> Можно было бы написать целый
политический роман, который
основывался бы на том, как различные люди относятся к идее
«царствования» человека над миром. Вспомните рассказ о двух античных
философах:
один из них, выйдя утром из дома и посмотрев на мир, начал хохотать,
а другой в такой же ситуации зарыдал. Подобным образом всех
людей можно отнести к одной из двух групп по тому, как они относятся
к идее управления человека миром. > Одни из нас вздохнут с облегчением: «Наконец кто-то за всё отвечает! У нас будет
защита от беспорядка». Другие же будут стонать: «Это тирания! Мы не хотим, чтобы кто-то господствовал над нами! Мы хотим
свободы!» Все великие теории, касающиеся общества и политики, колеблются между этими двумя реакциями, и часто за такими теориями
стоит определенный опыт людей. Опыт жизни среди беспорядков
(скажем, опыт иракцев в первые годы вслед за свержением режима Саддама
Хусейна)
или опыт жизни под гнетом тирании (скажем, опыт жителей Албании
или Болгарии в коммунистическую эпоху) порождает у людей стремление
сделать всё возможное, чтобы подобное не повторилось. > В наши
дни особенно популярна
негативная реакция («Нет, спасибо, мы не хотим, чтобы люди управляли
положением вещей – они только усилят беспорядок»). Многие люди
утверждают, что
наш мир загрязнен и опустошен, наши моря оскудели рыбой, а с небес
падают кислотные дожди именно по той причине, что люди
послушно исполняли повеление Книги Бытия. Призыв «обладать землей»
для многих служил оправданием их жадности, которая не оставляла места
для заботы о природе и разрушала наш мир. > Но о чём говорит
Книга Бытия?
О каком «владычестве» там идет речь? Рассказы о сотворении мира,
вошедшие в две первые главы Бытия, самые глубокие и самые богатые
истории
изо всех, когда-либо записанных, отнюдь не предполагают, что человек
должен стать тираном творения. Попробуйте стать тираном в вашем саду
и заставить его делать то, что вы хотите, независимо от условий почвы –
и вы, скорее всего, превратите его в пустыню.
А Книга Бытия говорит именно о саде, который приносит плоды и где можно
увидеть восхитительные пейзажи, и Бог повелел людям ухаживать
за этим садом, чтобы он приносил плоды, а также (пока люди находились
в этом саду) давать имена животным. У нас нет никаких
оснований, читая Книгу Бытия, думать о том, что под «владычеством»
подразумевается что-либо иное, кроме доброжелательной заботы. Люди
поставлены
заботиться о процветании сада и произносить слова, которые вносят
членораздельный порядок в удивительное многообразие Божьего творения. > Похоже, творение не было застывшей и неподвижной картиной. Оно было задумано
как проект, который создан для осуществления какого-то замысла. Творец задумал некое будущее для мира, а человек –
это странное творение, полное тайны и славы,– был тем средством, с помощью которого Автор намеревался осуществить свой замысел.
Сад
и все живые существа, растения и животные, обитающие в нём, должны были
стать такими, какими они были задуманы, с помощью носителя
образа Божьего, живущего среди них. > Этот сад должен был
распространяться, чтобы в него вошло
всё прочее, что было сотворено, а человек, особое тварное существо,
должен был нести ответственность за осуществление этого замысла. Таким
образом, человек был как бы посредником: он являл Бога миру
и одновременно являл мир Богу. Именно на этом основано призвание
человека.
И это же, как о том говорит Новый Завет, составляет цель наших
стремлений – саму цель человеческого существования. Если говорить языком
Аристотеля, это тот telos, на который направлены наши усилия,
хотя эта цель сильно отличается от того, что имел в виду философ.
В христианском представлении добродетель есть путь, ведущий к этой цели.
