> Как это часто бывает, когда Павел говорит: «<Неужели> вы не знаете?..» – что он здесь повторяет дважды в двух соседних стихах,– нам хочется ответить: «Нет, мы действительно этого не знаем!» Но слова Павла достаточно однозначны. Наступит день Суда, когда будут раскрыты тайны всех сердец (Рим 2:1-16; 14:10, 1Кор 4:5, 2Кор 5:10 и т.п.). Место верховного судьи там займет Иисус (Рим 2:16, Деян 17:31). Но, похоже, какую-то роль на этом Суде будут исполнять и «святые»*, Божий народ в целом. И приведенный отрывок показывает, что, по мнению Павла, эта истина должна быть прекрасно знакома христианам Коринфа. > Почему? Вероятно, потому, что Павел, подобно большинству других первых христиан, совершенно серьезно относился к седьмой главе Книги пророка Даниила: Потом царство будет передано святым Всевышнего, и они воцарятся навек и на веки веков. /…/святым Всевышнего была воздана справедливость: настало время, и святые воцарились. /…/народу святых Всевышнего будут отданы царственность, власть и величие всех царств под небесами. Царство его – царство вечное, всякая власть подчинится и покорится ему. > (Дан 7:18,22,27**).
> В оригинальном контексте это пророчество решительно утверждает, что иудеи (или их верный остаток) получат власть над царствами мира после ужасных страданий, которые причинят им «звери». Как стали понимать это пророчество первые христиане? > Самый основной ответ очевиден: это совершилось в Иисусе Христе, который был оправдан и возвеличен Богом после своего страдания от рук нечестивых. Во всяком случае, так это понимали евангелисты, которые отметили, что Иисус называл себя «Сыном Человеческим» (например, см. Мк 14:62). Это выражение вызывает споры, но у меня нет никаких сомнений в том, что за этим выражением стоит видение Даниила, в котором участвует «<словно> бы Сын человеческий» (7:13). > Но уже первые христиане понимали, что это относится не только к Иисусу, но и ко всему его народу. Множественное число, используемое в главе 7 Книги пророка Даниила (когда речь идет о «святых Всевышнего», которые получат царскую власть), употребляли и первые христиане (за исключением авторов Евангелий, которые говорили в единственном числе об Иисусе), так что даже запутавшиеся и неразумные коринфяне знали, что они будут участвовать в обещанном «владычестве», будут судить мир на суде Мессии. И это позволяло Павлу думать, что, по крайней, мере кто-то из них способен действовать как мудрый судья уже в нынешнее время. То, что должно произойти в грядущем, говорит он, нам следует предвосхищать в настоящем. Или, по меньшей мере, церковь должна к этому стремиться. Не обращайтесь к языческим судьям, говорит Павел. Суд может вершить один из вас. В конце концов, в новом Божьем мире вы станете судьями. > Это поможет нам лучше понять другой отрывок, также из Первого послания Коринфянам, где Павел с глубокой иронией упрекает свою аудиторию в надменности: И действительно, кто тебя отличил? Что в тебе есть такого, чего бы ты не получил от Бога? Ну, а если получил, как можешь похваляться, словно ничего не получал?! У вас уже всего вдоволь? Вы уже богачи? Вы уже воцарились — и без нас? Хотел бы я, чтобы вы воцарились! Тогда и мы царствовали бы вместе с вами. > (4:7–8)
Предложения, в которых я поставил вопросительный знак, можно прочесть и как иронические утверждения: «О да, у вас уже всего вдоволь! Вы уже богачи! Вы уже воцарились — и без нас!»*** Ответ Павла показывает, что он считает эти претензии пустыми, но одновременно видит в них важный богословский смысл: они призваны стать царями, в новом смысле, но ведут себя в соответствии с обычным старым смыслом как «важные персоны», преисполненные надменности и хвалящиеся собой. Но это не упраздняет смысла удивительных слов Павла в конце предыдущей главы: Так вот, пусть никто не хвалится людьми! Потому что всё ваше: и Павел, и Аполлос, и Кифа, и мир, и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее — всё это ваше, но вы принадлежите Христу, а Христос — Богу. > (3:21–23)
> Всё принадлежит вам! Это важное богословское утверждение, и хотя коринфяне исказили его в соответствии с окружающей их языческой культурой, оно остается справедливым. Те, кто «во Христе», уже разделяют с ним это царское достоинство. И хотя крест заставляет радикальным образом пересмотреть смысл этого статуса – и первые четыре главы Первого послания к Коринфянам говорят именно об этом,– он остается царским статусом, статусом истинного властителя мира. И этот статус распространяется и на народ Божий, пребывающий во Христе. > Пастырские послания также говорят об этой головокружительной истине – о том, что христиане делят царствование с Иисусом и вносят в мир Божью справедливость. Во Втором послании к Тимофею мы находим такие слова: Помни Иисуса Христа, потомка Давида, вставшего из мертвых, как гласит Радостная Весть, которую я проповедую. Ради нее я в беде — даже в цепях, как преступник. Но Божью Весть в цепи не заковать! Поэтому я всё терплю — ради избранных, чтобы и они в единении с Христом Иисусом получили спасение вместе с вечной славой. Верны слова: Если мы умерли с Ним, будем с Ним вместе и жить. Если терпим, вместе и царствовать будем. Если мы от Него отречемся, и Он отречется от нас. Если мы неверны, Он остается верным — ведь Он от себя самого отречься не может! > (2:8-13)
