«Песочная терапия» – это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге. Таким образом, «песочная терапия» позволяет: ● стабилизировать психоэмоциональное состояние; ● совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; ● стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; ● развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию; ● стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; ● разнообразить способы сотрудничества. Не менее эффективна «терапия глиной». Археологи находят глиняных зверушек в тысячелетних пластах на всех континентах и объясняют, что древний человек, создавая из глины зверей, рыб и птиц, видел глубокую связь между ними и реальными животными. Глина была первым материалом для изготовления посуды, из нее строили жилища – глинобитные дома, делали кирпичи, из которых клали стены и печи. Глина несла тепло и уют. Все то полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести и к играм с глиной, которую не заменит самый дорогой пластилин. Рука, входящая с соприкосновение с песком и глиной, получает знания и опыт – основу мышления. В работе с дошкольниками мы использовали такое наследие предков, как «глинопись». Сначала дети делали на куске сырой глины отпечатки ладоней и ступней и подписывали свое имя (сами или с помощью взрослого). Узнав про «глиняные» книги, стали палочками выдавливать буквы. Глина оказалась и отличным математическим материалом: можно скатать колбаску и разделить на равные части; можно лепить цифры, геометрические фигуры (и при желании изменять их форму). Конечно, работа с глиной требует особых приспособлений, клеенчатых фартуков для детей, дополнительных хлопот по уборке, но результат от приобретенных умений, от жажды творить и быть «скульптором» окупает все затраты. Рука ребенка, соприкасающаяся с во¬дой, также развивает и гармонизирует работу его мозга. В педагогике известно более сотни упражнений: от массажа рук в воде до опытов, связанных с различными агрегатными состояниями воды: жидкостью, паром, льдом.