> Торг с Богом> Авраам —
человек, славный прежде всего своей верой. Ангелы гостили в его шатре,
Сам Бог
разговаривал с ним в видениях. Господь манил Авраама чудесными
обещаниями, одно из которых особенно запало в душу библейского героя:
Бог пообещал, что Авраам станет родоначальником великого народа. Аврааму
было семьдесят пять лет, когда он услышал это обещание впервые.
В последующие годы Господь несколько раз подтверждал Свои слова
и напоминал Аврааму о потомстве, многочисленном, как морской песок
и как звезды в небе. > Между тем жизнь шла своим чередом, а Авраам, достигший весьма преклонного
возраста — пора бы правнуков на коленях качать, — всё еще оставался бездетным. Он знал, что на обзаведение потомством
у него осталось совсем немного времени. В одно из Божьих посещений Авраам намекнул, что готов уже произвести наследника —
он возьмет служанку в наложницы. В восемьдесят семь лет он так и сделал, последовав совету своей бесплодной жены Сарры. > У служанки
родился мальчик, Измаил. В отроческом возрасте Измаила, ставшего
жертвой ревности Сарры, вместе
с матерью изгнали в пустыню. Но Господь настойчиво повторял Аврааму, что
у него будет потомство, причем именно от Сарры. На этот
раз Авраам в ответ Господу лишь рассмеялся. Его слова, обращенные
к самому себе, полны сарказма: «<Рождаются ли дети у столетнего
старца? Сарре ли рожать, в девяносто лет?>» (Быт 17:17***). Горько усмехнулась и Сарра: «<Прошло
мое время, утехи кончились, да и господин мой стар>» (Быт 18:12***). > Наверное, Божий ответ стал для Авраама одновременно и хорошей, и плохой новостью. Да, Авраам будет
отцом — но лишь после того, как выполнит некую хирургическую операцию на органе, необходимом для продолжения рода. Так Авраам
стал не только отцом Исаака, но и отцом всех обрезанных. > На фоне этих событий
и волнений — Авраам то поднимался, то падал перед Господом: звучит замечательная молитва — развернутый диалог между Богом
и Авраамом. «<Не стану Я таить от Авраама Своих замыслов>» (Быт 18:17***) —
говорит
Господь, как бы давая понять, что хорошие партнеры при принятии важных
решений должны советоваться друг с другом. И Бог открывает Аврааму
Свой план, предусматривающий разрушение Содома и Гоморры — городов,
известных своей развращенностью, тлетворно влиявших на живших там
родственников Авраама. > Авраам понимает свою роль — роль Божьего соработника —
и не скрывает возмущения: «<Быть не может! Не сделаешь Ты такого! Не погубишь Ты праведников вместе со злодеями,
не постигнет одна участь и злодея и праведника! Быть такого не может! Судия всей земли — разве может судить неправедно?>»
(Быт 18:25***). > Тут между Авраамом и Богом происходит
настоящий торг, словно на ближневосточном базаре: > — Не может быть, чтобы Ты поступил так,
чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия
всей земли поступит ли неправосудно? > — Будь по-твоему, если найду пятьдесят праведников, пощажу весь
город. > Авраам вдруг вспомнил, с Кем он торгуется: > Ты даешь больше, чем мне нужно> Дженни > Мой отец
пил, пьет и, видимо, будет пить. Большую часть моего детства мама была
в депрессии, и я росла
с мучительным чувством душевной пустоты. Мне хотелось, чтобы кто-то
защищал меня, нянчился со мной, заботился обо мне. Мне хотелось,
чтобы меня любили, но дома на это надежды не было. Поэтому я шла в церковь, надеясь найти там то, чего мне так
не хватало. Отец водил нас в церковь. Это было единственное время, когда я видела его трезвым. И вскоре я поняла, что
в церкви я встречаюсь не только с протрезвевшим отцом, но с чем-то большим. > Однажды, когда
субботним вечером я стояла во дворе храма и смотрела вверх, на крест, в моей голове вспыхнула мысль: «Ведь если Христос умер
за меня, то значит, Он меня очень любит». Мне тогда было десять лет, и моя жизнь начала меняться, потому что я нашла Бога,
а Он нашел меня. > Сейчас мне трудно смириться с тем, что я не замужем. Это мне совсем
не нравится. Мне неловко говорить о своем одиночестве, особенно с людьми воцерковленными — ведь церковь всегда поддерживает
семью и брак. Мне кажется, что люди думают: «Наверное, с ней что-то не так. Может быть, она слишком легкомысленная? Или слишком
разборчивая? Или боится взять на себя ответственность? Вот бедняжка!» > Христианский композитор, поэт
и исполнитель КрисТомлин поет в песне, звучащей, словно молитва: > О Христос, мне довольно Тебя вполне! > Ты мне всё даешь, > Ты мне всё несешь, > Ты даруешь больше, чем нужно
мне!