> «С Ним и царствовать будем». Это остается обетованием и надеждой, той «целью», на которую указывает Новый Завет. На новом небе и новой земле народ Иисуса будет участвовать в его верховном правлении над миром. Если Второе послание к Тимофею (как думает большинство ученых) написано не Павлом, мысли этого неведомого автора здесь перекликаются с мыслями Павла, выраженными в Послании к римлянам и Первом послании к коринфянам. И можно заметить, что ни один текст не говорит об этом как о какой-то новой идее, которая могла бы удивить первых христиан. Это всегда звучит как то, что они уже усвоили и считают очевидной истиной. > И наконец, о том же говорит и сам Иисус в Евангелии от Матфея. Даже самые скептически настроенные библеисты склонны думать, что эти слова действительно произнес Иисус. Среди прочего, к такому выводу их склоняет тот факт, что это изречение обращено исключительно к Израилю, тогда как первые последователи Иисуса, включая самого Матфея, очень скоро вышли за рамки Израиля и обратились к другим народам. И потому мнение о том, что эти слова кто-то придумал позднее, звучит крайне неправдоподобно. Это речение удивляет и озадачивает, и совершенно непохоже на «позднейшее изобретение» еще и потому, что здесь, похоже, к участию в Страшном суде призывается и предатель Иуда! Никто из первых христиан не стал бы такого выдумывать. > Эти слова Иисус произносит после встречи с богатым юношей в ответ на вопрос Петра о том, что их ждет в будущем: Верно вам говорю, в новом Веке, когда Сын человеческий воссядет на престоле Небесной славы, тогда и вы, последовавшие за Мной, сядете на двенадцати престолах, чтобы править двенадцатью племенами Израиля. Всякий, кто оставит дома, братьев, сестер, отца, мать, детей или поля ради Меня, получит во сто крат больше и обретет вечную жизнь. Но многие, кто сейчас первые, станут последними, а последние — первыми. (19:28–30)
> Вероятно, эти слова, как и текст главы 6 Первого послания к коринфянам, ссылаются на главу 7 Книги пророка Даниила. Иисус считает, что коль скоро он есть Мессия, вводящий правление Бога, Царство Божье, он со своими учениками станет участником последнего Суда, на котором Бог наведет порядок и всё исправит в этом мире. > Поняв смысл этого отрывка, мы можем обратиться к менее конкретным, но достаточно ярким обетованиям Нового Завета о слугах, которые были верны в малом, а потому им вверят большее (Мф 25:21, Лк 19:17,19). Можно включить сюда же и слова про «овец», которые, сами того не понимая, в нынешней жизни служили тому, кого они потом увидят на троне верховного судьи (Мф 25:34–40). И уяснив себе смысл этих отрывков, мы начинаем понимать, что многие слова Иисуса о грядущем Царстве и о роли его последователей в нём на самом деле указывают на грядущее правление Бога над миром, в котором Он всё исправит, и на то, что последователи Иисуса уже здесь и теперь предвосхищают грядущее, когда они станут участвовать в этом правлении. > Таким образом, если мы хотим найти надежное основание для христианского понимания добродетели, нам в первую очередь нужно смотреть на Иисуса. Как это понимали первые христиане, Иисус выполнил предназначение человека и предназначение Израиля, он был и царем, и священником. В нём великие истории Израиля, человечества и всего мира достигли своей кульминации. В нём представлены все человеческие сообщества, которые Бог призвал, вручив им важнейшие задачи. И он собрал вокруг себя последователей, поручив им следовать за ним и участвовать в этой истории, в этом сообществе, в этом призвании. И потому теперь нам следует обратиться к самому Иисусу и попытаться понять, к чему он призывал своих современников и какие задачи перед ними ставил.
* В переводе Нового Завета В.Н.Кузнецовой, который мы здесь как правило приводим, греческое слово агиос (=святые) обычно передается как "святой народ Божий" (прим. ред. рассылки). ** Перевод Е.Б.Смагиной (прим. ред. рассылки). *** Именно такой перевод этих фраз дает В.Н.Кузнецова, такое же понимание — в Синодальном переводе.