>
Как напоминает нам о. Александр, «являясь таинством присутствия Христа,
Евхаристия – это пир Церкви, и более того,
Евхаристия – это Церковь на Пире и, следовательно, мера и значение всех
пиров». Если устав предписывает совершать Великим постом
литургию Преждеосвященных даров вечером (чего сегодня практически нигде
не делают), это и означает пост с самого утра и до литургии,
но уже никак не после нее. Поэтому в большие праздники литургию
в древности совершали ранним утром, после всенощного бдения (которое
действительно было ночным), а в меньшие праздники – поздним утром,
создавая тем самым более продолжительное время
для «предвкушения пира», т.е. поста. А в постные дни, соответственно,
богослужение совершается вечером, и предвкушение получается самым
долгим. > Именно по этой причине служба
в воскресные дни Великого поста так похожа на рядовые воскресенья: воскресный день просто не был в древности постным. А вот
в Великую Субботу литургия служится по уставу после вечерни, т.е. вечером – к сожалению, в нашей практике уже давно
всё сместилось. >
Однако никто
из нас не ходит на литургию каждый день, и даже каждую неделю ходят
далеко не все. Поэтому нет ничего удивительного в том, что
тесная связь между постом и евхаристией достаточно оказалась нарушенной:
христианам надо было как-то поститься, значит, пришлось изобретать
правила поста,
не зависящие от Евхаристии напрямую. Пост становился подготовкой
не к вечернему богослужению, а к празднику, который наступал еще
через несколько недель... >
Так возникли
правила многодневных постов. В древности уставы были куда более
разнообразны, нежели теперь, но общий принцип был понятен: люди
отказывались
от пищи самой дорогой, самой вкусной и самой плотной – прежде всего,
конечно, от мяса. В результате, как пишет св. Иларион,
«с течением времени понятие о посте было, так сказать, подменено
понятием постного», причем, что поразительно, первыми произвели
эту замену еретики-монтанисты, которые ввели у себя многодневные посты
с сухоядением (отказом от любой приготовленной пищи). >
Это, конечно, совсем никак не означает,
что нынешние правила поста с отказом от мясного и молочного,
а при строгом посте и от рыбного, чем-то плохи
и должны быть заменены на другие. Вовсе нет. Даже если изначально
какая-то деталь церковной жизни была изобретена вовсе не святыми отцами,
но отцы ее приняли и сделали своей, нас это не должно смущать. Но этот
исторический экскурс показывает, что правила эти вовсе
не абсолютны, что они зависят от конкретно-исторической ситуации
и в принципе могут быть и пересмотрены. > Поэтому нет ничего удивительного или скандального
в том, что покойный Патриарх Сербский Павле, сам человек святой и аскетичной жизни, выступал за существенное смягчение правил поста для мирян. Собственно,
в этом нет никакого новшества – он всего лишь предложил вернуться к тому многообразию постных практик, которое мы встречаем
в истории Церкви. >
Но самое главное,
что разговор на тему «что есть, а чего не есть», он вообще
тут второстепенный. И не потому только, что смысл поста
вовсе не в гастрономии – это, конечно, так, но мы слишком легко
это повторяем, слишком легко представляем себя этакими титанами
духа, которым нет никакой разницы: что сочная котлета, что сухая
корочка. Один-два дня, может быть, и нет, а за сорок дней очень хорошо
эта разница ощущается, так что разговор о конкретном меню будет совсем
не лишним. >
И всё-таки первичный смысл поста – молитвенный, литургический,
евхаристический. Сегодня вполне обыденна ситуация, когда в пост человек
выбирает себе особое меню, ходит на некоторые церковные службы, молится
дома – словом, создает себе сам или по согласию с духовником некий
индивидуальный ритм духовной жизни. Но из такого поста полностью
уходит общинная, евхаристическая направленность, о которой так много и горячо писал о. А. Шмеман. Ведь пост – это
не просто упражнение в личном благочестии, но дорога к Пасхе, главному для Церкви событию года и всей нашей жизни. А мы
вместо попытки пройти этот путь, по слову
о. Александра, «удовлетворяемся великопостным символизмом». И жареными груздями с печеной брюквой, конечно. > Дело, опять-таки, не в том, чтобы отходить
на все богослужения, вычитать все молитвы. Такое действие тоже может быть формальным и бессмысленным, как показал в рассказе «Мирное житие»
А. Куприн. И тогда слова Триоди
«постимся постом приятным, угодным Господеви» перестают пониматься в том
духе, что наш пост должен быть угоден, приятен Господу – нет,
приятности ищем для себя самих. Для кого грузди вкусны, для кого молитвы
сладкозвучны, а кому и похудеть пора, оздоровиться,
духовность, опять же, «подкачать»... > Пост
совсем не про это. А про что он – я лучше Шмемана всё равно не скажу. Тем более, что тут никого уговорить
не удастся, подлинный его смысл каждый может открыть только для себя, в свете грядущей радости Христова Воскресения. |