> Слова песни соответствуют Писанию, которое обещает, что во Христе мы имеем всё, что
нам нужно: «<Мой Бог, по Своему богатству, щедро восполнит все ваши нужды через Христа Иисуса>» (Флп 4:19). Мы с Богом всё время спорим об этих словах из Писания.
В конце концов, если у меня нет мужа, с кем же еще мне спорить? > Эти противостояния
происходят
примерно так: «Господи, если Ты — это всё, что мне нужно, почему Ты
не поможешь мне решить проблему одиночества?» Бог
не отвечает, и спор продолжается: «Хорошо, если Ты действительно даешь
всё, что мне нужно, почему сегодня мне еще труднее переносить
одиночество, чем год назад? Почему становиться тяжелее, а не легче?»
Но Он по-прежнему не отвечает, и противостояние
не кончается. > Да, на самом деле бывают дни, когда Одного лишь
незримого Бога мне недостаточно. И это
больно. Тяжело каждый день приходить в пустой дом. Но значительную часть
времени мне хватает Бога. Особенно когда я вполне ощущаю себя членом
Божьей семьи, ощущаю сопричастность к Телу Христову — тогда пустота
в душе заполняется. Но мы всё-таки продолжаем спорить —
Бог и я. |
> — <Я прах и пыль, но всё же осмелюсь сказать Владыке
моему>...*** — но <всё-таки> он уговаривает Бога снизить количество праведников,
требующихся для спасения города, до сорока пяти. > — Сорок пять? Без проблем! > — Да не прогневается Владыка... вот, я решился говорить Владыке... — Авраам кланяется,
расшаркивается, но продолжает гнуть свою линию. Сорок? Тридцать? Двадцать? Десять? Каждый раз Бог уступает без споров, и в конце
концов соглашается: «<Пощажу ради десяти>»*** (Быт 18:25-32). > И хотя
в Содоме не нашлось даже десяти праведников, Авраам добился того, чего
хотел: жизни Лота
и его дочерей были спасены. Читатель остается в смущении: а что если бы
Авраам продолжил торг и попросил пощадить весь город ради
одного праведника — ради племянника Лота? И почему Господь так легко
соглашался с Авраамом? Может быть, Он и Сам хотел явить
милость, и просто искал заступника, который осмелился бы просить Его
о милосердии? > Вот что понял
Авраам: когда мы взываем к Божьему милосердию и состраданию, страшный карающий Бог исчезает, и появляется Господь, который
«<терпелив и милостив, терпит провинности и грехи>» (Чис 14:18*). Бог милосерднее,
чем мы можем себе представить, и Он хочет, чтобы мы взывали к Его милосердию.
