Каталог статей
В категории материалов: 265 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 ... 26 27 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
> Библия стоит на книжной полке — ее можно взять в руки, посмотреть оглавление. Но оказывается, что в разных изданиях список книг, входящих в Библию, может быть не совсем одинаковым. Почему так? Да откуда вообще взялся этот список (его еще иногда называют «каноном»)? Что означает включение в этот список какой-либо книги? |
> Принимая значение Священного Предания, выходящего за формальные рамки Библии, православная и католическая экзегетика стремится рассматривать Писание в контексте Предания Церкви – как ветхозаветной, так и новозаветной. Это в свою очередь требует тщательного и благоговейного богословского изучения религиозной традиции, в которой сложились и из которой выросли священные книги. |
«это Бог соединил вас с Христом Иисусом, которого Он сделал для нас мудростью! Благодаря Ему мы оправданы Богом, посвящены Богу, выкуплены на свободу». |
> 3. Священники и властители <.....> > Главные действующие лица на Страшном суде
> Три следующих новозаветных текста восполнят картину будущего, задуманного Богом, и того, как его можно предвосхищать в настоящем. Во-первых, мы снова обратимся к одному отрывку из посланий Павла, который, как я полагаю, настолько не вписывается в ожидания большинства современных читателей, что они молча проходят мимо него и быстро о нём забывают: И как смеет тот из вас, у кого тяжба с другим братом, судиться у грешников, вместо того чтобы передать дело на решение святого народа Божьего? Или вы не знаете, что народ Божий будет судить мир? И если вам судить мир, неужели вы не способны разрешить мелкие тяжбы? Неужели не знаете, что мы будем судить даже ангелов? Что уж говорить о житейских делах! И если возникли споры о таких делах, зачем вы отдаете их на суд людям, не принадлежащим к церкви? Как вам не стыдно! Неужели нет среди вас ни одного мудрого человека, который мог бы рассудить братьев?
|
Христос Воскресе! Воскресшего Творца Своего на небесах воспевают ангелы. Неумолкаемыми песньми прославляют они Победителя диавола и смерти. Ликуют все силы природы, все стихии торжествуют и славят Воскресшего. Побеждено зло и тление, исчезает все скверное, вошедшее в природу при грехопадении Адамовом. Обновится ныне все естество для нетления, для вечного Царствия Божиего, в котором не будет никакой скверны! Ликуют ныне усопшие. Забыты ими болезни и печали, которые они претерпели в земной жизни. Свет Троицы озаряет их, радость их невыразима земными словами, жизнь наполняет их. Праотцы торжествуют, вспоминая свое исшествие из ада и прославляют своего Освободителя. Недавно усопшие изумляются величию торжества небесного и поспешно устремляются стать его участниками. |
Не видишь ли, какие суровые подвиги переносят монахи, возлюбившие уединенную жизнь и удалившиеся на вершины гор? |
> II. Глядя на солнце <.....> > 10. Жизнь в Духе > Если мы прониклись этой картиной, которая должна повергнуть нас в трепет — что Святой Дух приходит обитать в людях, превращая их в храмы живого Бога, — мы теперь готовы понять и некоторые другие вещи, связанные с действием Духа. > Мы видели, что люди удивительным образом призваны к святости. И у всех первых христианских авторов мы найдем слова о том, что человек, который следует за Иисусом, призван исполнять Закон, то есть Тору, Закон иудеев. Это говорит Павел, это говорит Иаков, это говорит сам Иисус. Однако во многом христиане не исполняют и не должны исполнять иудейский Закон. Так, Послание к Евреям утверждает, что со смертью Иисуса система жертвоприношений потеряла силу, а с ней вместе и Храм. Павел говорит, что когда языческие мужчины или юноши обращаются к Благой вести Иисуса и принимают крещение, им не нужно обрезание. Некоторые слова Иисуса содержат намек на то, что пищевые запреты, которые отличали иудеев от их языческих соседей, пора оставить ради другого отличительного знака, ради святости иного рода. Первые христиане ясно понимали, что им уже не обязательно соблюдать субботу, хотя этого требует одна из Десяти заповедей, при этом они ссылались на самого Иисуса. > Тем не менее, первые христиане продолжали