Для планировочных и профилировочных работ при строительстве дорог, других линейных и площадных объектов и аэродромов применяют грейдеры – строительные машины. Также грейдеры используются для возведения дорожных насыпей небольшой высоты – до 1м. Для сооружения дорожного корыта и распределения в нем каменных материалов дорожной одежды, создания профиля дорожных обочин, сооружения и очистки придорожных и оросительных канав глубиной до 70см используют грейдеры.
Технические характеристики грейдера определяют их применение на талых грунтах, и на мелких каменных материалах – щебне и гравии. В заболоченных местностях с высоким уровнем грунтовых вод грейдеры использовать не рекомендуется. Наиболее эффективны грейдеры в работе при протяженности рабочего хода более 500м. На более коротких участках грейдеры неэффективны, так как увеличивается время, потраченное на развороты машины и установку рабочего органа. При боковом возведении насыпей дальность перемещения грунта не должна превышать 30м.
Классификация грейдеров
Грейдеры бывают прицепные и самоходные – автогрейдеры. Прицепные грейдеры могут выпускаться в полуприцепном исполнении, унифицированном с основной моделью прицепной машины. Классифицируются грейдеры и по массе: легкие, средние и тяжелые.
Конструкция грейдера
Прицепной грейдер состоит из хребтовой рамы с двумя колесными осями. Передняя при помощи дышла соединяется с буксирной скобой трактора. Также в конструкцию грейдера входит тяговая рама с поворотным кругом. На него устанавливается рабочий орган – отвал с ножами. Механизм управления приводится в действие водителем вручную. Освоена конструкция прицепного грейдера с гидромеханизмами управления, приводимыми от гидросистемы буксирующего трактора.
Для полуприцепного варианта исполнения грейдеров характерно отсутствие передней оси с дышлом. Оголовок его рамы соединяется с буксирующим трактором посредством шарового шкворня. Современные грейдеры по заказу потребителей выпускаются с заменой жестких металлических колес на пневматические шины.
Автогрейдеры имеют хребтовую раму, тяговую раму и поворотный круг с отвалом. Эти конструкции схожи с механизмами прицепного грейдера. Передняя ось автогрейдера выполнена с поперечной балансирной подвеской и оснащена поворотными в плане рулевыми колесами. Задние колеса выполняются парными с продольно-балансирными подвесками. Привод задних колес осуществляется от двигателя, размещенного сзади по ходу, и ходовой трансмиссии. Выпускаются автогрейдеры шести- и четытехколесные с передними ведущими и управляемыми колесами, как правило пневмошинными.
Для управления автогрейдеров применяются гидромеханизмы, приводимые за счет отбора мощности от двигателя. |