> Спор с Господом> Из времен
Авраама перенесемся на пятьсот лет вперед — в ту эпоху, когда
на библейской
сцене появился другой великий спорщик. Бог, Который «вспомнил Свой завет
с Авраамом» (Исх 2:24), нашел человека, подходящего для выполнения
важнейшего поручения. Моисей половину жизни провел во дворце правителя
великой империи, где учился искусству управлять людьми. Вторую половину
жизни
он, спасаясь от преследования, жил в пустыне и там приобрел навыки
выживания в экстремальных условиях. Кто успешнее Моисея сумел бы
вывести освобожденных от рабства соплеменников в землю обетованную? Ведь
путь лежал через дикие бесплодные места... > Чтобы у Моисея
не осталось сомнений, Бог явил Себя сверхъестественным образом:
Он заговорил
из неопалимой купины — куста, который горел, не сгорая. Моисей, боясь
воззреть на Бога, закрыл лицо. А Господь возвестил, какую
задачу хочет возложить на Моисея: «<Жалобы сынов Израилевых дошли
до Меня: Я увидел, как угнетают их египтяне. Поэтому Я посылаю
тебя к фараону: уведи Мой народ, сынов Израилевых, из Египта!>»
(Исх 3:9,10&). > В отличие от Авраама, Моисей сразу же начал спорить. Сначала
он проявил ложную скромность: «<Кто я такой, чтобы пойти к фараону и увести сынов Израилевых из Египта?>» (Исх 3:11&). Этот довод не прошел, он выдвинул другие: «Я не знаю Твоего Имени... А если сыны
Израилевы не поверят мне?.. <Я не красноречив&
и косноязычен>...»
(Исх 3:13; 4:1,10). Бог последовательно отвечает на каждый аргумент
Моисея. Чтобы окончательно убедить Своего избранника, сопровождает
ответы
чудесами. Но Моисей продолжает умолять: «<О Владыка мой! Пошли
кого-нибудь другого — кого хочешь!>» (Исх 4:13&).
Тут терпение у Бога лопается, возгорается Божий гнев. Но и в гневе
Господь идет на компромисс:
Он разделил поручение между Моисеем и его братом Аароном. Таким образом,
знаменитый исход евреев из Египта состоялся лишь после продолжительного
торга. > Талант переговорщика и некоторое нахальство
еще пригодятся Моисею, когда Бог действительно
устанет терпеть Свой непокорный народ. Богу было на что гневаться.
Израильтяне стали свидетелями десяти казней египетских. Они освободились
из рабства: не только остались невредимыми, но и унесли; с собой трофеи.
Они видели, как их преследователей поглотили воды
Чермного моря. Днем им указывало путь облако, а ночью — огненный столп.
Они чудесным образом получали воду и еду от Бога.
И вот сыны Израилевы то ли испугались, то ли затосковали, то ли
сделались «упрямыми» (Исх 32:9&; 33:3,5; 34:9) и вдруг отвернулись о Господа, чтобы поклониться золотому тельцу. А идола сделал любимый брат
и сподвижник Моисея, тот самый Аарон, которого Бог дал Моисею в помощь! > Чаша Божьего
терпения переполнилась: «<Не удерживай Меня — Я уничтожу их, сотру имя их под небесами. А от тебя Я произведу народ, который
будет сильнее и многочисленнее>» (Втор 9:14&&).