говорить о том, что обязаны исполнять Закон — иногда даже в тех самых текстах, где речь шла о Духе. Если тебя ведет и наполняет Дух, провозглашает Павел, ты уже не станешь делать того, что запрещено Законом: убивать, прелюбодействовать и так далее. Павел пишет: «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». А затем он продолжает: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (обратите внимание, что он снова говорит тем языком, которым иудеи говорили о Храме). Дух даст жизнь, жизнь воскресения, всем тем, в ком Он обитает; и это мы предвкушаем уже ныне (снова речь идет о будущем в настоящем) в святости жизни (Рим 8:7–17). Далее в том же послании Павел разворачивает это же положение: «Любовь не делает ближнему зла. Итак, любовь есть исполнение Закона» (Рим 13:10). > Здесь снова речь идет не о том, что Закон — это надежный, древний и почитаемый нравственный ориентир. Скорее Тора, как и Храм, — это одно из тех мест, где небо встречается, с землей, так что, как думали некоторые иудейские учителя, когда люди изучают Тору и стремятся ей следовать, они подобны тем людям, которые поклоняются в Храме. А первые христиане призывают друг друга стать таким живым местом пересечения и взаимодействия неба и земли. И снова нам это может показаться чем–то ужасающе трудным, если не полной невозможностью. Но от этого нам никуда не деться. К счастью, как мы увидим, в нормальной христианской жизни можно найти средства для поддержания такой жизни и даже для роста в ней. > Именно тема исполнения Торы в Духе стоит за поразительным описанием Пятидесятницы во второй главе Деяний. До сего дня в иудаизме Пятидесятница — это праздник дарования Торы. Сначала иудеи празднуют Пасху, день выхода Израиля из египетского рабства. Затем Израиль скитается по пустыне и через пятьдесят дней приходит к горе Синай. Моисей восходит на гору и возвращается оттуда с Законом, с каменными скрижалями завета, которые Бог дал своему народу, чтобы Его люди своей жизнью показывали, что они действительно принадлежат Богу. > Нам следует помнить об этом, когда мы читаем вторую главу Деяний. На предшествовавший праздник иудейской Пасхи Иисус умер и был воздвигнут из мертвых, открыв новый путь к свободе и прощению, дав новое начало жизни всему миру, а особенно тем, кто следует за ним. А теперь, через пятьдесят дней, Иисус уже был вознесен на «небо», в Божье измерение, но, подобно Моисею, спускается снова, чтобы дать обновленный завет и предложить новый образ жизни, написав условия не на камне, но на человеческих сердцах, чтобы последователи Иисуса могли показать, что они действительно принадлежат своему Учителю. Именно такие богословские идеи стоят за удивительным описанием дня Пятидесятницы у Луки, и тогда мы можем понять глубинный смысл этих образов ветра, огня, дара языков и смелости, с которой апостолы внезапно начали говорить об Иисусе изумленной толпе паломников. Те, в ком живет Дух, переживают в себе это пересечение неба с землей. > Дух осуществляет не только то, что давали иудею Храм и Тора. Нам следует вспомнить еще две вещи, которые в иудаизме указывали на то, что Бог действует в нашем мире. Иудеи говорили о Храме, Торе, Духе — а также о Божьем Слове и Божьей Премудрости. |
Скорбное
собрание. Печальное зрелище. Пред нами мертвец, притом, мертвец
необыкновенный. Лежит пред нами Царь неба и земли, Творец всей
вселенной. За нас умер Он. Мы
согрешили, а Он страдал. Люди нарушили заповедь Божию, отступили от
Бога, а Бог, желая привлечь к Себе Своей любовью, мучается и умирает за
них. Не мог Бог
страдать и умереть Божеством, поэтому воплощается, и Своей человеческой
природой страдает и умирает, не переставая быть Богом. Все это Он делает
для нас, чтобы
показать Свою любовь к нам. |
> Последствия грехопадения: нагота> Так свершилось грехопадение человека.
Говоря о грехопадении, мы имеем в виду не просто понижение ценностного
уровня, но изменение образа бытия, извращение жизни. Библейский текст
обрисовывает этот экзистенциальный перелом и его последствия в емких
и точных образах. > Первым следствием греха явилось ощущение
наготы: "И открылись глаза у них обоих, и узнали они,
что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание" (Быт.3,7).