И как сама цель отличается от цели Аристотеля, так отличается
и путь – хотя общее представление о том, что мы можем понять путь только
в свете цели, остается прежним. > Мы живем под тенью главы 3
Книги Бытия, где говорится о бунте человека против Бога
и Его замысла, и потому часто проходим мимо слов об этом поразительном
призвании, потому что смотрим лишь на то, что случилось, когда
человек начал злоупотреблять вверенной ему властью. Это нам слишком
знакомо: запугивание и преследование, тирания, которая уродует
человеческую
жизнь, жизнь животных, жизнь всего мира, будь то частная тирания
за закрытой дверью дома или общественная тирания международной политики
и бизнеса (кого волнует процветание экологической системы, когда нужно
делать деньги или победить противника в войне?) Мы также видим,
что сегодня человек зачастую презирает Бога того сада, Бога, который
создал человека по своему образу. Но та история, о которой постоянно
вспоминали первые христиане, история, описанная в первых двух главах
Бытия, говорит о том, что это не входило в изначальный
замысел. > Бог поместил человека в сад, чтобы тот отражал Божий образ недавно созданному
миру – зримое и реальное присутствие человека должно было воплощать в себе заботу Бога о саде и животных. И чтобы выполнить
эту задачу, человек должен был сохранять постоянный контакт с Богом. > Человек
злоупотребил
доверенной ему властью, но при этом власть не утратила своего
предназначения. Невыполненное призвание остается призванием. Вот почему
другой ветхозаветный отрывок, на который первые христиане в своих
текстах неоднократно ссылаются, снова говорит об этом
призвании: YHWH, Боже наш! По всей земле славится
имя Твое! ... Вижу небо, творение рук Твоих, и луну, и звезды — созданья Твои... что такое человек? — а Ты
помнишь о нём! Что любой из людей? — а Ты печешься о нём! Ты сделал так, что немногим он ниже божеств, Ты величьем и славой его увенчал, дал власть над твореньями рук Твоих — всех поверг Ты к его стопам:
и овец, и коз, и быков, и даже диких зверей, и птиц небесных, и рыб морских, что плывут в глубинах
морей... YHWH, Боже наш! По всей земле славится имя Твое!
> Несомненно,
здесь мы слышим о величии задачи человека, о которой говорит глава 1
Книги Бытия,
и эти слова вспоминали первые христиане, размышляя о призвании людей,
на которое Евангелие Иисуса пролило новый свет. Такова цель подлинно
человеческой жизни. Забудем о «счастье», мы призваны воссесть на тронах. Как к этому можно себя подготовить? С помощью
добродетели в ее христианском понимании. > Мудрое правление
человека Божьим миром – это
фактически входит в «образ Божий», по которому мы созданы, и об этом нам
еще предстоит поговорить позднее. По сути, слово
«образ» не указывает на какие-то аспекты человеческой природы
или характера, которые бы особым образом походили на свойства Бога. Как
это показали многие авторы, оно скорее указывает на один обычай
прошлого. Многие древние властители ставили свои статуи в отдаленных
городах,
где жили их подданные, чтобы напомнить людям, кто ими правит. Подобным
образом и Бог поместил свое собственное изображение, человека,
в свой мир, чтобы этот мир мог увидеть, кто им владеет. И не только увидеть, но и почувствовать.
Поскольку этот
Бог есть Бог щедрой, творящей, преизбыточной любви, Он делится своей
властью, чтобы управлять миром, и хочет действовать через носителей
Его образа, которых Он приглашает к радостному и свободному участию
в осуществлении Его замысла. Да, многие вещи стали бы проще,
если бы Бог решил действовать самостоятельно и без посредников. Но это
не соответствовало бы Его характеру. А характер прямо
связан с добродетелью; люди делают вывод: «Да, он такой человек» –
на основе того, каким человек стал благодаря поведению, ставшему
привычкой. Если
такое привычное поведение, такое повседневные решения были окрашены
мудростью, это можно назвать добродетелью. Иудейские и христианские
авторы единодушно
говорили о том, что эта мудрость человека отражает мудрость самого
Творца.
* Приводим в переводе М.Г.Селезнева (ГРРУ,
1999) – Прим. ред. рассылки. ** Приводим по "Библия.
Современный русский перевод" (РБО, 2011), заменяя, вслед за Т. Н. Райтом "Господь" на "YHWH" – Прим.
ред. рассылки. |