Моисей знал, сколь разрушительна сила
Господнего гнева: он видел это в Египте. Бог сказал: «Не удерживай
Меня!», но Моисей воспринял эти слова не как приказ, а скорее как вопль
Отца, Который
готов взорваться, но всё-таки в глубине души хочет, чтобы
Его остановили. Другими словами, Моисей воспринял восклицание Бога
как сигнал
к началу переговоров. > Моисей выдвигает свои аргументы:
«Как же так, ведь Ты Сам вывел их
из Египта! Что будет с Твоей репутацией! Как будут злорадствовать
египтяне! Вспомни Свои обещания Аврааму!» Он напоминает Всемогущему
обо всех Его обещаниях Своему народу[17]. Сорок дней и сорок ночей
Моисей молился, повергшись перед Господом, отказываясь от хлеба и от воды. Наконец Господь предложил Моисею вести народ в землю,
где течет молоко и мед, но — с одной оговоркой: «<Сам Я с вами не пойду, иначе Я уничтожу вас по дороге — ведь
вы народ упрямый!>» (Исх 33:3&). Однако Моисей продолжает уговоры. В результате Бог,
пусть неохотно, но соглашается и дальше сопровождать израильтян. > А потом
настал момент, когда
Моисей и Бог поменялись ролями. На сей раз Моисей готов был отказаться
от затеи Бога. «<Разве я зачал этот народ, разве я родил его
на свет? Почему же Ты велел мне нести этот народ на руках, как нянька
несет малое дитя, — нести их в ту землю,
о которой Ты клялся их отцам?>» (Чис 11:12*). Господь с сочувствием выслушивает
жалобы Моисея, успокаивает его и дает ему в помощь семьдесят старейшин (Чис 11:16,17). > Но Моисею
не всегда удавалось выпросить у Бога желаемое. Самая большая неудача
Моисея — отказ
Бога впустить его в обетованную землю (Чис 20:12). Хотя, нет, всё-таки
он побывал там много лет спустя — на горе Преображения
(Мф 17:3). Таким образом, примеры Авраама и Моисея доказывают: Господь
поощряет споры и противостояние. Зачастую Он уступает людям,
особенно когда люди взывают к Его милосердию. А, может быть, во время
споров с Богом мы перенимаем какие-то Его качества? > «Мы молимся не для того, чтобы уговорить Бога сделать то, чего Ему не хочется делать, —
пишет английский богослов архиепископ Тренч. — Мы молимся для того, чтобы исполнилась Его высшая воля». > Странная близость> Будь
Авраам
и Моисей единственными библейскими персонажами, которые осмеливались
возражать Богу, я не счел бы их споры образцом молитвы. Однако
подобные примеры встречаются в Библии часто: свое несогласие с Господом
проявляли не только Авраам и Моисей. (Порой мне кажется, что
Бог избрал сих достойных мужей для выполнения особо важных задач именно
за их бунтарский нрав.) > Однако по сравнению с тирадами Иова речи двух гигантов ; веры, споривших с Господом, кажутся робким
лепетом. Друзья Иова твердят благочестивые банальности, их слова
напоминают благопристойные прилюдные молитвы, которые мы часто слышим
в церкви. Друзья оправдывают Бога, стараются притушить вспышки горьких
чувств, переживаемых Иовом. Они растолковывают ему свои взгляды
на реалии
мира. Но Иов никак не хочет принять позицию друзей. Он с горечью
протестует против случившегося — он стал жертвой жестокого Бога.
Иов говорит с Богом искренне — он уязвлен. Он уже готов отказаться
от молитвы: «<Что нам проку
Его упрашивать?>»(Иов 21:15&&&), — заявляет он своим бесчувственным
друзьям.++ Однако в конце Книги Иова события принимают странный оборот: Господь лично отвечает Иову
и с презрением отвергает многословие его друзей. > В псалмах тоже встречаются жалобы
на якобы отсутствие Бога, на Его кажущуюся несправедливость. У меня, например, дух захватывает от слов
Давида: «От крика я изнемог, пересохшее горло горит. Слепнут мои глаза, глядя вдаль: где же помощь Божья?» (Пс 68:4*).
> Молитвы
протеста — из Псалтири, из Книг Пророков — напоминают Богу, что мир несовершенен, многие Его обещания еще
не исполнились, справедливость и милосердие еще не воцарились на земле. > Два пророка,
написавших
самые большие из пророческих книг, поначалу ответили на призыв Господа
почти как Моисей. Вот первая реакция Исаии: «<Горе мне,
я погиб! Ведь я человек с нечистыми устами, живу средь народа, чьи уста
нечисты>» (Ис 6:5+++). А Иеремия сразу же ищет отговорки: «<О Господи, Боже! Я говорить не умею, ведь я слишком молод.>»
(Иер 1:6#), —
да и после, на протяжении всей своей долгой службы, он не раз
пытался уклониться от Божьих поручений. Он жалуется: «<О Господи,
Боже! Неужели сказал Ты неправду народу сему, жителям Иерусалима,
обещав им, что мир наступит? Неужели меч поразит их насмерть?>»
(Иер 4:10#). > Молитва после цунами> Исаак (из Сингапура) > Господи,
сегодня мы оплакиваем жертвы, особенно тех, кто не верил в Тебя.
