов Израилевых, как приидет
Сын Человеческий» (Мф 10,23). Это ожидание близкого конца
покоится, прежде всего, на Его абсолютной уверенности наступления Царствия
Божия. «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода
виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии
Божием» (Мк 14,25). > Итак, с одной стороны, Царствие
уже присутствует в присутствии Самого Иисуса Христа. С другой
стороны, оно ожидается в будущем, близком или не очень.
Эти две точки зрения совмещаются в контрасте между величием
и полнотой грядущего Царствия и его маленьким, почти неприметным
началом в настоящем. «И сказал: Царствие Божие подобно тому,
как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает
ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное
зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому
что настала жатва. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою
притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется
в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно,
всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие
ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные»
(Мк 4,26-32). > Это постоянное перенесение
эсхатологии из будущего в настоящее и наоборот было постоянной
проблемой для новозаветного богословия и породило ряд крайностей
в экзегетике. Но остаётся впечатление, что Сам Иисус Христос именно
таким образом призывает Своих учеников и слушателей к полной
и решительной самоотдаче Царствию Божию. «Еще подобно Царство
Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил,
и от радости о нём идет и продает всё, что имеет,
и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему
хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел
и продал всё, что имел, и купил ее»
(Мф 13,44-46). > Диалектика
реализованной и футуристической эсхатологии в синоптических
Евангелиях разрешается положительно. Ведь эти Евангелия — не просто
биографии Иисуса Христа, но и богословские сочинения, отражающие ситуации
тех церквей, в которых эти Евангелия появились. Во второй
половине I века христиане были озабочены задержкой парусии.
Эта задержка в Евангелиях получает положительную оценку. Церковь
получает историческое время для исполнения её главной миссии —
провозглашения Евангелия. «И во всех народах прежде должно быть
проповедано Евангелие» (Мк 13,10). «И приблизившись Иисус
сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак
идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына
и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я
с вами во все дни до скончания века» (Мф 28,18-20).
Центр тяжести из эсхатологии несколько смещается в историю, особенно
в Евангелии от Луки и в Книге Деяний. История со всеми
своими «скорбями» здесь получает предэсхатологический характер. «Прежде же
всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая
в синагоги и в темницы, и поведут пред царей
и правителей за имя Мое» (Лк 21,12). Настоящее становится
временем терпения и испытания («терпением вашим спасайте души ваши»
Лк 21,19), неким особым периодом истории спасения («Закон
и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие
благовествуется, и всякий усилием входит в него» Лк 16,16),
временем Церкви с неопределенным концом («Он же сказал им:
не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил
в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас
Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме
и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»
Деян 1,7-8). Имеет место также индивидуальная эсхатология, которая наступает
со смертью. «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же
будешь со Мною в раю» (Лк 23,43); «Стефан же, будучи
исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса,
стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые
и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян
7,55-56). |