Между тем вплоть до момента грехопадения "были
оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт.2,25). Что же означает
это ощущение наготы, этот стыд наготы, сопровождающий
грех? В нём выражается осознание того факта, что устремленный на меня
взгляд принадлежит не любящему и любимому существу,
к которому я питаю полное доверие, но чужому. В этом взгляде нет, любви;
чужой человек смотрит на меня лишь как на объект
собственных желаний и вожделений. Своим взглядом он словно
"объективирует" меня, превращает в некое безличное существо, лишая меня
моей неповторимой, глубочайшей единственности. Ощущение наготы означает
разрыв личного отношения, отрицание любви, потребность в самозащите
от опасности, которую с этого момента воплощает в моих глазах другой
человек. И я защищаюсь стыдом, я прикрываю свою наготу,
чтобы сохранить собственную личность, чтобы укрыться от чужого взгляда
и не превратиться в объект, служащий удовлетворению чужой
эгоистической похоти. > До грехопадения всё человеческое тело
являло собою личностную неповторимость; в нём выражался динамический
призыв к жизненному единению, к самоотдаче в любви. Ощущение и стыд
наготы, напротив, возникают в тот момент, когда жизнь перестает
стремиться к самоосуществлению в любви и целью ее делается
индивидуальная самодостаточность-удовлетворение потребностей
и вожделений
индивида. Вот почему после грехопадения лишь истинный эрос вновь
превращает наготу в выражение доверия и высшей самоотдачи, избавляя ее
от бремени стыда. "В подлинной любви душа скрывает тело", – говорил
Ницше, при всём своем воинствующем атеизме никогда
не терявший чувства истины. С другой стороны, христианский святой, Исаак
Сирин, дополняет эту мысль: "Любовь не знает стыда... Любовь
не ведает стыда по природе и забывает о сдержанности"[5]. > Ощущение
наготы и стыд наготы – наиболее ясное свидетельство того искажения,
которое претерпела
человеческая природа в результате грехопадения. Образ Божий,
запечатленный в человеке, оказался униженным и извращенным (однако
не был
разрушен совсем). Этот образ выражается в личностном, троичном образе
бытия, в личностной любви, которая только одна и может воссоединить
жизнь,
волю и энергию естества. Если же любовь личности подчиняется (хотя бы
частично) индивидуалистической потребности автономного природного
существования, то
она превращается в инстинкт, неразумное влечение, слепую страсть.
В результате природа дробится на множество индивидов, каждый из которых
живет лишь для себя – индивидов, вероломных по отношению друг к другу
и оспаривающих друг у друга право
на жизнь. |
> 3.
Священники и властители<.....> > Человек как проект
Бога> Теперь, познакомившись с тем, что говорят о призвании Откровение
и Первое послание Петра, обратимся к паре других ключевых текстов Нового Завета, где говорится о том же. Первый из этих текстов
стоит в середине столь <насыщенного смыслом> пассажа, что мы рискуем просто не уловить его сути. > В этом отрывке Павел подводит итоги первым четырем главам Послания к римлянам, строя
тем самым основание для последующих четырех глав — чтобы первые восемь глав, в свою очередь, стали надежным основанием для того,
что он намерен сказать в главах 9-16. И потому пассаж, о котором мы говорим, — это не отступление от темы
и не сделанное мимоходом замечание, но отрывок, тесно связанный с представлениями Павла в целом и с ходом его мысли
в данном послании. Он здесь крайне важен. В нём Павел как бы взбирается на высокую гору, откуда можно окинуть взором весь пейзаж
замысла Бога с первых дней до его окончательного воплощения. > Для этого
Павел
противопоставляет Адама, первого человека, получившего великое повеление
от Бога, но не выполнившего его из-за своего непослушания, Иисусу
Христу,
который послушно исполнял спасительный замысел Бога и тем самым искупил
всё человечество. Другими словами, Павел говорит, что мы, последователи
Иисуса, ныне призваны стать подлинными людьми. Вот как это место звучит: Итак, грех вошел
в мир через одного человека, а с грехом смерть; смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили. И до того, как
был дан Закон, грех был в мире, но там, где нет Закона, грех не ставится в вину. Но и от Адама до Моисея смерть
царила — даже над теми, кто сам не согрешил грехом Адама. Адам — прообраз Другого, Того, кто должен был прийти.
Но преступление Адама нельзя равнять с Божьим даром. Из-за преступления одного человека погибло множество людей. А Божий дар —
Его дар многим через одного Человека, Иисуса Христа — неизмеримо больше. Дар Бога нельзя равнять с грехом одного человека:
единственная вина — и обвинительный приговор, множество преступлений — и благодатный дар полного оправдания. > (5:12–16)
|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|