Помилуй всех нас. Нам так больно
видеть страдания людей, попавших в эту катастрофу. Иногда мы
не понимаем, есть ли Тебе вообще дело до всего этого. Я знаю, Ты
не наказываешь нас за грехи, потому что Ты пришел, чтобы спасти
грешников. Мы знаем, что Ты любишь нас, потому что ради нас Ты умирал.
Но почему Ты молчишь сейчас? > Почему мир так несовершенен, почему в нем скрыто столько зла?
А Тебе Самому разве не больно видеть, как распадаются семьи, как из жизни уходят молодые? > Мы знаем,
что горшки не могут спрашивать отчета у Гончара. Мы знаем, что в Твоих
руках истина. И
к кому же нам обращаться, как не к Тебе? Но если даже человек способен
простить и полюбить своего врага, то как же Источник нашей
любви может позволить погибнуть тем, кто в Него не уверовал? Прости, что
мы сомневаемся в Твоей любви — мы задаем
эти вопросы, потому что верим — Ты есть любовь и ищем объяснения тому,
что случилось. Мы знаем, что здесь,
на земле, мы не получим ответа, мы просто молим Тебя — сохрани нашу
веру. Аминь. |
> Авраам Хешель, крупный еврейский теолог и религиозный философ, исследователь пророческих книг Библии, особо
отмечает их бунтарский дух. «Принять суровость пути, указанного Богом, во имя Его любви? Мало кто был к этому готов. > И многие истинные молитвы были молитвами протеста. Древние пророки не спешили соглашаться с суровым
Божьим судом. Они редко кивали, восклицая: «Да будет воля Твоя!» Чаще они противились Богу, говоря: «Измени Свою волю». > Далее Хешель добавляет: «Человек никогда и никому не сдается — даже Богу».
> Я
уже говорил о борении в Гефсиманском саду. Иисус противился
Божьей воле и принял ее лишь потому, что другого выхода не было. Прошло
немного времени и Господь избрал для благовестия язычникам
человека, который на первый взгляд был для этого совершенно негоден.
Савл из Тарса, ревностный гонитель христиан. Узнав о Божьей милости
к Савлу, один из членов местной церкви воспротивился: «<Господь!
Я от многих слышал об этом человеке, я знаю, сколько зла
причинил он святому народу Твоему в Иерусалиме>» (Деян 9:13).
Но Господь оборвал его: «<Ступай! Я избрал его на служение Себе, и он возвестит Мое Имя язычникам с их царями
и народу Израиля>» (Деян 9:15). Несколько лет спустя апостол
Павел — бывший Савл — тоже спорил с Богом, многократно прося Его об избавлении от телесного недуга. > Почему
Бог, Всемогущий Правитель Вселенной, допускает позволяет человеку
так обращаться с Собой? Почему
Он вступает в переговоры? Почему иногда торгуется людьми? Может быть,
Он считает подобного рода взаимодействие своеобразным духовным
упражнением, полезным для нас? А может быть, взрывы наших чувств, словно
сигнал бедствия, дают Господу возможность вмешаться и помочь нам?
Вспомните: до Бога дошел «вопль сынов Израилевых» (Исх 3:9), и тогда
Он призвал Моисея к служению. > Мне становится понятнее, какой
молитвы хочет от нас Бог, когда я сравниваю свои отношения с Богом
и с самыми близкими для меня людьми. Вот, к примеру, брат: ему одному
известны секреты моего детства, он знает о моем стыде
и о моей боли. А жена? Она знает обо мне больше, чем любой другой
человек на свете, — с ней я обсуждаю всё,
от заказа в ресторане до выбора нового дома. Или мой редактор: мы идем
с ним рука об руку через все этапы создания книги,
он разделяет со мной все труды и тревоги на этом нелегком пути. Общение
с близкими мне людьми напоминает мне взаимодействие
библейских героев с Богом. Я о чём-то прошу, в чем-то уступаю, на чём-то
настаиваю, принимаю чужую точку зрения или не соглашаюсь
с ней. Чаще всего я в конце концов иду на компромисс — после каждого
разговора во мне что-то меняется. > Как и Авраам, я сначала приближаюсь к Богу в страхе и трепете, но вдруг понимаю, что
Божья воля — не в безоговорочном подчинении, а в том, чтобы вступить с Ним в переговоры.
Я не в состоянии так вот просто взять и принять сегодняшний мир со всей его несправедливостью и нечестностью.
Мне хочется призвать Бога к ответу, напомнить Ему о Его обещаниях и о Его совершенстве. > В фильме
«Апостол», снятом американским актером и режиссером Робертом Дюволлом,
есть прекрасный эпизод.
Сонни, проповедник с горячим нравом, имевший в прошлом нелады с законом,
топает ногами, пинает мебель в своей комнате и кричит. Сосед
снизу жалуется на шум: «У вас там буйнопомешанный живет?» А мать Сонни
с улыбкой отвечает, что это всего лишь Сонни. «Еще с той
поры, когда мой сын был упрямым малышом, он привык разговаривать
с Господом. Иногда разговаривает, а иногда — кричит
на Бога. Вот как раз сейчас Сонни кричит на Него». > Они боролись с Богом> Одно
время я очень беспокоился, что мне недостает
веры. Я ожидал от молитвы немногого, а удовлетворялся еще меньшим.
Мне казалось, что вера — это дар, который либо
есть, либо его нет. Мне и в голову не приходило, что способность
молиться можно развивать, накачивать ее, как мускулы. Однако моя
точка зрения изменилась после того, как я понял: вера — это своего рода
сретение##
с Богом. Пусть я не замахиваюсь на многое, не слишком верю в чудеса, но я способен укрепить свою веру во время встреч
с Богом — в молитве. > Я вспоминаю один случай, произошедший в начале моей
супружеской жизни. Мы с женой приехали к друзьям. Они поселили нас в четырехкомнатном домике для гостей. Кроме нас, там никто
не жил. За ужином прозвучали обидные слова, и разразилась семейная ссора. Мы выясняли отношения до поздней ночи, но разговор
привел не к примирению, а к еще большему отчуждению. На следующий день у меня была назначена деловая встреча, поэтому
я просто выбежал из комнаты — я хотел обосноваться в другой, надеясь, что сумею выспаться в тишине. > Но
через несколько минут дверь моей комнаты открылась и на пороге
появилась Дженет с новыми аргументами
на устах. Тогда я перебрался в третью комнату. Но и тут случилось то же
самое. Дженет не собиралась оставлять меня в покое!
Разыгрывалась некая комедия: угрюмый муж-интроверт убегает от своей
настырной жены-экстравера. На следующий день (но никак не раньше)
мы вместе посмеялись над вчерашней драмой, а я усвоил важный урок: отказ
от общения хуже, чем конфликт: во время конфликта
стороны не теряют контакта друг с другом. > Говоря о схватке,
трудно не вспомнить один
поразительный эпизод из Библии — прообраз всех последующих борений
с Богом. Внук Авраама, Иаков, многократно лукавил и обманывал
людей. И вот однажды над ним нависла угроза расплаты — ему предстояла
встреча с братом Исавом, у которого Иаков хитростью
отобрал право первородства. Исав отличался крутым нравом. Иаков
был напуган и чувствовал свою вину. Поразмыслив, он, чтобы задобрить
Исава, отправил
впереди себя свою семью, имущество и тщательно продуманные дары.
Двадцать лет он провел вдали от дома. Как его встретит
Исав — мечом или объятиями? Иаков пребывал один, в ночной темноте,
в тревожном ожидании. > Вдруг кто-то ударил его — человек? ангел? Иаков поступил так, как он поступал всегда. Он вступил
в борьбу и боролся так, будто от исхода зависела вся его жизнь. Схватка продолжалась всю ночь. До самой зари борцы не смогли
одолеть друг друга. Тогда противник Иакова попросил: «Отпусти Меня» (Быт 32:26), и <ударил Иакова по бедру>** с такой силой, что Иаков на всю жизнь остался хромым. > Поразительно,
но избитый,
перепуганный, ошеломленный Иаков упорствовал: «Не отпущу Тебя, пока
не благословишь меня» (Быт 32:26). А таинственный
противник, вместо того чтобы еще одним прикосновением свернуть Иакову
шею, даровал ему вдруг новое имя — Израиль, что означает
«борющийся с Богом». Тут Иаков наконец понял, с Кем он боролся. > Чуть
позже Иаков увидел,
что навстречу ему идет Исав и с ним еще четыреста человек. Прихрамывая,
Иаков, бросился навстречу брату. Соперничество между братьями
началось еще до их рождения, во чреве матери. Но вот наступил момент
истины. Тот, кто только что боролся с Богом, не поднял руку
на брата, а обнял его (Быт 32:13-28; 33:1-15). > Раввин Артур
Васков вспомнил эту древнюю
историю в разгар затяжной вражды со своим собственным братом. Артур
жаждал примирения, и вот братья встретились в Мериленде,
в занесенной снегом хижине. Там они в первый раз за всю свою
сознательную жизнь поговорили по душам. В следующий раз
они встретились в Орегоне. Брат холодно взглянул на Артура и процедил:
«Всё-таки я убью тебя». Васков написал потом книгу «Борьба
с Богом» — о себе и о брате. И о других двух братьях — сыновьях Исаака. > «Борцы похожи на любовников, которые сплелись в экстазе», — писал он. Артур вспоминал,
как они с братом в детстве боролись, перебрасывали друг друга через голову и успокаивались, только окончательно выбившись
из сил. > Исав с трудом встал > После борьбы. > С тяжелым вздохом он посмотрел за реку — > Там был его брат: > Похоже, > Там > Пахло > Войной.
> Во время ночного столкновения с таинственным существом и днем, при встрече с косматым братом
Исавом, в Иакове боролись два начала — ему хотелось и драться, и любить. Иногда трудно понять, обнимают тебя
или душат. > Бог не уступает легко. Но Он, похоже, приветствует
настойчивость и готовность
продолжать борьбу, даже когда исход поединка предрешен. Может быть,
той долгой ночью у реки Иаков впервые научился преобразовывать
готовность
к борьбе — в любовь. «<Свидеться с тобой было для меня — что Бога
увидеть лицом к лицу>» (Быт 33:10***), — сказал Иаков брату. Разве мог бы он сказать такие слова, если бы накануне ночью
не встретился лицом к лицу с Богом? > Иаков совершил в своей жизни много ошибок, но его именем
почему-то Бог назвал целый народ. Его имя носят все, борющиеся с Богом. Апостол Павел намекает, что детьми Израиля нужно считать
и нас — тех, кто крепко держится за Бога во тьме, кто, попав в безнадежное положение, заявляет Богу «я не отпущу Тебя».
Нам принадлежит благословение, наследие и Царство. > Противоположность равнодушию — любовь> «Высшим
формам и величайшим плодам
молитвы всегда присущи элементы противоборства с Богом», — такой вывод
делает Эдвард Баундс, автор восьми книг о молитве. Яростные вспышки
человеческих чувств вряд ли пугают Бога, но иногда, кажется, они могут
изменить Божьи намерения. Иаков охромел от легкого прикосновения### Бога. Очевидно, Бог в любую минуту мог прекратить ночной поединок. Но Господь медлил: Он
так же сильно желал, чтобы Его удержали, как и сам Иаков желал его удержать. > Мне посчастливилось работать в Англии вместе с членами Общества святого Колумбы[18]. Эта организация объединяет сотрудников хосписов, сестер милосердия
и других людей, которые оказывают помощь умирающим. Иногда нас с женой приглашают участвовать в конференциях Общества. > На одной
из таких встреч капеллан хосписа рассказал историю: его позвал пациент,
пребывавший
в крайнем отчаянии. Больного, у которого была последняя стадия рака,
мучило сильнейшее чувство вины: всю прошлую ночь он неистово бранился
с Богом. Наутро он ужаснулся: он был уверен, что теперь у него нет
ни единого шанса обрести вечную жизнь — разве
Бог простит ему оскорбления и проклятия? > Священник задал больному вопрос: > — Как вы думаете, что является полной противоположностью любви? > — Ненависть, — ответил пациент. > Священник улыбнулся
в ответ: > — Нет, вы ошибаетесь. Противоположность любви —
равнодушие.
Вы неравнодушны к Богу, иначе вы не провели бы целую ночь, изливая Ему
свою душу. Знаете, как называется то, что вы делали ночью?
Это называется молитва. Вы всю ночь провели в молитве.
> + «Насадивший ухо не услышит
ли?» — Пс 93:9. — Прим. ред. <русского перевода?>. * Перевод РБО, 2011 г. ("Библия. Современный русский
перевод"). ** Так в переводе М.Г.Селезнева (РБО/РГГУ, 1999 г.).
В Синодальном переводе — "коснулся состава бедра его". *** Перевод
М.Г.Селезнева (РБО/РГГУ, 1999 г.). & Перевод М.Г.Селезнева и С.В.
Тищенко (РБО/РГГУ, 2000 г.). && Перевод С.В. Тищенко
и М.Г.Селезнева (РБО, 2005 г.). &&& Перевод
А.С. Десницкого (РБО, 2008 г.). ++ Автор приводит довольно неудачный пример — эта фраза — очевидная цитата Иовом слов беззаконников/нечестивцев
(в Синодальном переводе Библии это ясно по смыслу, в "Современном русском переводе" обозначено пунктационно). +++ Перевод А.Э. Графова (РБО, 2004 г.). # Перевод Л.В. Маневича (РБО, 2001 г.). ## "Сретение" — слав. "встреча". Странно, что переводчик использовал здесь это слово (видимо, ради
"высокого стиля"). По-английски праздник Сретения называется Candlemas Day ("День мессы со свечами") или Feast
of the Purification ("Торжество Очищения"), а евангельское событие — Presentation of Jesus at the Temple
("Представление Иисуса в Храме"). ### Синодальный перевод, и,
видимо, тот англ. перевод, которым пользовался автор, в Быт.32:25,32 говорят о "прикосновении", а "Современный русский
перевод" — об ударе. Доступные нам комментарии ясности в этот вопрос не внесли. > [17]
Мартин Лютер образно описал молитву такого типа: «Господь Бог просто
не мог меня не услышать. Я не отставал от Него.
Я докучал Ему, напоминая Его же обещания внимать нашим молитвам».
В другом месте Лютер пишет о своем борении с Богом за исцеление
друга: «На этот раз я умолял Всемогущего изо всех сил. Я нападал на Него
с Его же оружием, призвав на помощь все, какие
мог вспомнить, строки Писания, в которых Он обещает отвечать на наши
молитвы, если мы будем молиться с верой». — Прим.
авт. > [18] Святой Колумба (518-597) — апостол
Шотландии, православный монах, основатель знаменитого монастыря на острове Айона. — Прим.
пер. |